Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа
Все люди на земле разные: они отличаются цветом кожи, ростом, цветом волос и множеством других признаков. Помимо внешних различий, которые мы можем наблюдать визуально, каждый человек различается своим отношением и взглядами на жизнь, на явления, которые происходят вокруг него, на поступки окружающих людей. Это абсолютно естественно, так как во многом рациональные или эмоциональные проявления человека зависят, с одной стороны, от той социальной обстановки, в которой он находится, а с другой, от того, какой у него характер, мировоззрение или же темперамент. Именно последнему будет посвящено данное исследование.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности
1.1. История появления и развитие знания о типах темперамента……….4
1.2. Современный этап исследования типов темперамента……………...10
Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью учеников
в школе………………………………………...............................................11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………..14
Основной, ведущий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.
Дополнительный
темперамент ярче
проявляется в напряжённой
и
Третий тип темперамента
проявляется в официальной обстановке,
на далекой психологической дистанции
(в отношении с руководством, подчиненными
или партнерами из других организаций,
просто незнакомыми
людьми). Этот тип темперамента можно назвать
ролевым, т.к. человек в такой ситуации
скован условностями, и, приспосабливаясь
к обществу, играет определенную социальную
роль.
Четвертый тип темперамента, проявляется наиболее редко. Как кратковременная реакция на стрессовые ситуации (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.)7.
Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни8.
Для более яркого понимания этих терминов, давайте рассмотрим иллюстрацию. Здесь изображено, как реагируют люди с разным типом темперамента на одно и тоже событие - на их шляпу сели. Как мы видим, если владелец шляпы холерик, севшему не поздоровилось бы. А если владелец - флегматик, то он бы даже не заметил, что его шляпа помята. Ну, а если же владелец - меланхолик, севшего окатил бы дождь из слез. Самый оптимистичный вариант развития событий мы видим на четвертой картинке. Там владельцем был сангвиник, который постараться найти положительные стороны в этом событии.
Также существует другая система классификации темперамента. Эта система называется "крестом Айзенка" (См. Приложение 3). Он определяет человека по двум шкалам: шкале стабильный – нестабильный, определяющей, как бурно реагирует человек на события, происходящие вокруг, и шкале экстраверт – интроверт, определяющей насколько человек общителен или наоборот замкнут в себе. Кстати, эта шкала пересекается с нашей первой системой, так например, стабильный экстраверт - сангвиник, а нестабильный интроверт - меланхолик.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений9.
Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
От темперамента человека зависят:
1.2. Современная ситуация
Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.
О влиянии, которое оказало
учение древних врачей и философов на
дальнейшее исследование темпераментов,
можно судить хотя бы по тому, что до середины
XVIII в. почти все исследователи видели
анатомо- физиологические основы темперамента
в строении и функции кровеносной системы.
Такое представление сохранилось и в эпоху
научной психологии. Так, известный исследователь
темпераментов немецкий психиатр Э. Кречмер
считал, что установленные им четыре основные
свойства темперамента - чувствительность
к раздражителям, настроение, темп психической
деятельности и психомоторика - обусловлены
химическим составом крови. Известна также
химическая теория темперамента 30х годов
нашего века, принадлежащая У. Мак - Дауголлу,
непосредственно примыкающая к древней
гуморальной концепции. Японский психолог
Т. Фурукова в тот же период высказывал
мнение, что основным методом диагностики
темперамента является определение химического
состава крови.
Параллельно с эндокринными
концепциями начиная с середины XVIII в.
развивались теории темперамента, связанные
с некоторыми свойствами нервной системы.
Так, Альбрехт Галлер, основоположник
экспериментальной физиологии, который
ввел важные для психологии понятия возбудимости
и чувствительности, утверждал, что основными
факторами различий по темпераменту являются
сила и возбудимость самих кровеносных
сосудов, через которые проходит кровь.
Эту идею воспринял ученик
А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал
темперамент непосредственно с особенностями
нервной системы. Так, он считал, что в
основе холерическо-сангвинистического
темперамента лежит крупный мозг, “сильные
и толстые нервы” и высокая возбудимость
органов чувств. Идея связи особенностей
темперамента с определенными анатомическими
и физиологическими характеристиками
нервной системы в различных формах появляется
в учениях многих философов и врачей XVIII
и XIXвв. Она получила частичное экспериментальное
подтверждение главным образом в типологии
И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали,
что некоторые свойства нервной системы
образуют физиологическую основу темперамента.
Под влиянием
антропологов, обративших внимание на
различия в строении тела, и психиатров,
подчеркивающих индивидуальные различия
в предрасположенности к психическим
заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась
концепция, согласно которой существует
связь между телосложением и свойствами
темперамента. Эта концепция, распространенная
прежде всего среди итальянских, французских
и немецких исследователей (А. Ди Джиованни,
Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее полное
выражение получила у французского врача
Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он
создал типологию, в основе которой лежало
представление о том, что организм человека
и его расстройства зависят от среды и
врожденных предрасположенностей. В настоящее время концепцию
четырёх темпераментов подкрепляют понятиями
«торможение» и «возбуждение» нервной
системы. Соотношение «высокого» и «низкого»
уровней, для каждого из этих двух независимых
параметров, даёт некую индивидуальную
характеристику человека, и, как результат —
формальное определение каждого из четырёх
темпераментов.
В рамках соционики выделяют так же соционический темперамент, где понятия возбуждение и торможение заменены на связанные с ними вертность (интроверсия - экстраверсия), определяющую общую активность человека, и рациональность (рациональность - иррациональность), определяющую темп данной активности.
Развитие программы «Геном человека» создаёт условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные ещё врачами древности.
Из данной главы становятся ясны понятия темперамента, различия между четырьмя типами темперамента, скорость, пластичность, интенсивность психических процессов человека. Также удалось выяснить значимость понятий торможение и возбуждение нервной системы.
Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью уч
Успеваемость – степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Именно успеваемостью определяется как главный показатель эффективности школьного обучения. Чем больше у ученика проблем с данным критерием, тем больше вопросов появляется у родителей и учителей. Успеваемость или же неуспеваемость учащегося может зависит от целого комплекса факторов, среди которых проблемы со здоровьем, разногласия в семье, уровень внимательности и многое другие.
Следуя цели данного исследования, выявим зависимость между успеваемостью в школе и типом темперамента ученика. Было проведено анкетирование в 9 «Б» классе. Анкета состояла из 101 вопроса. Результаты были сведены в диаграмму (См. Приложение 3). Графическая форма анализа представляет из себя крест Г. Айзенка, на котором точками отмечены мои одноклассники. Для того чтобы проверить, влияет ли тип темперамента на успеваемость ученика в школе, были приведены итоговые оценки за 2010 – 2011 учебный год по русскому языку, математике, физике, биологии и химии. Результаты анкетирования и отметки были сведены в диаграммы по предметам. На диаграмме по русскому языку красными точками отмечены ученики, у которых пять по данному предмету, желтыми точками отмечены ученики с четверками, а голубыми – троечники (См. Приложение 4).
На следующих слайдах можно увидеть диаграммы итоговых оценок учащихся 9 «Б» класса за прошлый год, но уже по математике, физике, биологии, химии (см. Приложения 5, 6, 7, 8).
Из диаграмм становится видно, что ребята с меланхолически-холерическим типом темперамента больше тяготеют к русскому языку и биологии, а ученики с холерически - сангвистическим и нормальным типами темперамента лучше успевают по математике, физике и химии.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Информация о работе Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе