Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:05, реферат
Каждый человек по-своему относится к выполнению своих трудовых функций.
Трудовое поведение регулируется действием определенных норм и ценностей. Работник может рассматривать свою трудовую деятельность, как самоценность и средство реализации ценностей.
Трудовое поведение регламентируется определенными нормами, такими как юридические нормы, технологические нормы и профессионально-должностные нормы. Юридические нормы закреплены в трудовом законодательстве, профессионально-должностные нормы записаны в должностных инструкциях.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Понятие, структура и виды трудового поведения…………….……….…….4
2. Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования………….…….8
Заключение……………………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………….13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, структура
и виды трудового поведения…………
2. Трудовое поведение
в рыночных условиях
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Каждый человек по-своему относится к выполнению своих трудовых функций.
Трудовое поведение регулируется действием определенных норм и ценностей. Работник может рассматривать свою трудовую деятельность, как самоценность и средство реализации ценностей.
Трудовое поведение регламентируется определенными нормами, такими как юридические нормы, технологические нормы и профессионально-должностные нормы. Юридические нормы закреплены в трудовом законодательстве, профессионально-должностные нормы записаны в должностных инструкциях.
Также, необходимо введения понятия имплицитного контракта. Это такое негласное соглашение между работником и работодателем, которое определяет тот вклад, который делает в него каждая из сторон. И та и другая сторона имеют свои ресурсы и мотивы. Так, со стороны работника, в качестве ресурсов выступают его знания и умения, а со стороны работодателя - капитал.
Со своей стороны, работник вкладывает в имплицитный контракт физические и интеллектуальные усилия. Также, работник может терпеть определенные издержки в процессе трудовой деятельности, такие как потеря времени, здоровья, потеря части своей автономии, в силу подчиненности работодателю и зависимости от него.
Кроме
этого, работник претендует на определенное
вознаграждение, в виде заработной платы,
возможности получения удовлетворения
в труде, самореализации, повышении статуса,
а так же безопасности в виде стабильности
трудоустройства.
1.
Понятие, структура
и виды трудового
поведения
Под трудовым поведением понимается совокупность способов осуществления трудовых функций.
Формы трудового поведения работника:
1)
сопротивление изменениям и
2) приспособление, защита: (уход с работы, отсутствие на рабочем месте, отчужденные формы активности)
3) Девиантное поведение (обман, жульничество, деструктивные психологические формы реакции, саботаж)
4)Манипуляция правилами - осуществляется уход от формальных правил, во имя достижения целей.
Трудовые ориентации - то значение, которое человек придает своей трудовой деятельности и, исходя из которого, он действует и думает, относительно своей трудовой деятельности.
Ценностное отношение к труду:
Определяется культурой, так, например, в Греции ценностью был отдых, безделье. В православной культуре труд понимается как средство отвлечения от греховных мыслей. В католичестве труд - кара за первородные грехи человека, а в протестантизме труд - необходимое условие земной жизни, а успех в труде - пропуск в жизнь загробную.
Карл
Маркс предложил понятие
Энтони предложил критический анализ марксистского понимания отчуждения, говоря, что Маркс рассматривал отчуждение труда, как абсолютный, объективный процесс, не задумываясь о том, как сам человек относится к своему труду, и вообще, вся идеология Маркса была трудоориентирована.
Отчуждения от труда можно замерить такими объективными критериями, как степень безвластия, внерабочее общение сотрудников.
Сейчас, труд разделился на работу, дающую человеку внутреннее удовлетворение и на ту, которое дает удовлетворение внешнее. Первая обеспечивает выполнение сложных задач, человек самовыражается в труде. Вторая предполагает, что работа не является самоцелью, а лишь средством удовлетворения других потребностей и человек самореализуется вне работы.
Удовлетворенность трудом - эмоциональное состояние, в котором выражается степень соответствия между теми требованиями, которые человек предъявляет к своей работе и ее объективными характеристиками. Выделяют общую и частную удовлетворенность трудом. Общая удовлетворенность характеризуется удовлетворенностью работой в целом, а частная - степенью удовлетворенности конкретными аспектами работы, например зарплатой.
Удовлетворенность трудом формируется, в основном, под влиянием сознания. Но она рассматривается не только как индивидуальное явления, но, как зависимое от культуры общества, от тех требований, которые предъявляются к труду. На удовлетворенность работой у служащих оказывают влияние творческий характер труда, возможность использования своих умений и навыков, престиж профессии, степень контролирования трудового процесса, возможность интегрирования в группе. Неудовлетворенность же вызывают частичность и бесполезность работы.
Взаимоотношение работы и непроизводственной сферы - важный аспект понимания трудового поведения. Непроизводственная сфера задает тот спектр потребностей в товарах и услугах, который реализуется в сфере труда. Это сфера формирования трудовых ориентаций, потребностей, это взаимодействие идет через мировоззрение человека.
Лохвуд и Гоулдпорт полагают, что у работников квалифицированного труда мировоззрение близко к мировоззрению среднего класса.
Стенли Паркер раскрывает связь труда с досуговой сферой: существует три типа взаимодействия работы и непроизводственной сферы:
1) расширение (работа расширяет свои пределы в досуг),
2)
нейтральное (для рутинного,
Наиболее
важным видом поведения людей
в организации является, конечно
же, трудовое поведение. Для его понимания,
как и для понимания любых процессов,
нужны соответствующие типологии (классификации).
Проблемами типологии являются: выбор
таких классификационных оснований, которые
бы обеспечили отражение в типологии наиболее
существенных факторов трудового поведения;
максимальный охват типов трудового поведения;
максимальную простоту и лёгкость восприятия,
запоминания и усвоения. В настоящее время
отсутствует сколько-нибудь полная типология
работников, чем и объясняется необходимость
публикации данной работы, в которой все
виды работников организации расклассифицированы
сразу по двум, наиболее важным основаниям:
трудовым усилиям и получаемому доходу
(см. рисунок 1). Основой данной типологии
является типология МГУ, в которой рассматриваются
три типа поведения: №№ 1, 2, 3, но без их
графического представления. Построение
графика позволило нам выявить и учесть
и другие виды трудового поведения, и всего
получилось 8 основных видов, описываемых
различными формулами (конечно, дополнительно
можно составить много промежуточных
формул).
Рисунок
2 – Возможные типы трудового
поведения работников
Рисунок
1 – Типы трудового поведения
работников в организации
По оси Х определяется тип усилий, а по оси У – тип дохода. Различные сочетания усилий и дохода и дают различные формулы трудового поведения:
№ 1 – минимум усилий, минимум дохода;
№ 2 – средние усилия, средний доход;
№3 – максимум усилий, максимум дохода;
№4 – минимум усилий, максимум дохода;
№5 – максимум усилий, минимум дохода;
№6 – никаких усилий, никакого дохода; (в административном или декретном отпуске);
№7 – никаких усилий, максимум дохода (обычно к этому стремится собственник и некоторые недобросовестные работники);
№8 – максимум усилий, никакого дохода (волонтёры, практиканты, стажёры).
Очевидно, что формулы 1, 4, 7 (№ 7 – для работников) описывают нежелательное и даже недопустимое поведение в организации. Формула № 2 описывает, может, и приемлемое, но не оптимальное поведение. А наиболее предпочтительным поведением является поведение по формуле № 3: максимум усилий, максимум дохода.
Конечно,
сразу возникает вопрос: что делать
с работниками, которые ведут
себя нежелательно, т. е. по формулам №№
1, 4, 7 или не оптимально (№ 2). Ответ зависит
от причин, по которым работники ведут
себя не наилучшим образом (т. е. не по формуле
№ 3). Основные возможные причины этого:
неумение и нежелание.
2.
Трудовое поведение
в рыночных условиях
хозяйствования
В рыночных условиях хозяйствования особую важность имеет попытка выявить влияние мотивации трудового поведения на результаты деятельности организаций. В целом, трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив – побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.
Формирование
этих внутренних побудительных сил трудового
поведения представляет суть процесса
мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами
можно назвать основания или предпосылки
мотивации. Они определяют предметно-содержательную
сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты.
Мотиваторами выступают стимулы социального
и предметного окружения либо устойчивые
потребности и интересы.
Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.
Наиболее полно и удачно, на наш взгляд, иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н. Маслоу, выделившем пять уровней потребностей:
Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).