Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:50, реферат
Цель данного реферата рассмотреть способы восприятия информации в целях успешной самореализации личности.
Задачи исследования:
Изучить способы восприятия информации.
Подобрать упражнения и рекомендации для гармонизации каналов восприятия.
Рассмотреть меры организации восприятия информации в целях успешной самореализации.
Введение ................................................................................................... 3
§ 1 Способы восприятия информации ................................................... 4
§ 2 Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия .............................................................................................................. 7
§ 3 Организация эффективного восприятия информации ................. 14
Заключение ............................................................................................ 16
Список использованной литературы ...............
С завязанными глазами:
Упражнения «Стимуляция чувств»
1.Сконцентрируйтесь на
2. Сконцентрируйтесь на кончике языка и ощутите разные вкусы. Например: лимон, кофе, мед, лук.
Упражнение «Малярная кисть»
(по Н.Е.Щурковой). Надо соединить
руки, вытянуть вперед кистями
– это воображаемая малярная
кисть; красить этой кистью
Упражнение «Облако»
Представьте, что на ладони вытянутых рук село облако – нежное, ласковое, пушистое; его надо подбросить и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; а теперь погладить нежно его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.
Упражнение «Дай – нет»
Надо вытянуть руку, ладонь повернуть в просительном положении, вообразить, что на ладонь кладут... змею. Резко отдернуть руку с возгласом "нет!". Теперь вообразить, что кладут… пирожное. Улыбнуться, сказать спасибо и съесть пирожное. Чередовать движение: "дай" – "нет" – поочередно для правой и левой руки.
Упражнения, развивающие несколько каналов восприятия одновременно.
Упражнение «Зеркало» (кинестетик – визуал).
М.О. Кнебель рекомендует: два студента стоят друг против друга. Один "смотрит в зеркало", другой выполняет роль зеркала. "Зеркало" повторяет все движения смотрящегося. При этом думайте о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим "ритмом", и чтобы правильно понять человека, надо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
Упражнение «Воздушные скульптуры»
Закройте глаза и своими руками создайте некое произведение искусства прямо из воздуха. Партнер должен понять, что создано, и подправить, если допущена ошибка. Стараться, чтобы произведение было безупречно. Когда закончите, задержите перед своим мысленным взором воображаемое ваяние и опишите его вслух во всех подробностях. Лепить можно из глины, пластилина и т.д.
Здесь надо суметь создать, описать и сравнить с подобными или знакомыми предметами.
Упражнение «Музыкальные фантазии»
Этот метод стимулирует синестетические реакции более непосредственно, нежели любой другой прием. Закрыв глаза, надо прослушать богатую темами музыку. Опыт показал, что в таком случае наиболее эффективны классическая музыка (примерно 1750–1825 годов), прогрессивный джаз и музыкальные произведения французских импрессионистов. Для активного стимулирования синестетических способностей необходимы насыщенность и сложность звучания, пробуждающая приятные и причудливые зрительные образы.
Упражнение «Имитация»
Вначале повторите позы изображенных на открытках людей. А затем, глядя в окно, тех, кто идет или стоит на улице. [7]
§ 3 Организация эффективного восприятия информации
Для эффективного усвоения информации необходима организация восприятия, в противном случае оно осуществляется стихийно и каждый человек воспринимает прежде всего то, что его лично интересует, имеет для него какое-то значение. Существенные же детали, которые следует воспринять и запомнить в первую очередь, могут остаться без внимания.
Организация восприятия информации во многом повторяет приемы организации внимания, поскольку без его привлечения восприятие невозможно. В то же время следует использовать ряд дополнительных мер для обеспечения эффективности восприятия.
Предъявление оптимального объема информации. Слишком большой объем информации рассеивает внимание человека, создает напряженность из-за того, что пропускная способность анализаторов и отделов мозга, перерабатывающих информацию, ограничена. Спешка приводит к нечеткому восприятию, к плохому осмысливанию и запоминанию.
С другой стороны, и малый объем информации снизит эффективность восприятия из-за быстро падающего интереса к такой деятельности (к этому же, кстати, приводит и излишнее словесное «разжевывание»). Кроме того, при недостатке сведений возникает искаженное восприятие, так как человек начинает домысливать увиденное и услышанное.
Учет индивидуальных особенностей восприятия. Помимо индивидуального опыта, мотивов, направленности личности на восприятие влияют и психологические особенности личности человека. В связи с этим выделяют четыре типа восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический и эмоциональный.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильной организации восприятия информации более эффективно проходит процесс самореализации.
Заключение
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Оно возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы зрения, слуха, обоняния и т. д. При восприятии происходит осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие — это начало интеллектуального познания. В процессе восприятия возникает первичный образ предмета или явления.
Из сказанного выше становится очевидной изначальная и главная роль восприятия — получение информации из внешнего мира и о самом себе. Эта информация служит для ориентировки в пространстве, контроля за выполняемыми действиями, оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений.
Из рассмотренной темы можно сделать вывод о том, что восприятие может быть разным по своим видам и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.
В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, "переведённые" из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.
Таким образом, цель реферата достигнута. Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития. Это и является основой успешной самореализации.
Список использованной литературы
Приложение 1
Тест на выявление доминирования информационного канала.
Отвечайте на вопросы «да» или «нет».
Обработка результатов:
Тип А (визуал) – 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Тип В (кинестетик) – 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Тип С (аудиал) – 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Приложение 2
Определения каналов восприятия информации
Визуал |
Аудиал |
Кинестетик | |
Поза, жестикуляция |
Плечи расправлены, направленность вперед. Жестикуляция рук вверху. |
Малоподвижен, поза вполоборота (прислушивается). Частая поза активного слушания: сидит, подпирая подбородок. Жестикуляция практически отсутствует. |
Плечи и шея направлены вперед и вниз, ссутулившись. Часто меняет позы, неусидчив. Удобная поза для него – руки, скрещенные на груди. Жестикуляция рук внизу, сосредоточена на касании самого себя. |
Дистанция |
Сравнительно большая дистанция от партнера, любит говорить с человеком на расстоянии. |
Держит среднюю дистанцию к партнеру, удобную для слуха. |
Максимально близкая к партнеру. Важен тактильный контакт. Любит прикасаться к партнеру. Когда жмет руку, подолгу не выпускает ее из своей. |
Речь |
Говорит быстро, громко, часто делает в речи паузы. Как правило, фразу начинает с местоимения «ты», «вы». Употребляет слова: показать, приглядывается, маленький, яркий, тусклый и т. д. Преобладают выражения: «Давайте посмотрим на эти проблемы», «Вы так ярко выражаете свои мысли». Описывая день, скажет: «Какой светлый день». |
Речь монотонная, как бы на одной ноте. Крайне редко употребляет местоимение «я». Употребляет слова: обговорить, комментировать, звучный. Часто использует «те, кто», «тот, кто», «каждый». Преобладают выражения: «Я внимательно слушаю», «То, что вы говорите, созвучно моим мыслям». Описывая день, скажет: «Какой тихий день». |
Низкий тембр голоса. Предпочитает язык жестов. Употребляет слова: прочувствовать, добиваться, дрожать, вялый, безвкусный. Часто в речи звучит «я». Преобладают выражения: «Я чувствую, что еще немного, и мы решим эту проблему», «Это очень легкий вопрос», «Если покрепче ухватиться за эту мысль». Описывая день, скажет: «Какой сегодня тяжелый день». |
Особенности поведения в стрессе |
В стрессе преобладает обвинительный уклон, все оценивает, не относя к себе. |
Никогда не берет на себя ответственность. |
В стрессе выбирает тактику извиняющегося. |
Информация о работе Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации