Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:50, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата рассмотреть способы восприятия информации в целях успешной самореализации личности.
Задачи исследования:
Изучить способы восприятия информации.
Подобрать упражнения и рекомендации для гармонизации каналов восприятия.
Рассмотреть меры организации восприятия информации в целях успешной самореализации.

Оглавление

Введение ................................................................................................... 3
§ 1 Способы восприятия информации ................................................... 4
§ 2 Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия .............................................................................................................. 7
§ 3 Организация эффективного восприятия информации ................. 14
Заключение ............................................................................................ 16
Список использованной литературы ...............

Файлы: 1 файл

Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра технологий социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия и способы развития восприятия информации

 в целях  успешной самореализации

 

Реферат

 

 

Исполнитель:

Овчинникова Анастасия Алексеевна,

студент  101  группы

очного отделения

_______ ___________________

   дата                  подпись

 

Научный руководитель:

Минина Е.В., ст. преподаватель

кафедры технологий социальной

работы

оценка: ________________________

 

___________  ___________

      дата                        подпись

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

 

Введение ................................................................................................... 3

§ 1 Способы восприятия информации ................................................... 4

§ 2 Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия .............................................................................................................. 7

§ 3 Организация эффективного восприятия информации ................. 14

Заключение ............................................................................................ 16

Список использованной литературы ................................................... 18

Приложение ........................................................................................... 19

 

Введение

 

Одним из важных вопросов человека является вопрос об успешной самореализации. Действительно, ведь от этого зависит вся дальнейшая жизнь. Семья, карьера, отношения с людьми.

Что такое самореализация? Самореализация – это самоутверждение, понимание и осознание того, что ты можешь динамично взаимодействовать не только с энергией знаний и информации, но и с энергией формирования событий которые реализуются, т.е. материализуются в конкретных измеримых единицах физической реальности. [1]

Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом, таким образом, все это и является свидетельством актуальности темы данного реферата.

Одним из составляющих успешной самореализации является процесс восприятия информации. Восприятие – активный процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии их на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.[2]

Данную тему изучали такие авторы как: Л.А. Венгер, А.А. Реан, И.К.Гайнутдинов, А.К.Котова, Е.П.Ильин,

Цель данного реферата рассмотреть способы восприятия информации в целях успешной самореализации личности.

Задачи исследования:

  1. Изучить способы восприятия информации.
  2. Подобрать упражнения и рекомендации для гармонизации каналов восприятия.
  3. Рассмотреть меры организации восприятия информации в целях успешной самореализации.

 

§ 1 Способы восприятия информации

 

Восприятие — важная часть коммуникативного процесса. Проблема восприятия включает в себя все разнообразие подходов, методов, свойств чувственного отражения информации получаемой в процессе непосредственного взаимодействия с источником информации. [3]

Известно, что всех людей можно разделить на три основные группы по способу восприятия информации: визуалы, аудиалы и кинестетики. Ведущим каналом восприятия у визуалов является зрительный. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте. Визуал всегда заметит, кто во что одет и кто как выглядит, а вместо радио включит телевизор.

Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.

Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть), избегают прикосновений. Сидит и стоит обычно прямо, плечи расправлены, голова приподнята. Смотрит чаще вверх.

Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, смутная догадка, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого).

Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

Аудиалы воспринимают мир главным образом через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь».

Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.

Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение.

При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизиться к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться.

Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках и т.д.

Для принятия решения кинестетику нужно время. [4]

Но стоит заметить, что у  всех людей в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Однако нейрофизиологами доказано, что обычно для каждого человека один из этих трёх информационных каналов – ведущий, а остальные два – вспомогательные. [5]

Доминирование того или иного канала можно выявить тестом (Приложение 1). Для определения каналов восприятия информации необходим также учет дистанции, позы, жестов, употребления слов, отдельных фраз и выражений (Приложение 2). [6]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что знание типа восприятия собеседника может помочь в убеждении и объяснении своей точки зрения. Для этого важно не только чаще обращаться к ведущему каналу (показать визуалу, дать потрогать кинестетику, подробнее рассказать аудиалу), но и говорить с ним на одном языке, употребляя слова его типа.

 

§ 2 Упражнения, рекомендации для гармонизации каналов восприятия

 

В большинстве своем, люди воспринимают информацию и ведут общение, используя все три способа восприятия информации. Некоторые предпочитают один способ для сбора информации, а другой – для ее интерпретации. Например: посмотреть на новый автомобиль, а затем купить его, так как чувствуется, что эта машина то, что надо.

Но для гармонизации каналов восприятия требуется развить в себе гибкость и способность использования всех трех способов восприятия информации.

Работу по корректировке начинать надо с ведущего канала восприятия, а потом подсоединять остальные, по мере их близости к ведущему, что у каждого индивидуально. При организации занятий именно таким образом корректировка каналов происходит намного быстрее, чем когда работа идет хаотично.

Рекомендации по корректировке.

Визуалу необходимо хорошо представить знакомый предмет во всех красках, чертах и постепенно «выводить» его на другие каналы. А именно: аудиализировать – т.е., рассказывая вслух, менять при этом ритм и интонацию; кинестезировать – т.е. представляя предмет, ясно ощущать его  вкус, запах, текстуру.

Кинестетику лучше всего начать работу с будущим творением через написание или "воздушные скульптуры", то есть, через кинестетический канал восприятия. Закрепившись в кинестетике, вывести на визуальный канал – нарисовать. Потом на аудиальный – рассказать вслух (с интонациями). Опять перевести внутрь при помощи внутреннего потока образов.

Аудиал вначале лучше "наговорить" знакомый образ, "напеть". Затем  перевести в другие модальности. Внутренний просмотр потока образов здесь  тоже очень хорош.

Вербальный интеллект – это, как правило, интеллект аудиала, поэтому визуалу и кинестетику надо именно на вербалику обратить серьезное внимание.

Такое качество как спонтанная визуализация (ярко "видимый" поток образов) – интеллект визуала, следовательно, аудиалу и кинестетику для гармонизации его необходимо развивать.

Яркие ощущения, чувства – прерогатива кинестетика, тогда как  визуалу и аудиалу над ними необходимо поработать.

Можно проводить целенаправленные занятия с художественными образами, потому что развитое образное мышление как бы автоматически "включает" все каналы восприятия информации. Но и в этом случае, для быстрейшей корректировки, упор надо делать на более слабые, развивая и подтягивая их к уровню сильных.

Упражнения, развивающие (улучшающие) визуальный канал восприятия.

Упражнение «Впервые вижу»

Возьмите любой предмет (какую-нибудь ручку, тетрадку и т.д.) Главное, смотреть на него так, как будто видите его впервые. Хорошо рассмотрите форму, цвет, особенности и детали. Потом, прикрыв предмет, расскажите о нём всё, что запомнилось, привлекло внимание.

После этого вновь посмотрите на предмет, проверяя и сравнивая свой рассказ с характеристикой реального предмета.

Упражнение «Я их знаю»

Возьмите открытки с изображениями людей. Предлагается не просто рассмотреть изображенных на открытках людей, а представить: сколько им лет, где работают, имеют ли хобби и т.д.

Потом уберите эти открытки и расскажите по памяти увиденное и представленное.

Упражнение «Я – фотоаппарат»

  1. Внимательно рассмотрите сидящего рядом соседа (как он одет, какие цвета преобладают в одежде, в какой позе он сидит). Потом, отвернувшись от него, с точностью опишите.
  2. Возьмите картинки с узорами. Рассмотрите узор в течение 2–3 минут, затем, убрав, нарисуйте его по памяти.
  3. Возьмите картинки (фотографии) с изображенными на них людьми. (Очень подойдут сцены из спектаклей). Повторите позы изображенных на открытках людей.
  4. Из спичек составьте какую-нибудь фигуру или композиция (или просто бросьте спички с небольшой высоты – сложится  своеобразная спонтанная композиция). Изучите эту композицию в течение 1–2 мин. Потом, закрыв ее, сделайте из других спичек такую же.

Упражнение «Мне очень интересно»

Найдите в помещении какой-нибудь объект внимания и увлеките себя им: придумайте, почему он может быть интересен, докажите самому себе, что данный предмет стоит внимания. Чтобы избежать простого "глядения" на предмет, надо подробно описывать самому себе его качества.

Упражнение «По К. Паустовскому»

Этот удивительный писатель советовал: "Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что это вам обязательно надо написать красками. В трамвае, в автобусе – всюду смотрите на людей именно так. И вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь.

Упражнение «На улице»

Упражняться в мгновенном фотографировании особенно хорошо на улице. Надо приглядеться к лицу незнакомого человека в транспорте, в очереди и т.д. Отвести взгляд и восстановить изображение в памяти. Так же надо "фотографировать" афиши, витрины, дома и т.д.

Упражнения, развивающие (улучшающие)  аудиальный канал восприятия.

Упражнение «Я слышу»

Вслушайтесь и запомните звуки улицы, коридора. Потом расскажите услышанное.

Упражнение «Поиск по звуку»

Одному из участников показывают вещь и отсылают его за дверь. Вещь прячут. После этого участник приглашается. Один из сидящих должен следить за ищущим и, в зависимости от того, приближается тот или отдаляется от спрятанной вещи,  то усиливать, то делать тише какой-нибудь звук (например, стучать по парте). В этом упражнении, участник, следящий за ищущим, тренирует зрительное внимание.

Упражнение «Дифференциация»

  1. Вслушайтесь в уличный шум и выделите шум машины, голоса людей, пение, другие какие-то звуки.
  2. Переключите внимание с шума улицы на звуки внутри помещения: в аудитории, в коридоре, на верхних и нижних этажах. Постарайтесь услышать и определить, что там происходит.

Упражнение «Самый-самый звук»

Вслушайтесь в окружающие звуки, и выделите самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий, самый приятный и самый неприятный.

Упражнение «Многозвучие»

Словосочетание "Интересная книга" повторите с как можно большим количеством интонационных решений.

 

Упражнения, развивающие (улучшающие) кинестетический канал восприятия.

Упражнение «Мои руки чувствуют»

  1. Определить ладонью, держа ее на расстоянии 10 сантиметров, где пустой коробок, а где – со спичками.
  2. Определить температуру в комнате.

Информация о работе Условия и способы развития восприятия информации в целях успешной самореализации