Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 23:49, реферат
Задачи данной работы: изучить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, раскрыть природу процессов социальной мобильности, её виды, рассмотреть взаимосвязь социальной мобильности и маргинальности, охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе.
Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1.
1.1 Виды социальной мобильности ……………………….…………......……3
1.2. Система показателей социальной мобильности………………………..…8
Глава 2. Проблемы социальной мобильности…………………………………11
2.1 Закрытые и открытые общества………………………………………….11
2.2 Каналы социальной мобильности.………………………………...…..….13
2.3. Индивид и социальная мобильность ……………..………………………15
ГЛАВА 3.
2.1. Маргинальность как социальное явление.……………………..………19
2.2. Взаимосвязь маргинальности и социальной мобильности.………...…22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………...…27
Глава 3. Маргинальность как социальная явление..
Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции. Понятие “маргинальная личность” было предложено Р.Э. Парком для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни, т.е. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности” и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах.
Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоуквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другие виды маргинальности.
И.П. Попова характеризует этого понятие, исходя из того, что это многозначное и многоуровневое понятие и предлагает следующее понимание маргинальности: “Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным изменением общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации” .
Маргинальность характеризуется
- промежуточностью положения индивида;
- погруженностью индивида в процесс переходности;
- дезадаптацией индивида или психологической “двойной” адаптацией, когда индивид оказывается между двумя статусными позициями или сразу в двух;
Все эти аспекты в своей совокупности формируют особый “гибридный” тип личности, имеющий отличительные характеристики. В ряду специфических свойств маргинального человека обычно указывают следующие качества:
обостренные рефлексия и самосознание;
критическое, скептическое, иногда циничное отношение к миру;
отстраненность, психологическая отчужденность;
замкнутость, одиночество, внутренняя противоречивость.
Выделяют три условные группы разнонаправленных стратегий поведения, т.е. различные уровни “потенциальной маргинализации”:
1. Стабилизирующая (консервативная): ориентир на сохранение социального статуса (профессии, специализации) оценивается как “нулевая маргинализация” (“О”);
2. Понижающая (отрицательная) - ориентир на любую, в т.ч., менее квалифицированную работу.
3. Продвинутая (положительная) - общая направленность на повышение социального статуса, ориентир на новую более квалифицированную, хорошо оплачиваемую профессию.
Особую группу маргиналов составляют группы молодежи, пенсионеров, инвалидов, находящихся на периферии производственного процесса.
Существует еще один вид маргинальности. Условно его можно определить как сознательно выбранную маргинализацию. Дифференциация в этом случае происходит по социально-психологическому принципу. В эту группу можно включить миграцантов, этноменьшинства в контексте “доминирующей культуры”, конфессиональные группы, приверженцев эзотерических учений, нонконформистов - особая категория маргиналов, которую характеризуют смена социально-психологических установок, сознательное отчуждение. В общих чертах анализируя эту группу на “русском материале”, М.Вебер приводит пример русских разночинцев - “народных неформальных интеллектуалов”.
2.2. Взаимосвязь маргинальности и социальной мобильности
Перемещение из одной позиции в другую позицию ставит индивида перед необходимостью изменения привычных образцов поведения, адаптации к новому ролевому набору, выработки новой системы координат для различения своего положения в обществе. Чем больше эта дистанция между социальными позициями, тем больше усилий и времени требуется для адаптации к новомй социальной роли, к созданию новых социальных связей. В случае отсутствия обстоятельств или в случае личных особенностей, способствующих благоприятной адаптации маргинала, не только возможен, но и в большинстве случаев происходит взрыв агрессии, выливающийся нередко в преступное действие. В результате маргинализации в обществе растет напряженность.
В современной России в результате кризиса и реформ появилась новая категория маргинальных групп - «новые маргинальные группы». Под новыми маргинальными группами в социологии понимают социально-профессиональные группы, «в которых происходят значительные, интенсивные, масштабные изменения положения по отношению к прежней системе социальных отношений, обусловленные внешними, кардинально и необратимо изменившимися социально-экономическими и политическими условиями. Социологическими исследованиями выделены три основные группы «новых маргиналов»: «постспециалисты», «новые агенты» и мигранты.
«Критериями "новизны" и маргинальности социально-профессиональных групп можно признать: глубокие, базовые изменения в социальном положении определенных социально-профессиональных групп, происходящие в основном вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств – полной или частичной потери работы, смены профессии, должности, условий труда и оплаты в результате ликвидации предприятия, сокращения производства, общего падения уровня жизни и т.д.; продолжительность такой ситуации. Далее, неопределенность статуса, неустойчивость положения, в условиях нестабильности, а также в силу личностных особенностей; внутреннюю и внешнюю противоречивость положения, вызванную статусной рассогласованностью и усугубленную необходимостью социокультурной переориентации»
"Постспециалисты" - специалисты отраслей экономики, потерявшие в современной ситуации социальную перспективу и вынужденные менять свой социально-профессиональный статус. Это группы населения, которые подвергаются высвобождению, не имеют перспектив трудоустройства в соответствии со своей специальностью и квалификацией. Переподготовка которых сопряжена с утратой уровня квалификации, потерей профессии. Общие характеристики этой группы: достаточно высокий социально-профессиональный статус, уровень образования и специальной подготовки; невостребованность; несоответствие высокого социального статуса низкому уровню материального положения; отсутствие возможностей изменить свой статус.
Постспециалисты - обширная и разнообразная по составу и социальному положению новая маргинальная группа. Это работники маленьких и средних городов со свертываемой монопромышленностью, депрессивных регионов; профессионально-отраслевые - работники отраслей (машиностроения, легкой, пищевой и т.д.), представители профессий и специальностей (инженерно-технические работники), невостребованных современными экономическими условиями; бюджетные – работники реформируемых бюджетных отраслей науки, образования, армии. Их составляют работники, потерявшие работу или неполностью занятые, имеющие высокий уровень образования, опыт работы, высокий социально-профессиональный (в т.ч. и должностной) статус, большие притязания в отношении работы. Стратегия поведения основной части этих групп направлена на выживание.
"Новые агенты" - представители малого бизнеса, самозанятое население. Их положение существенно отличается от положения вышеуказанной группы. Их отличает активная позиция в формировании системы новых социально-экономических отношений.
Основные критерии маргинальности на этом уровне - "переходное" состояние всего социального слоя в процессе его становления; статусной рассогласованность, отсутствие благоприятной внешней среды, неустойчивость, существование на границе между "светом" и "тенью", легальным и теневым сектором в системе экономических отношений. В основе стратегии трансформации данного типа лежит в основном все та же стратегия выживания, деформирующая формирующиеся черты малого предпринимательства.
"Мигранты" – беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран "ближнего зарубежья". Особенности положения этой группы связаны с тем, что она попадает в ситуацию множественной маргинальности. Состав вынужденных мигрантов разнороден. Положение вынужденного мигранта усложняется целым рядом факторов. Среди внешних «неблагополучных» факторов – вынужденная потеря родины, проблемы с получением статуса, ссуды, жилья и т.д., в результате чего переселенец может оказаться полностью разоренным. Неприязненное отношение местного населения. И наконец, внутренние факторы связаны с душевным дискомфортом, феноменом осознания того, что ты "другой русский" – с други м менталитетом.
Трансформационные процессы повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую. Общая черта этих процессов - окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе.
Проблемы различных социальных групп, объединенных признаками маргинальности в трансформирующемся обществе, тесно взаимосвязаны. В целом они имеют общий набор рецептов их решения - государственное регулирование оптимальных социальных условий; профессиональная реабилитация групп экономически активного населения и меры помощи в социальной адаптации по отношению к группам с наиболее сложным положением.
Заключение.
Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Быстрота изменения общества требует большего притока высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции талантливых личностей, поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система это необходимость для современного общества.
В целом социальная мобильность общества противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотиваций, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться за сохранение нового статуса. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
Список литературы
1. Николаев В.Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социально-психологичекие импликации // Социальные и гуманитарные науки /РЖ/. Серия 11. Социология. -М., 1998. -№2.
2. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ: Учебное пособие. М., 1996.
3. Голенкова З.Т., Ичитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации // Социологические исследования. 1998. №8.
4. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии. 1998, № 12.
5. Феофанов К.А. Социальная маргинальность. Характеристика основных концепций и подходов в современной социологии // Общественные науки за рубежом /РЖ/ Серия 11. Социология. М., 1992. - № 222.
6. Маликова М.Н. Динамика перемен. // Социальные исследования. 1997. № 10.
7. Галкин А.А. Тенденции изменений социальной структуры // Социологические исследования. 1998. № 10. .
8. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. № 10.