Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:50, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата рассмотреть способы восприятия информации в целях успешной самореализации личности.
Задачи исследования:
Изучить способы восприятия информации.
Подобрать упражнения и рекомендации для гармонизации каналов восприятия.
Рассмотреть меры организации восприятия информации в целях успешной самореализации.

Оглавление

Введение ................................................................................................... 3
§ 1 Способы восприятия информации ................................................... 4
§ 2 Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия .............................................................................................................. 7
§ 3 Организация эффективного восприятия информации ................. 14
Заключение ............................................................................................ 16
Список использованной литературы ...............

Файлы: 1 файл

Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

С завязанными глазами:

  1. Определить на ощупь достоинство денежной монеты.
  2. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под салфеткой.
  3. Определить по контуру буквы, вырезанные из картона.
  4. Определить на ощупь материал, форму, предмет.

Упражнения «Стимуляция чувств»

1.Сконцентрируйтесь на кончике  носа и почувствуйте разные  запахи. Например: кофе, бензин, сирень, чеснок.

2. Сконцентрируйтесь на кончике  языка и ощутите разные вкусы. Например: лимон, кофе, мед, лук.

Упражнение «Малярная кисть»

(по Н.Е.Щурковой). Надо соединить  руки, вытянуть вперед кистями  – это воображаемая малярная  кисть; красить этой кистью горизонтальную  и вертикальную поверхность, добросовестно "красить", плотно проводя кистью  по воображаемой стене.

Упражнение «Облако»

Представьте, что на ладони вытянутых рук село облако – нежное, ласковое, пушистое; его надо подбросить и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; а теперь погладить нежно его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.

Упражнение «Дай – нет»

Надо вытянуть руку, ладонь повернуть в просительном положении, вообразить, что на ладонь кладут... змею. Резко отдернуть руку с возгласом "нет!". Теперь вообразить, что кладут… пирожное. Улыбнуться, сказать спасибо и съесть пирожное. Чередовать движение: "дай" – "нет" – поочередно для правой и левой руки.

Упражнения, развивающие несколько каналов восприятия одновременно.

Упражнение «Зеркало» (кинестетик – визуал).

М.О. Кнебель рекомендует: два студента стоят друг против друга. Один "смотрит в зеркало", другой выполняет роль зеркала. "Зеркало" повторяет все движения смотрящегося. При этом думайте о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим "ритмом", и чтобы правильно понять человека, надо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение «Воздушные скульптуры»

Закройте глаза и своими руками создайте некое произведение искусства прямо из воздуха. Партнер должен понять, что создано, и подправить, если допущена ошибка. Стараться, чтобы произведение было безупречно. Когда закончите, задержите перед своим мысленным взором воображаемое ваяние и опишите его вслух во всех подробностях. Лепить можно из глины, пластилина и т.д.

Здесь надо суметь создать, описать и сравнить с подобными или знакомыми предметами.

Упражнение «Музыкальные фантазии»

Этот метод стимулирует синестетические реакции более непосредственно, нежели любой другой прием. Закрыв глаза, надо прослушать богатую темами музыку. Опыт показал, что в таком случае наиболее эффективны классическая музыка (примерно 1750–1825 годов), прогрессивный джаз и музыкальные произведения французских импрессионистов. Для активного стимулирования синестетических способностей необходимы насыщенность и сложность звучания, пробуждающая приятные и причудливые зрительные образы.

Упражнение «Имитация»

Вначале повторите позы изображенных на открытках людей. А затем, глядя в окно, тех, кто идет или стоит на улице. [7]

 

 

 

 

 

§ 3 Организация эффективного восприятия информации

 

Для эффективного усвоения информации необходима организация восприятия, в противном случае оно осуществляется стихийно и каждый человек воспринимает прежде всего то, что его лично интересует, имеет для него какое-то значение. Существенные же детали, которые следует воспринять и запомнить в первую очередь, могут остаться без внимания.

Организация восприятия информации во многом повторяет приемы организации внимания, поскольку без его привлечения восприятие невозможно. В то же время следует использовать ряд дополнительных мер для обеспечения эффективности восприятия.

Предъявление оптимального объема информации. Слишком большой объем информации рассеивает внимание человека, создает напряженность из-за того, что пропускная способность анализаторов и отделов мозга, перерабатывающих информацию, ограничена. Спешка приводит к нечеткому восприятию, к плохому осмысливанию и запоминанию.

С другой стороны, и малый объем информации снизит эффективность восприятия из-за быстро падающего интереса к такой деятельности (к этому же, кстати, приводит и излишнее словесное «разжевывание»). Кроме того, при недостатке сведений возникает искаженное восприятие, так как человек начинает домысливать увиденное и услышанное.

Учет индивидуальных особенностей восприятия. Помимо индивидуального опыта, мотивов, направленности личности на восприятие влияют и психологические особенности личности человека. В связи с этим выделяют четыре типа восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

  • Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Он скрупулезно вникает во все подробности даже тогда, когда это не требуется. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл воспринятой информации. Для таких людей нужно подчеркивать главные детали и отбрасывать второстепенные.
  • Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью человека к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла воспринимаемого. Люди этого типа не любят вдаваться в детали, главное для них — составить общее представление о наблюдаемом объекте или явлении.
  • Аналитико-синтетический тип восприятия обнаруживает в равной мере стремление к анализу и синтезу. Он встречается чаще других и является наиболее эффективным для восприятия информации.
  • Эмоциональный тип восприятия характеризуется выражением, прежде всего, своих переживаний по поводу воспринимаемого, а не схватыванием сущности воспринимаемой информации. Предметное отражение увиденного и услышанного человек подменяет излишним вниманием к своим переживаниям, поэтому восприятие и наблюдение у таких людей неорганизованное, неполное. Эти люди требуют к себе особого внимания окружающих. Для них особенно необходимы повторные объяснения: первая (эмоциональная) реакция у людей при повторах исчезает, и они начинают обращать внимание на существенные моменты.[8]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильной организации восприятия информации более эффективно проходит процесс самореализации.

 

Заключение

 

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Оно возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы зрения, слуха, обоняния и т. д. При восприятии происходит осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие — это начало интеллектуального познания. В процессе восприятия возникает первичный образ предмета или явления.

Из сказанного выше становится очевидной изначальная и главная роль восприятия — получение информации из внешнего мира и о самом себе. Эта информация служит для ориентировки в пространстве, контроля за выполняемыми действиями, оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений.

Из рассмотренной темы можно сделать вывод о том, что восприятие может быть разным по своим видам и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, "переведённые" из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Таким образом, цель реферата достигнута. Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития. Это и является основой успешной самореализации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Балуева, И. Дистанционного Курса «Секреты самореализации в профессиональной сфере». – Режим доступа: http://irinabalueva.com/4stepstosuccess/
  2. Психология: учебное пособие / И. К. Гайнутдинов, А. К. Котова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 348, [1] с.: ил.- (Среднее профессиональное образование).
  3. Психолого-педагогические особенности восприятия информации [Текст] - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-227143.html
  4. Аудиалы, визуалы, кинестетики [Электронный ресурс]: статьи по психологии – режим доступа: http://psydom.ru/articles/audialy-vizualy-kinestetiki/
  5. Петроградская, М.В. Способы восприятия информации [Текст]: статья/ М.В.Петроградская – 2012. – Режим доступа: http://www.sssvu.ru/index.php?action=public&page=632
  6. Особенности восприятия информации: тесты – Режим доступа: http://portfolio.uga.akipkro.ru/gallery/48/test2.doc
  7. Курс дистанционного обучения: "Формируем интегрально-креативный стиль мышления" [Электронный ресурс]: Электрон. журн. – режим доступа к журн.: http://www.danet88.ru/journals_icsm/5-11ic.html
  8. Ильин, Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.: ил.

 

Приложение 1

Тест на выявление доминирования информационного канала.

Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  2. Часто напеваю себе потихоньку.
  3. Не признаю моду, которая неудобна.
  4. Обожаю ходить в сауну.
  5. В автомашине для меня важен цвет.
  6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  7. Меня развлекает подражание диалектам.
  8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
  9. Люблю принимать массаж.
  10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
  11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
  12. Видя платье в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
  13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
  14. Часто читаю во время еды.
  15. Очень часто разговариваю по телефону.
  16. Я склонна к полноте.
  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, а не читать самой.
  18. После плохого дня мой организм в напряжении.
  19. Охотно и много фотографирую.
  20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.
  21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
  22. Вечером люблю принять ванну.
  23. Стараюсь записывать свои личные дела.
  24. Часто разговариваю сам (а) с собой.
  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
  26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
  27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
  28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель – это для меня мука.
  30. Мне нелегко найти удобные туфли.
  31. Очень люблю ходить в кино.
  32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
  34. Умею слушать то, что мне говорят.
  35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
  37. У меня неплохая стерео аппаратура.
  38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
  40. Не выношу беспорядок.
  41. Не люблю синтетических тканей.
  42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
  43. Часто хожу на концерты.
  44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.
  45. Охотно посещаю галереи и выставки.
  46. Серьезная дискуссия – это захватывающее для меня дело.
  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
  48. В шуме не могу сосредоточиться.

Обработка результатов:

Тип А (визуал) – 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Тип В (кинестетик) – 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Тип С (аудиал) – 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

 

Приложение 2

Определения каналов восприятия информации

 

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Поза,

жестикуляция

Плечи расправлены, направленность вперед.

Жестикуляция рук вверху.

Малоподвижен, поза вполоборота (прислушивается). Частая поза активного слушания: сидит, подпирая подбородок.

Жестикуляция практически отсутствует.

Плечи и шея направлены вперед и вниз, ссутулившись. Часто меняет позы, неусидчив.

Удобная поза для него – руки, скрещенные на груди.

Жестикуляция рук внизу, сосредоточена на касании самого себя.

Дистанция

Сравнительно большая дистанция от партнера, любит говорить с человеком на расстоянии.

Держит среднюю дистанцию к партнеру, удобную для слуха.

Максимально близкая к партнеру. Важен тактильный контакт. Любит прикасаться к партнеру. Когда жмет руку, подолгу не выпускает ее из своей.

Речь

Говорит быстро, громко, часто делает в речи паузы.

Как правило, фразу начинает с местоимения «ты», «вы». Употребляет слова: показать, приглядывается, маленький, яркий, тусклый и т. д.

Преобладают выражения: «Давайте посмотрим на эти проблемы», «Вы так ярко выражаете свои мысли».

Описывая день, скажет: «Какой светлый день».

Речь монотонная, как бы на одной ноте. Крайне редко употребляет местоимение «я».

Употребляет слова: обговорить, комментировать, звучный. Часто использует «те, кто», «тот, кто», «каждый». Преобладают выражения: «Я внимательно слушаю», «То, что вы говорите, созвучно моим мыслям». Описывая день, скажет: «Какой тихий день».

Низкий тембр голоса. Предпочитает язык жестов. Употребляет слова: прочувствовать, добиваться, дрожать, вялый, безвкусный. Часто в речи звучит «я». Преобладают выражения: «Я чувствую, что еще немного, и мы решим эту проблему», «Это очень легкий вопрос», «Если покрепче ухватиться за эту мысль».

Описывая день, скажет: «Какой сегодня тяжелый день».

Особенности поведения в стрессе

В стрессе преобладает обвинительный уклон, все оценивает, не относя к себе.

Никогда не берет на себя ответственность.

В стрессе выбирает тактику извиняющегося.

Информация о работе Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации