Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа
Все люди на земле разные: они отличаются цветом кожи, ростом, цветом волос и множеством других признаков. Помимо внешних различий, которые мы можем наблюдать визуально, каждый человек различается своим отношением и взглядами на жизнь, на явления, которые происходят вокруг него, на поступки окружающих людей. Это абсолютно естественно, так как во многом рациональные или эмоциональные проявления человека зависят, с одной стороны, от той социальной обстановки, в которой он находится, а с другой, от того, какой у него характер, мировоззрение или же темперамент. Именно последнему будет посвящено данное исследование.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности
1.1. История появления и развитие знания о типах темперамента……….4
1.2. Современный этап исследования типов темперамента……………...10
Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью учеников
в школе………………………………………...............................................11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………..14
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Растущему человеку необходимо
постепенно научиться сознательно
Заключение
О природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента. Эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов. Э. Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови. А. Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик, Г. Врисберг, связал темперамент с особенностями нервной системы. И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.
Таким образом, данная работа
рассказывает о темпераменте, его видах,
истории изучения и др. В ней дана характеристика
темпераментов, раскрыты особенности
влияния свойств нервной системы на типы
темпераментов. Следовательно, темперамент
относится, прежде всего, к биологически
обусловленным подструктурам личности
и знание своего типа темперамента, безусловно,
поможет решить многие проблемы воспитания
и развития личности.
Я считаю, что достигла поставленной
цели, так как смогла определить зависимость
успеваемости ребенка в школе от типа
его темперамента.
В ходе работы моя гипотеза не подтвердилась, наиболее успешны в школе холерики, а не флегматики, как я предполагала. Соответственно, моя гипотеза была опровергнута.
В заключении данной работы, необходимо отметить, что определение типа темперамента учеников и установление их взаимосвязи с успеваемостью школьников – это достаточно важная и интересная тема, которая имеет под собой теоретическую основу и подтверждение на практике
Список литературы
3. Возрастная и педагогическая психология. К., – 1986
4. Гипперейтер Ю.Б. и Романова В.Я. Психология индивидуальных
различий – М., 2000
5. Дружинин В.Н. Современная психология. – М, 1998
6. Индивидуальный подход и тип темперамента // http://festival.1september.ru
7. Кант И. О темпераменте. Психология индивидуальных различий: Тексты. –
М., 1982.
8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. — М., 1982
9. Немов Р. С. Психология. – М., 1995
10. Рогов И.М. Общая психология – М., 1998
11. Крылов А.А. Психология. – М., 1998
1 Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал,
1989., Т. 10, № 1. С. 12.
2 Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. С. 149
3 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.
С.
4 Немов Р. Психология. - М., 1995. С. .399
5 Немов Р. Психология. - М., 1995. С. 400
6 Дружинин В.Н. Современная психология. – М, 1998. С. 237
7 Крылов А.А. Психология. – М., 1998. С. 106
8 Крылов А.А. Психология. – М., 1998. С. 149
9 Возрастная и педагогическая психология. К., – 1986. С. 68
Информация о работе Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе