Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – рассмотреть теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма, путем решения следующих задач:
● раскрыть суть учения о методе Э. Дюркгейма и концепции социального факта. Выделить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;
● раскрыть содержание теории «социальной солидарности», о «нормальном и патологическом в развитии общества»;
● дать понятие «парадигма», выделить парадигмы в социологии.

Оглавление

Введение 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2.Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 6
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 8
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 101.73 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение   3

1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.   4

2.Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.   6

3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?   8

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Познанием современного общества, системы взаимоотношений людей, социальных групп, социальных институтов, общностей занимается социология.

XIX век  – век социологической классики, вначале это был позитивизм О. Конта – основателя социологии как самостоятельной и целостной науки, его учение было продолжено многочисленными последователями.

Рождались различные концепции (теории, подходы), стремящиеся объяснить всё происходящее в обществе с тех или иных позиций социологической мысли.

Одним из видных социологов, представлявшим классический тип научности, был Эмиль Дюркгейм – ключевая фигура, стоявшая у истоков данной научной дисциплины.

Труды Дюркгейма  «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни» имели большое значение в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки. Проблемы, которые рассматривает автор в своих произведениях: источники социальной эволюции (механизм функционирования и развития общества), о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении, проблемы коллективности – до сих пор актуальны и имеют значительную научную ценность.

Цель данной контрольной работы – рассмотреть теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма, путем решения следующих задач:

● раскрыть суть учения о методе Э. Дюркгейма и концепции социального факта. Выделить особенности «социологизма» Э. Дюркгейма;

● раскрыть содержание теории «социальной солидарности», о «нормальном и патологическом в развитии общества»;

● дать понятие  «парадигма», выделить парадигмы в социологии.

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917гг.) – родился в еврейской семье и должен был стать раввином, но увлекся философией (применением ее в политике и общественной жизни), что тесно переплеталось с социологией [8, с. 242]. В итоге Эмиль стал выдающимся мыслителем и ученым, основателем французской социологической школы. Типичный представитель классической западной социологии (XIX – начала XXвв.). В начале своего научного творческого пути он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта [5, с. 53]. Стремился к отделению предмета социологии от предмета других наук об обществе, пытался объяснить общественную жизнь с социологических позиций (искал глубинные причины социальных явлений). Э. Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов (влечений, желаний, стремлений, интересов) [9, разд. 1, гл. 1,  § 1]. Будучи рационалистом сочетал теоретический анализ с эмпирическим, разработал теорию социального реализма, в которой утверждал, что «…исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов» [6, с. 37].

Научное творчество Дюркгейма находилось под влиянием множества традиций (теорий) социальной мысли, но он считал их слишком общими и схематичными, являвшимися только предпосылками научной социологии. Дюркгейм поставил перед собой задачу выделить социологию в самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом [1, лекция 6, п. 2].

Предметом социологии, по Дюркгейму являются социальные факты (составляющие систему социальной действительности) — политические, правовые, моральные, религиозные и др. идеи, нормы и ценности (коллективные привычки, традиции, обычаи), вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты – проявления группового или массового сознания (несколько индивидов объединяют свои действия для порождения нового результата), у них общая духовная природа и сущность, их воздействие на людей осуществляется через социальные институты, выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей (социальные нормы, общественная мораль, религиозные обряды).

Основные признаки социальных фактов:

● объективное  существование по отношению к  отдельным индивидам;

● их принудительное воздействие на людей (навязываются человеку) [6, с. 37-38].

Э. Дюркгейм продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство». Он собрал обширный фактический материал, применил статистические методы для исследования населения. И сделал вывод: индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства (католики, сельчане), чем индивиды, слабо связанные с жизнью группы (протестанты, горожане). Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе [7, гл. 1, § 1.2].

Исследователь выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами [5, с. 53-54].

В работе «Правила социологического метода» (1895г.) Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам:

● правило первое: рассматривать социальные факты как предметы (вещи);

● второе правило: освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины;

● третье правило: источник социальных фактов находится в обществе – автономной системе, управляемой собственными законами, независимо от сознания или действия каждого человека.

Сформулированные  «правила» — не только исследовательские приемы и процедуры, но и методологические заповеди исследователя.

Признание объективной реальности социальных фактов – центральный пункт социологического метода Э. Дюркгейма [4, с. 22-23].

Дюркгейм  описал способы постижения социологической истины:

● определение и наблюдение социальных фактов;

● социологическое доказательство;

● различение «нормальных» и «патологических» явлений;

● конструирование социальных типов;

● описание и объяснение фактов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм применял метод сравнения, использовал функциональный анализ для установления соответствия между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого [5, с. 54].

  1. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Центром научного творчества Дюркгейма выступает проблема социальной солидарности, он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности (то, что сплачивает общество). Данной проблеме посвящена работа ученого «О разделении общественного труда» (1893г.).

Разделение труда Дюркгейм полагал объединяющим началом общества в единое целое. Базой для солидарности является коллективное сознание – общие верования и чувства, правила и нормы, свойственные для определенной группы людей (характер, идеалы, традиции народа) [3, с. 27].

По мнению ученого через социальную солидарность достигается целостность общественного пути, коллективность, высшие моральные принципы, ценности, которые признаются всеми членами общества. Решается проблема гармонии общества, его сохранность.

По Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности и органической солидарности (два звена единой эволюционной цепи).

При механической солидарности действия и поступки людей сходны, взаимозаменяемы. Механическая солидарность присуща примитивному (архаичному) обществу, которое стремится полностью растворить в себе индивида, регулирует его сознание и поведение (личность не принадлежит себе). Высок уровень принуждения и насилия. Структура общества достаточно проста, с незначительным разделением труда. Коллективное сознание является абсолютным авторитетом, полностью религиозно [2, с. 156].

При органической солидарности основанием служит разделение труда, профессиональная специализация, экономическая взаимосвязь индивидов (сотрудничество и кооперация, обмен своей деятельностью). Органическая солидарность присуща более организованному типу общества. Индивиды и развитое (промышленное, индустриальное) общество дополняют друг друга. Процветает демократия, свобода выбора, уважение личности, защита прав человека [5, с. 54-55]. Коллективное сознание при этом видоизменяется: уменьшается в объеме, превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида [2, с. 157].

Дюркгеймом была установлена зависимость между силой социальных связей (с одной стороны) и объемом коллективного сознания (с другой): солидарность крепче при совпадении объема коллективного сознания (интенсивного, четко выраженного) с объемом индивидуальных сознаний [2, с. 156].

Будучи  человеком неравнодушным к проблемам  своего общества, Дюркгейм заметил «ненормальные» формы разделения труда [2, с. 160]:

● аномия (патология);

● социальное неравенство;

● неадекватная организация труда (рутина, деградация, классовые конфликты).

Анализируя  солидарность, Дюркгейм рассчитывал, что разделение труда само приходит к «нормальному» состоянию и порождает солидарность. Но со временем он приходит к мысли о необходимости реформ путем создания профессиональных групп (корпораций) [1, лекция 6, п. 4].

Преодоление этой дисгармонии Дюркгейм видел в мирном разрешении конфликта: уменьшение борьбы и конкуренции; установления свода правил, регламентирующих отношения классов; справедливость и равенство социальных возможностей [2, с. 161]. В отличие от Маркса, считал, что конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе [5, с. 54].

Болезни может быть подвержена любая сфера общества. Дюркгейм придавал большое значение моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению социально здоровых и эффективных стимулов для общения людей.

Социальное здоровье выражается в нормальном развитии жизненных сил, умении адаптироваться в условиях среды индивидов, коллектива или общества в целом. То, что развивает общество и способствует увеличению благосостояния людей, признается полезным и необходимым [6, с. 39].

  1. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

Парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу», ориентир для отбора важной информации, включаемой в историю социологии (имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы).

 К парадигмам можно отнести:

● понятия – «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»;

● теории, теоретические направления и школы – эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена;

● имена в истории социологии – Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон.

Чем удаленней  во времени парадигма, тем более бесспорной и очевидной она выглядит. И наоборот, чем ближе к современности, тем больше споров (расхождений) внутри научного сообщества [1, лекция 1, п. 6].

В современной социологии выделяют пять основных парадигм:

● Парадигма социальных фактов (Э. Дюркгейм) – социальная реальность сводится к социальным структурам и социальным институтам. В этой парадигме выделяют два теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта;

● Парадигма социальных дефиниций (М. Вебер) – социальная реальность рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Выделяют следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология;

● Парадигма социального поведения (Б. Скиннер, Дж. Хоманс) – суть парадигмы: понимание поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Акцент на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения;

● Парадигма психологического детерминизма (З. Фрейд) – социальная реальность рассматривается как конфликт индивида и общества. Исходные постулаты: доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм;

● Парадигма социально-исторического детерминизма (К. Маркс и др.) – социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В основе – социальные структуры, взаимодействующие друг с другом и порождающие социальный процесс. Главная роль в общественном развитии отведена производственно-экономическим факторам (сам человек исключен), поэтому данную парадигму определяют еще как экономический детерминизм [7, гл. 1, § 1.3.].

Информация о работе Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма