Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, контрольная работа
Социальные воззрения древних. Социальная мысль Средневековья. Социальные и политические теории Нового времени. Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения. Социологические идеи немецкой классической философии.
Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки возникновения социологии как научной дисциплины.
политики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощадной
политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения,
которые толкают человека на эту борьбу. Политические события он объясняет,
прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны,
совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические
представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий,
которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят негативный
характер.
Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно
Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства.
Наиболее значительной его работой явилось сочинение “Шесть книг о
республике”, в котором он дает целостную картину развития общества и
государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство,
согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития
семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное
единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых
осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и
т.д.
Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор теории о разделении
властей, был сторонником некоторых общих социологических идей, которые
позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих
“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и в сочинении “О духе
законов”.
В рамках науки о государстве и праве, а также в политических доктринах
данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально греческими
софистами договорная теория происхождения государства - теория
“общественного договора”. Эта теория получила новое развитие в связи с
борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции
в экономической сфере общественной жизни, стремилась взять у феодалов
политическую власть. В процессе борьбы буржуазии за политическую власть
получают развитие представления, основывающиеся на теории “общественного
договора”. Согласно этим представлениям, существует различие между
договором, на основе которого создается человеческое общество и который
заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается
государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с
другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто
выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники
абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс
(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и
Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает
естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех
против всех”, а о человеке говорит, что он по природе является злым и
эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную
точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой
жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе
доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются
идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают
некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда
как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно
объяснить, отправляясь от общества.
Теории общественного договора незначительно способствовали развитию
научного взгляда на общество, поскольку основывались на абстрактных и
априорных суждениях о человеческом обществе, вместо того чтобы уделять
особое внимание реальным фактам.
Наряду с воззрениями, о которых мы говорили как о непосредственных
предвестниках социологии и которые появились в рамках философии истории,
экономических наук и науки о государстве и праве, следует еще отметить
целый ряд мыслителей, чьи взгляды и представления предвосхищали
возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.
Выдающийся философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) оказал
сильное влияние на развитие социальных теорий. Будучи идеалистом, Гегель,
тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии его
проявлений, а общество он понимает как составную часть универсума,
отличающуюся своими специфическими, качественно определенными
характеристиками.
Значительным вкладом Гегеля в становление социологии являются его
представления об истории человеческого общества как процессе, связанном с
целостной действительностью, и о том, что историю следует принимать такой,
какая она есть. Большое значение имеют гегелевское понимание человека как
деятельного существа, а также представления Гегеля о государстве, которое
он понимает идеалистически. Очищенное от примеси идеализма, гегелевское
диалектическое понимание общества и отдельных социальных явлений
предвосхищает появление социологии.
Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам
Фергюсон (1723-1816) - историк, философ и теоретик политики, который в
своем “Очерке истории гражданского общества” пытается осуществить
периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты,
полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три
периода: дикость, варварство и цивилизацию.
А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность, из
которой проистекают социальные установления и обычаи. Общество он считал
органическим явлением и был одним из первых, кто поставил проблему
общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную связь и
обусловленность отдельных областей общественной жизни. Точно так же он
указывал, что конкуренция и конфликт имеют важное значение для
общественного развития, вследствие чего его считают первопроходцем идеи о
борьбе между отдельными социальными группами как движущей силе
общественного развития.
Социологии как науке, а также многочисленным социологическим теориям
предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как
результат критического отношения к действительности буржуазного общества и
приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во
Франции - стране, в которой не только совершилась первая полноценная
буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая критика
капитализма. Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго
закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии
законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.
Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной
структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет
все общественные отношения - как экономические, так и политические.
Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние
как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на
развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.
Эти и ряд других учений об обществе в целом или об отдельных социальных
явлениях непосредственно предшествовали и обеспечили возникновение
социологии, поскольку, при всех своих недостатках, поставили ряд
фундаментальных социологических проблем и аккумулировали в себе ту сумму
знаний об обществе, из которой впоследствии развились все значительные
социологические теории.
Г) Конкуренция общества и человека эпохи европейского Просвещения.
Эпоха Просвещения - период господства идейного течения XVIII - сер. XIX вв., основанного на убеждении в том, что разум и наука играют решающую роль в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения Просвещения, между 1715 и 1789, называют здесь "веком Просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии - Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума .
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явили
Д) Социологические идеи немецкой классической философии.
В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и
политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно
тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская
революция предшествовала политическому перевороту» - так говорили в своих
трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую классическую
философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения
естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия,
продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области
математики, позволившие понять процессы в их точном количественном
выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей
средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также
теории развития человеческого общества – все это со всей остротой и
неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод
познания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического
немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был И.Кант (1724-1804).
Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не
только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным
мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из
гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных
идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам
Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала
попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к
строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме
того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного
происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
Кант считал, сто решению таких проблем философии, как проблема
бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей
человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия
познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу
знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как
они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом
деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только
Информация о работе Важнейшие этапы социальной мысли до появления социологии