Управленческий менталитет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Управленческий менталитет: понятие и признаки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Многим руководителям, работающим в условиях Российского менталитета, стоит помнить некоторые особенности национального характера. Особенно это важно для тех руководителей, которые слепо копируют западные системы управления.

Оглавление

Понятие и признаки управленческого менталитета……………………………4
Определение и границы управленческой ментальности……………………….6
Культура и управленческий менталитет…………………………...……………7
Управленческий менталитет как основа карьеры……………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………...………15

Файлы: 1 файл

Социология управления.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Лысьвенский филиал

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология управления»

на тему «Управленческий менталитет»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ЗГМУ-10 Шифр 10-01

Ф.И.О. Агафонова  Юлия Олеговна

Подпись (___________)

Проверил:

Преподаватель:

Ф.И.О. Филиппова В. П.

Оценка

Подпись (___________)

 

 


 

Лысьва 2014

 

Содержание

 

Понятие и признаки управленческого менталитета……………………………4

Определение и границы управленческой ментальности……………………….6

Культура и управленческий менталитет…………………………...……………7

Управленческий менталитет как основа карьеры……………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………...………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий менталитет: понятие и признаки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Многим руководителям, работающим в условиях Российского менталитета, стоит помнить некоторые особенности национального характера. Особенно это важно для тех руководителей, которые слепо копируют западные системы управления.

В настоящее время общепризнано, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Между менеджментом и менталитетом существует глубокая сущностная взаимосвязь. Менталитет - всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона.

Менталитет – особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т.д. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни.

Управленческий менталитет – устойчивые установки коллективного сознания и бессознательного, ценности, нормы и стереотипы руководства и подчинения, принципы управления и организации производственной деятельностью.

Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов. Противоречие же в системе «менталитет - менеджмент» является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов.

Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента.

 

Понятие и признаки управленческого менталитета

 

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих положение организации в рамках среды, является характер управленческого менталитета.

Менталитет (с англ. - умственный) определяется как строй мышления, особое состояние сознания и психологии индивидов и групп, способ восприятия и переживания жизненно важных структур среды (культуры в целом), зафиксированный в складе ума и поведении людей. 

Роль менталитета:

1. Определяет выбор способа  и форм поведения индивидов, групп, нации в целом.

2. Являясь фундаментом деятельности, трансформируется применительно к характеру и роду деятельности, меняется вслед за изменением среды, часто отставая от этих изменений и отражая уже отжившие структуры.

3. Характеризует самобытность  народа, социальной группы, индивида.

Признаки управленческого менталитета:

- Соблюдение принципов управления экономикой (воспроизводство системы жизнеобеспечения; правовая регламентация управления; социальная ориентация развития экономики; научная обоснованность системы управления; системность управления; ориентация экономики на инновационный путь развития и т.д.);

- Выполнение квалификационных требований к руководителю;

- Рациональное сочетание методов управления (принуждения, побуждения, убеждения);

- Построение системы управления социально-экономических и производственных объектов;

- Приоритет стратегических вопросов перед тактическими вопросами;

- Применение к управлению научных подходов (системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный и др.);

- Построение психологического портрета личности;

- Уважение личности (на основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах);

- Стимулирование труда подчиненных;

- Единоначалие;

- Корпоративный дух (что означает, союз - это сила, которая является результатом гармонии персонала);

- Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (основные принципы НОТ: всегда будь активен, инициативен, энергичен: работай по расписанию, плану: в помещении разговаривай мало и негромко; не кури в рабочем помещении);

- Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости;

- Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе (доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу: доброжелательная и деловая критика);

- Координация работ но качеству, затратам и срокам;

- Управление конфликтами и стрессами.

Руководитель, обладающий управленческим менталитетом должен:

    1. определить основную цель организации;
    2. выработать стратегию действий по ее достижению и формированию концепций деятельности и развития данной организации;
    3. сформировать корпоративную культуру (объедение персонала вокруг общественной цели);
    4. продумать и рационально организовать мотивацию персонала на достижение цели организации и успешное решение стоящих перед нею проблем;
    5. организовать порядок (систему относительно стабильных, долговременных и иерархических связей, стандартов, норм и должностей, зафиксированных документально и регулирующих взаимодействие между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций);
    6. разрабатывать и осуществлять технологии изменения;
    7. разработать систему контроля за выполнением принятого решения.

Менталитет государственного служащего - это осознание своей миссии, социальной задачи в возрождении общества; овладение корпоративной культурой; развитие мышления предпринимательского типа; овладение профессиональным языком, понятийным аппаратом, адекватными российской управленческой ситуации, обучение родному языку; разработка принципов индивидуального стиля работы и собственного мышления; ориентация на духовность, нравственность, служение гражданам, Отечеству, а не начальнику.

 

Определение и границы управленческой ментальности

 

В связи с развитием современных представлений об организации как о культурном феномене и многочисленными исследованиями в области организационной культуры возникает вопрос о возможности использования понятия управленческой ментальности (или менталитета) как отражающем содержание и сущность процессов так называемого организационного социального познания руководителя и сотрудников.

Менталитет - понятие, популярное в настоящее время как в науке, так и в общественной жизни. Несмотря на широкое употребление этого термина, до сих пор нет чёткого его определения. Слово «менталитет» имеет западноевропейское происхождение (от позднелатинского mentalis) и используется в русском языке как калька с английского «mentality». В англоязычных словарях оно определяется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», т.е. в целом отражает несколько иную психологическую реальность, в отличие от той, которая обычно подразумевается.

В отечественной философской и культурологической литературе менталитет чаще всего понимается как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определённой эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества. В данном случае это понятие практически отождествляется с массовым сознанием. Большинство авторов рассматривают понятия менталитет и ментальность как синонимы. Различают коллективный и индивидуальный менталитет. Последний понимается как присвоенные конкретным индивидом специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности.

Коллективный менталитет - некоторая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.

 

Культура и управленческий менталитет

 

Культура - метафора гуманистического подхода к управлению персоналом. Культура как процесс создания реальности позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определённым образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Организационная культура понимается как принимаемые большей частью членов организации философия и идеология управления, базовые целостные представления о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способах реагирования.

Когда мы говорим о культуре человека, мы имеем в виду уровень его образования и развития, «культурность». В таком контексте мы понимаем культуру в узком смысле - как сферу духовной жизни. Полное определение культуры организационной дал немецкий психолог Рольф Рютингер: «Не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать её - означает, схватиться вначале за облако. Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жёстким» на преуспевающих предприятиях». Имея в виду влияние культуры на успешность, эффективность организации, автор тонко заметил её «инструментальность».

Любопытно, что понятие «инструмент» (от лат. instrumentum- орудие) содержит часть «мент» - то, что относится к области идеального, ментального. Инструментализм как философское учение (Дж. Дьюи) рассматривает сознание как одно из средств приспособления к среде, упорядочивания индивидуального опыта. Когда мы говорим об организационной культуре, мы подчёркиваем, что она является инструментом управления организацией, с помощь которого происходит адаптация внутренней среды к внешней.

Область организационной ментальности - в гораздо большей степени облако, чем культура, за него сложнее ухватиться. По сути его содержание составляют когнитивные схемы, т.е. это некоторая система знаний об организации, её отдельных элементах, характер взаимоотношений, норм, ценностей и верований. Очевидно, что специфика когнитивной сферы отражается в потребностно-мотивационной, которая в свою очередь определяет соответствующие образцы поведения, стереотипы принятия решений и т.д.

Обращаясь к организационному контексту менталитета, можно провести некоторые аналогии с типами организационных культур.

Разные авторы пытались классифицировать различные менталитеты, а частности российские. Например, на основании таких категорий-оппозиций как дух-материя и общество-индивид были выделены православно - российский, коллективистско-социалистический, индивидуально-капиталистический и криминально-мафиозный менталитеты как базовые, а также осколочно-эклектический как псевдоменталитет нашего времени. Если проследить логику развития организационных культур, то в неё с некоторыми оговорками укладывается эта классификация. Исторически культурные архетипы складывались как смена форм организации совместной деятельности и, соответственно, фаз трансформации и становления организационных культур и парадигм управления. Так, бюрократическая культура с её жёсткой иерархией, наличием формальных правил и сильной властью лидера близка русской православной церкви. Органическая культура, в которой важны коллективистские ценности и согласие с общей идеей соответствует социалистическому менталитету, имеющему корни в крестьянской общине и вождизме. Предпринимательская культура, признающая индивидуальные достижения и свободную инициативу олицетворяет индивидуально-капиталистический менталитет с его западными ценностями личного успеха и рационализма. Наиболее спорной аналогией остаётся соотношение партиципативной культуры и т.н. криминально-мафиозного менталитета. Здесь, кстати, обнаруживается одно из отличий этих двух понятий - культуры и менталитета.

Ещё один аспект, на который бы хотелось обратить внимание - это соотношение понятия менталитет с корпоративной культурой. Как известно, корпоративная и организационная культура - это не одно и то же. Когда мы говорим о корпоративной культуре, мы имеем в виду конкретную организацию, которая, как и большинство других, является поликультурным образованием. Каждая организация уникальна, имеет свою судьбу и историю. В связи с этим было бы не совсем корректно говорить об организационной ментальности, поскольку менталитет - это по большому счёту специфика психологической жизни каких-то определённых людей. Возможно, более точной интегральной характеристикой сотрудников организации было бы понятие корпоративной ментальности. Существует также понятие силы корпоративной культуры, т.е. её устойчивости и эффективности в противостоянии иным тенденциям. Относительно корпоративного менталитета мы, видимо, можем говорить о степени его выраженности, яркости.

Информация о работе Управленческий менталитет