Важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Социальные воззрения древних. Социальная мысль Средневековья. Социальные и политические теории Нового времени. Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения. Социологические идеи немецкой классической философии.
Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

политики.  В  трактате  “Государь”  он  рисует  картину  самой   беспощадной

политической борьбы за власть и  показывает  все  те  низменные  побуждения,

которые толкают человека на эту борьбу. Политические события  он  объясняет,

прежде  всего,  психическими  свойствами  человека  и,  с  другой   стороны,

совпадением  обстоятельств.  Несмотря  на  его  во  многом   идеалистические

представления, Н. Макиавелли стремится  к  реалистичному  описанию  событий,

которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят  негативный

характер.

   Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому,  подобно

Н.  Макиавелли,  присущ  реалистический  подход  в   изучении   государства.

Наиболее  значительной  его  работой  явилось  сочинение   “Шесть   книг   о

республике”, в  котором  он  дает  целостную  картину  развития  общества  и

государства,  главным  образом  развивая  мысли   Аристотеля.   Государство,

согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем  развития

семьи и разделения ее  на  новые  семьи.  Новые  семьи  сохраняют  известное

единство, и таким образом возникают новые  социальные  общности,  в  которых

осуществляются производство,  торговля,  совершаются  религиозные  обряды  и

т.д.

    Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор  теории  о  разделении

властей, был  сторонником  некоторых  общих  социологических  идей,  которые

позже повлияли  на  развитие  социологии,  и  которые  он  изложил  в  своих

“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и  в  сочинении  “О  духе

законов”.

    В рамках науки о государстве и праве, а также в политических  доктринах

данной  эпохи  получает  новую  жизнь  развитая   первоначально   греческими

софистами   договорная   теория   происхождения   государства    -    теория

“общественного договора”. Эта теория  получила  новое  развитие  в  связи  с

борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие  позиции

в экономической  сфере  общественной  жизни,  стремилась  взять  у  феодалов

политическую власть. В процессе  борьбы  буржуазии  за  политическую  власть

получают развитие представления,  основывающиеся  на  теории  “общественного

договора”.  Согласно  этим   представлениям,   существует   различие   между

договором, на основе которого  создается  человеческое  общество  и  который

заключается всеми индивидами вместе, и договором,  на  котором  основывается

государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество  и,  с

другой стороны,  правитель.  Эту  теорию  использовали  не  только  те,  кто

выступал  за  ограничение  абсолютной  власти  правителя,  но  и  сторонники

абсолютизма. Главными  представителями  этой  теории  являются  Томас  Гоббс

(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т.  Гоббс  и

Руссо  по-разному  объясняют  общественное  развитие.   Т.   Гоббс   считает

естественное догосударственное существование людей негативным, “войной  всех

против всех”, а о человеке говорит,  что  он  по  природе  является  злым  и

эгоистичным, а общество  его  облагораживает.  Руссо  имеет  противоположную

точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние  человеческой

жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по  природе

доброе, но общество его портит. И та и другая  точки  зрения  представляются

идеалистическими, поскольку за  основу  для  объяснения  общества  принимают

некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой  природы,  тогда

как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения  нужно

объяснить, отправляясь от общества.

   Теории  общественного  договора  незначительно  способствовали   развитию

научного взгляда  на  общество,  поскольку  основывались  на  абстрактных  и

априорных суждениях о  человеческом  обществе,  вместо  того  чтобы  уделять

особое внимание реальным фактам.

   Наряду с воззрениями,  о  которых  мы  говорили  как  о  непосредственных

предвестниках социологии и которые появились  в  рамках  философии  истории,

экономических наук и науки о  государстве  и  праве,  следует  еще  отметить

целый  ряд   мыслителей,   чьи   взгляды   и   представления   предвосхищали

возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

   Выдающийся философ Георг  Вильгельм  Фридрих  Гегель  (1770-1831)  оказал

сильное влияние на развитие социальных теорий.  Будучи  идеалистом,  Гегель,

тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии  его

проявлений,  а  общество  он  понимает  как  составную   часть   универсума,

отличающуюся    своими     специфическими,     качественно     определенными

характеристиками.

   Значительным  вкладом  Гегеля  в  становление  социологии  являются   его

представления об истории человеческого общества как  процессе,  связанном  с

целостной действительностью, и о том, что историю следует  принимать  такой,

какая она есть. Большое значение имеют гегелевское  понимание  человека  как

деятельного существа, а также представления Гегеля  о  государстве,  которое

он понимает идеалистически.  Очищенное  от  примеси  идеализма,  гегелевское

диалектическое   понимание   общества   и   отдельных   социальных   явлений

предвосхищает появление социологии.

   Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам

Фергюсон (1723-1816) - историк,  философ  и  теоретик  политики,  который  в

своем  “Очерке   истории   гражданского   общества”   пытается   осуществить

периодизацию  исторического  развития  общества.  Опираясь  на   результаты,

полученные этнографией, он  делит  историю  человеческого  общества  на  три

периода: дикость, варварство и цивилизацию.

   А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность,  из

которой проистекают социальные установления и  обычаи.  Общество  он  считал

органическим  явлением  и  был  одним  из  первых,  кто  поставил   проблему

общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную  связь  и

обусловленность отдельных областей  общественной  жизни.  Точно  так  же  он

указывал,  что  конкуренция   и   конфликт   имеют   важное   значение   для

общественного развития, вследствие чего его считают  первопроходцем  идеи  о

борьбе   между   отдельными   социальными   группами   как   движущей   силе

общественного развития.

   Социологии как науке,  а  также  многочисленным  социологическим  теориям

предшествовали  учения  социалистов-утопистов.  Эти  учения   возникли   как

результат критического отношения к действительности буржуазного  общества  и

приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825),  жившего  во

Франции -  стране,  в  которой  не  только  совершилась  первая  полноценная

буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая  критика

капитализма.   Сен-Симон   рассматривал   развитие   общества   как   строго

закономерный процесс, а задачу  науки  об  обществе  он  видел  в  раскрытии

законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.

   Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону  понимание  социальной

структуры, а также его указание на то, что  форма  собственности  определяет

все общественные отношения - как экономические, так и политические.

   Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние

как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так  и  на

развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

   Эти и ряд других учений об обществе в целом или об  отдельных  социальных

явлениях   непосредственно   предшествовали   и   обеспечили   возникновение

социологии,  поскольку,  при   всех   своих   недостатках,   поставили   ряд

фундаментальных социологических проблем и аккумулировали  в  себе  ту  сумму

знаний об обществе,  из  которой  впоследствии  развились  все  значительные

социологические теории.

 

Г) Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения.

Эпоха Просвещения - период господства идейного течения XVIII - сер. XIX вв., основанного на убеждении в том, что разум и наука играют решающую роль в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения Просвещения, между 1715 и 1789, называют здесь "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии - Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний  

 Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума .

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.   На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса.  

 

 

 

Д) Социологические идеи немецкой классической философии.

В конце XVIII и начале XIX в.  Германия,  преодолевая  экономическую  и

политическую отсталость, приближалась к  буржуазной  революции,  и  «подобно

тому как во Франции  в  XVIII  веке,  в  Германии  в  XIX  веке  философская

революция предшествовала политическому перевороту» - так  говорили  в  своих

трудах К.Маркс  и  Ф.  Энгельс.  Маркс  рассматривал  немецкую  классическую

философию как немецкую теорию французской революции.

Важную  роль  в   формировании   немецкой   философии   сыграли   достижения

естествознания и  общественных  наук:  стали  развиваться  физика  и  химия,

продвинулось  вперед  изучение  органической  природы.  Открытия  в  области

математики,  позволившие  понять  процессы  в   их   точном   количественном

выражении, учение Ламарка об обусловленности развития  организма  окружающей

средой, астрономические, геологические,  эмбриологические  теории,  а  также

теории развития  человеческого  общества  –  все  это  со  всей  остротой  и

неизбежностью выдвигало на первый план идею  развития  как  теорию  и  метод

познания действительности.

Одним из величайших умов человечества,  основоположником  классического

немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики,  был  И.Кант  (1724-1804).

Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени.  Но  не

только  в  философии,  а  и  в  науке  Кант  был  глубоким,   проницательным

мыслителем. Разработанная им концепция происхождения  Солнечной  системы  из

гигантской газовой туманности до сих пор является одной  из  фундаментальных

идей в астрономии.  Своими  естественнонаучными  работами  Кант,  по  словам

Энгельса, пробил брешь  в  метафизическом  объяснении  природы:  он  сделала

попытку приложить принципы  современного  ему  естествознания  не  только  к

строению Вселенной, но к истории ее  возникновения  и  развития.  Он,  кроме

того,  выдвинул  идею  распределения  животных  по  порядку  их   возможного

происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

Кант считал,  сто  решению  таких  проблем  философии,  как  проблема

бытия, морали и религии,  должно  предшествовать  исследование  возможностей

человеческого  познания  и  установление  его  границ.  Необходимые  условия

познания заложены, согласно  Канту,  в  самом  разуме  и  составляют  основу

знания. Кант различал воспринимаемые человеком  явления  вещей  и  вещи  как

они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как  он  есть  на  самом

деле, а только так, как он  нам  является.  Нашему  знанию  доступны  только

Информация о работе Важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии