Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 23:49, реферат
Задачи данной работы: изучить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, раскрыть природу процессов социальной мобильности, её виды, рассмотреть взаимосвязь социальной мобильности и маргинальности, охарактеризовать новые маргинальные группы в российском обществе.
Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1.
1.1 Виды социальной мобильности ……………………….…………......……3
1.2. Система показателей социальной мобильности………………………..…8
Глава 2. Проблемы социальной мобильности…………………………………11
2.1 Закрытые и открытые общества………………………………………….11
2.2 Каналы социальной мобильности.………………………………...…..….13
2.3. Индивид и социальная мобильность ……………..………………………15
ГЛАВА 3.
2.1. Маргинальность как социальное явление.……………………..………19
2.2. Взаимосвязь маргинальности и социальной мобильности.………...…22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………...…27
Дистанция мобильности
— это количество ступенек, на
которые удалось подняться или
пришлось спуститься индивидам.
Нормальной дистанцией
Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:
- межпоколенная мобильность;
- внутрипоколенная мобильность;
- межклассовая мобильность;
- внутриклассовая мобильность.
Глава 2. Проблемы социальной мобильности.
2.1 Закрытые и открытые общества.
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения.
В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше диапазон мобильности, который характеризует данное общество, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
Как пример закрытого социального общества можно отнести кастовое общество в Древней Индии, которое делилось на ряд каст, Каждая каста обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.
Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса.
Закрытая мобильность
свойственна тоталитарным
В настоящее время закрытых типов общественных структур не существует. Индустриальное общество, которое социологи относят к типу открытых обществ, расширило диапазон мобильности. Открытая мобильность свойственна демократическим обществам и означает отсутствие законодательных затруднений в процессе социальных перемещений. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок. К тому же современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду экономических причин, поскольку высока потребность общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами. Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.д.
Вертикальная мобильность в такие группы крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.
2.2 КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты
Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано
П. Сорокиным, называвшим их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «люфты», «мембраны», через которые индивиды перемещаются вверх и вниз.
Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры.
- армия;
- религиозные организации;
- образование
- политика - правительственные группы и партии.
- искусство;
- экономическая деятельность;
- семья и брак;
Армия функционирует, как эффективный канал социальной мобильности, не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.
Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.
Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции и позволяли добиться впечатляющих успехов. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии: уровень образования один из отличительных знаков принадлежности к более высокой страте. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.
Собственность наиболее
ярко проявляется в виде
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, чего им недоставало.
2.3. Индивид и социальная мобильность.
Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности
Для усвоения нового статусного уровня индивиду необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Изменение материальной бытовой культуры - это один из способов приобщения к более высокому статусному уровню. Но без изменения других компонентов культуры материальный образ жизни только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, немного значит.
Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все это должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Преднамеренное обучения и сознательная имитация могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро.
Во все времена такой шаг служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности, брак с представителем более высокого статуса разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры другого статусного слоя.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Современные экономически развитые общества представляет собой систему с открытыми классами, в них сохраняется дифференциация людей по социальному статусу, но в тоже время есть способы и возможности изменить свой социальный статус. Человек не остается всю жизнь в том классе, в каком он был рожден.
Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь такие неприятные последствия для индивидов с высокой мобильностью, как статусная нестабильность, напряжение при принятии новых социальных ролей.
Средневековый ремесленник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь ремеслом, и был свободен от честолюбивых амбиций и страха перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.
Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя.
Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести руководителей среднего и низшего уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.
Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Индивид попадает стрессовую ситуацию. Это иногда грозит нервными расстройствами и снижением мотивации исполнения своей роли. К тому же, меняя своё статусную позицию, индивид попадает в пограничное состояние между двумя социальными позициями: прежней и нынешней. Начинает вращаться в двух субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Потеря точек соприкосновения с прежней субкультурой также достаточно болезненный процесс. Такое положение индивида между двумя группами, делающего его более или менее чужим для обеих групп в социологии обозначается как маргинальность.