Выявление отношения молодежи к печатным СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь - стратегический ресурс общества. От того, с каким багажом знаний, умений, духовного опыта она выйдет в самостоятельную жизнь, зависят перспективы социально-экономического, культурного, информационного развития государства. В формировании устойчивой и динамичной системы социализации молодого поколения важную роль играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия. Между тем социологические исследования показали, что современные российские медиасистемы пренебрегают интересами этой аудиторной группы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Средства массовой информации и общество………………………………....5
1.1 Влияние СМИ на поведение в обществе…………………………………….5
1.2 Роль печатных СМИ в современном мире…………………………………..8
2. Выявление отношения к СМИ……………………………………………….11
2.1 Методы опроса общественности…………………………………………....11
2.2 Результаты опроса молодежи……………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Приложение……………………………………………………………………....23

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров  и книг. В настоящее время частота  выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски  газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так  часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это  связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информирования.

Дмитрий Мартынов, президент АРПП, в своем  выступлении на XIX международной  конференции АРПП освещал тенденции  развития печатных СМИ в России.  «По данным Федерального агентства  по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), в 2009 году выручка от реализации прессы в розницу составила 42,4 млрд руб. против 46,2 млрд руб. в 2008 году (минус 8,2%). Падение доходов от подписки составило уже 8,3 млрд руб. — 31,3%. Параллельно  уменьшались объемы рекламы, размещаемой  в печатных СМИ: по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), потери составили 43%: 32,6 млрд руб. против 57,6 млрд в 2008 году. Реклама в Интернете, наоборот, прибавила 8%, объем достиг 19 млрд руб.

В 2010 году показатели улучшились. По данным АКАР в 1 полугодии российский рекламный  рынок вырос на 10% по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года. Прирост рекламы в печатные СМИ  составил 6%, в т. ч. рекламные бюджеты  газет увеличились на 15%, журналов на 8%. При этом в рекламных изданиях объёмы сократились на 5%. Лидером  по темпам роста по-прежнему остаётся Интернет. В первом полугодии рекламные  бюджеты увеличились на 33%.

Выручка от розничных продаж прессы в первом полугодии также увеличилась  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в среднем на 8%. Это обусловлено умеренным  ростом цен, а также появлением новых, интересных потребителям проектам —  патворкам.

Тем не менее, по мнению многих экспертов, на уровень 2008 года рынок печатной прессы может  уже не вернуться».

Для журналистов  необходимо искать новые пути привлечения  аудитории посредством углубленного изучения потенциальной аудитории, ее потребностей. Своевременно реагировать  на изменения в социокультурной  среде.

2. Выявление  отношения к СМИ

2.1 Методы  опроса общественности

Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для  получения информации исследователь  обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями  этого метода.

Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых  социальных процессов и явлений.

Существуют  две разновидности опроса, связанные  с письменной и устной формой общения  с респондентами, - анкетирование  или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число  обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную  информацию. Также достоинство метода - широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том  виде, как она «преломилась» в  сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной  реальностью, выступающей предметом  исследования, и данными, отражающими  мнения людей. Всегда важно учитывать  возможное искажение информации, полученной методом опроса.

Наиболее  распространённый в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или  индивидуальным.

Групповой опрос широко применяется по месту  работы, учёбы. Анкеты раздаются в  аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются  на рабочих местах или по месту  жительства (учёбы) респондентов, а  время возврата заранее обговаривается.

Социологическая анкета - это объединённая единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

· по содержанию (вопросы о фактах сознания, о  фактах поведения и о личности респондента);

Вопросы о фактах сознания направлены на выявление  мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных  с личностью опрашиваемого или  его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного  отношения. Вопросы о фактах поведения  выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические  анкеты, образуя блок социально-демографических  вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и  другие характеристики респондента.

· по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

Закрытым  вопросом называется тот, в котором  заранее дан полный набор вариантов  ответов. Типы такого вопроса - альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают  выбор респондентом нескольких вариантов  ответов.

Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не навязывают респонденту варианты ответов. Открытые вопросы дают возможность  выразить мнение во всей полноте и  мельчайших подробностях. Именно при  помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.

Когда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь  применяет вопросы в косвенной  форме. При конструировании таких  вопросов исходят из предположения  о том, что, отвечая на них, респонденты  опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических  оценок, характерную для высказываний от первого лица.

· по функции (основные и неосновные)

Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление  адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные  вопросы).

Почтовый  опрос - разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как  эффективный приём сбора первичной  информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет  и получении почтовых ответов  на них. Важное преимущество почтового  опроса - простота организации. К достоинствам метода относится то, что он позволяет  одновременно провести опрос на большой  территории, в том числе - в труднодоступных  районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит  в том, что анкета заполняется  только респондентом. Тем самым отсутствует  контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический  барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе.

Также позитивным свойством почтового опроса является возможность респондента выбирать удобное для него время заполнения анкеты.

Недостатки  почтового опроса - неполный возврат  анкет.

Начинают  опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки. Существует некоторая отрицательная связь между объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.

Одновременно  с рассылкой анкет в том  же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту  по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии  в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его  практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской  организации. Вместе с анкетой также  отправляют конверт с напечатанными  на нём обратным адресом, в нём  респондент будет возвращать заполненную  анкету исследователю.

Примерно  через 2-3 недели после отправки анкет  высылаются напоминания.

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в  газете или журнале. Укажем два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с  целью получения данных о своих  читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается  мнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силу пассивности  процедуры вовлечения потенциальных  респондентов в опрос в прессовом  анкетировании невысок возврат  анкет.

Решающие  факторы формирования финальной  выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым  имеет дело социолог, - это тема исследования, конструкция и оформление прессовой  анкеты, специфика временного момента  публикации.

Ещё один тип метода опроса - интервью.

При интервьюировании контакт между исследователем и  респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задаёт вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Для получения  одного и того же объёма информации при исследовании метода интервью исследователь  должен затратить больше времени  и средств, чем при анкетировании.

В прикладной социологии различают три вида интервью:

· формализованное;

В этом случае общение интервьюера и респондента  строго регламентировано разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной  интервьюера. Обычно преобладают закрытые вопросы. В интервью с открытыми  вопросами предусмотрена несколько  меньшая степень стандартизации поведения респондента и интервьюера.

· фокусированное;

Имеет своей  целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, последствий, причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

· свободное.

Применяется в случаях, когда исследователь  только приступает к определению  проблемы исследования, уточняет её конкретное содержание. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного  опросника или разработанного плана  беседы. Группы опрашиваемых обычно невелики, их ответы фиксируются с максимальной точностью.

 

 

2.2 Результаты  опроса молодежи

Для опроса молодежи был выбран метод анкетирования. Данный метод был выбран по следующим  причинам: во-первых он не требует больших  финансовых затрат, во-вторых для простого населения это самый понятный и привычный метод опроса. Также  анкетирование не занимает много  времени, что способствует наибольшей результативности опроса. Анонимность  результатов обеспечивает необходимую социальную защищенность. Вследствие большее количество правдивых ответов. Метод анкетирования является простым и удобным способом опроса.

Анкетирование проводилось как при непосредственном общении, так и  в социальной сети «вконтакте». Это позволило увеличить  число респондентов и расширить  границы исследования в территориальном  плане.

В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ.

Реципиентам было предложено ответить на 10 вопросов и заполнить паспартичку. Меньшее  количество вопросов не раскрыло бы тему опроса, а большее вызвало бы скуку  и потребовалось бы больше времени  на заполнение анкеты, что в свою очередь снизило бы желание сотрудничать.

Вопросы были как закрытого, так и открытого типа. Молодежь может делать выбор из предложенных ответов или высказывать собственное мнение, что является важной составляющей, как для их психологического удовлетворения, так и для более полного выявления их настроя.

Первые 2 вопроса выявляют предпочтение молодежи среди печатных СМИ и степень  частоты обращения к газетам  или журналам. Они позволят определить изначальный настрой опрашиваемых. В дальнейшем ответы на эти вопросы можно сравнить с остальными и выявить степень правдивости заполнения всей анкеты.

Информация о работе Выявление отношения молодежи к печатным СМИ