Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – рассмотреть теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма, путем решения следующих задач:
● раскрыть суть учения о методе Э. Дюркгейма и концепции социального факта. Выделить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
● раскрыть содержание теории «социальной солидарности», о «нормальном и патологическом в развитии общества»;
● дать понятие «парадигма», выделить парадигмы в социологии.

Оглавление

Введение 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2.Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 6
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 8
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 101.73 Кб (Скачать)

Для социологии характерна множественность парадигм (их одновременное сосуществование и борьба), несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности (рис. 1) [7, гл. 1, § 1.3.].

 

 

Эта модель позволяет [7, гл. 1, § 1.3.]:

● установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 2);

● служит основанием классификации изучаемых явлений;

● требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

 

Парадигмы возникают постепенно, формируясь и эволюционируя, создают систему представлений. Со временем замещаются новыми парадигмами или дополняются ими (существует взаимосвязь, при которой парадигмы не опровергают, а взаимно дополняют и усиливают друг друга). Для социологии важно изучать все направления научных представлений, т.к. они показывают дальнейший вектор развития социологического знания [1, лекция 1, п. 6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе контрольной  работы рассмотрена теория Эмиля  Дюркгейма «Об эволюционном развитии общества», из которой необходимо выделить следующие моменты:

● центральный пункт социологического метода Э. Дюркгейма – признание объективной реальности социальных фактов. Социальный факт – всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий собственное существование, независимое от него;

● социальная солидарность — главная сила, сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает из общественного разделения труда, распределения людей по профессиям (специализации);

● состояние общества — нормальное или патологичное. Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. К нормальному состоянию относится: способность к развитию, адаптированность в окружающей среде индивида и общества;

● возникновение парадигмы социальных фактов связано с Э. Дюркгеймом. Парадигма – концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем. Кроме парадигмы социальных фактов, можно выделить следующие:

– парадигма социальных дефиниций;

– парадигма социального поведения;

– парадигма психологического детерминизма;

– парадигма социально-исторического детерминизма;

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.
  2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
  3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. — 508 с.
  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.: ил.
  5. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
  6. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  7. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
  8. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 – 256 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма