Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 19:11, контрольная работа
Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Труд как социологическая категория…………………….……………………....5
Заключение……………………………………………………………………….…14
Тестовое задание……………………………………………………………………15
Профессиограмма профессиональной деятельности…………………………….16
Список использованной литературы…………………………………
Организационно-технологическая сторона трудовой деятельности заключается в определенной системе взаимодействия работника со средствами производства - предметами и средствами труда.
Такое взаимодействие зависит: во-первых, от технологии и техники производства (деятельности), которые определяют техническую вооруженность труда, степень его механизации и автоматизации, совершенство технологических процессов; во-вторых, от таких вопросов организации труда, как организация рабочих мест, режимы труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации работников, применение рациональных приемов и методов труда.
Зависимость трудовых процессов от технико-технологической оснащенности производства проявляется в том, что, например, трудощадящие технологии, используемые на предприятиях (особенно с вредными и опасными условиями труда), ведут к относительному и абсолютному сокращению затрат труда; технологические процессы, отличающиеся большой трудоемкостью работ, предъявляют повышенные требования к качеству труда, точному соблюдению способа выполнения работ, рациональному использованию рабочего времени; возрастание сложности выполнения работ требует роста квалификации работников; чем сложнее техника, тем выше требования к дисциплине труда, и т.п.
Содержание и характер взаимодействия работников со средствами производства определяются также особенностями решения вопросов по некоторым элементам организации труда:
а) хорошо продуманная планировка рабочих
мест обеспечивает экономию рабочего
времени и физиологических усилий работников
за счет сокращения маршрутов их перемещения
на рабочем месте,
удобства обслуживания оборудования,
рациональной рабочей позы;
б) рациональные приемы и методы труда способствуют достижению лучшего использования инструмента и оборудования, экономному использованию рабочего времени, обеспечению высокого качества работы, выполнению и перевыполнению норм труда;
в) физиологически обоснованный внутрисменный режим труда и отдыха создает условия для выполнения производственных функций (должностных обязанностей) с наименьшими затратами труда при сохранении высокой работоспособности персонала;
г) своевременные и высококачественные подготовка и повышение квалификации работников необходимы для обеспечения соответствия уровня квалификации персонала сложности и качеству выполняемых работ.
Организационно-социальная сторона трудовой деятельности отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодействие между работниками смежных рабочих мест, а также между основными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (производственные отношения между руководителями и подчиненными).
Форма организации труда в значительной степени определяет характер и содержание труда, а также порядок взаимодействия между работниками. Индивидуальная организация труда основана на установлении производственного задания отдельно каждому работнику, персональном учете выполненной им работы и начислении заработной платы по результатам этого выполнения. Групповая (коллективная) организация труда предполагает, что установление производственного задания, учет выполненной работы и начисление заработка ведутся для отдельных подразделений без индивидуальной разбивки для каждого работника. Поэтому при групповой (коллективной) организации труда, например бригадной организации труда, система производственного взаимодействия внутри подразделения определяется конкретными обстоятельствами, возникающими в нем, что дает возможность более гибкого, чем при индивидуальной организации труда, реагирования на них.
Формы разделения труда (функциональное, технологическое, профессиональное и квалификационное разделение) и соответствующие им формы кооперации труда также характеризуют особенности производственного взаимодействия между работниками, создавая для него разные возможности использования труда в зависимости от того, какие формы приняты на предприятии.
При функциональном разделении труда, т.е. обособлении видов трудовой деятельности в зависимости от выполняемых работниками на предприятии функций, взаимодействие (кооперация труда) осуществляется между разными функциональными группами работников, такими, например, как основные и вспомогательные рабочие, рабочие и служащие, руководители и специалисты и т.д.
Технологическое разделение труда на отдельные производственные операции и виды работ влечет за собой необходимость взаимодействия работников, выполняющих разные операции и виды работ. То же можно сказать и о профессиональном, и о квалификационном разделении и кооперации труда.
Отмеченные виды производственного взаимодействия работников отражают организационную его сторону. Но взаимодействие работников как форма проявления процесса труда имеет и социальную сторону - взаимодействие на производстве между разными социальными группами персонала, различающимися по полу, возрасту, образованию, стажу работы, семейному положению и т.д. Социальная и демографическая (половозрастная) структура работников предприятия, учреждения накладывает отпечаток на характер производственного взаимодействия между ними. Поэтому при изучении или организации трудового процесса необходимо обращать внимание на социальные параметры персонала. Так, например, наиболее благоприятная производственная обстановка может быть достигнута в коллективах, в составе которых работают мужчины и женщины, где в возрастной структуре преобладают люди среднего возраста, а в социальной структуре - семейные, имеющие необходимое профессиональное образование и значительный производственный стаж работы на данном предприятии. Социальная структура персонала - это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп.
Социальная группа на предприятии представляет собой совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например: уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.
Социальная структура персонала - важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.
В зависимости от наличия тех или иных
социальных групп образуются различные
социальные срезы персонала предприятия,
а в связи с этим выделяются следующие
разновидности социальной структуры:
функционально-
Функционально-производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих (руководителей, специалистов, технических исполнителей), рабочих (основных и вспомогательных). Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам.
Профессионально-
Демографическая структура персонала определяется его составом по полу и возрасту. Социологические исследования подтверждают, что однополый персонал менее эффективен, нежели разнополый. Большое значение имеет также сочетание возрастных групп. Преобладание на предприятии людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой дисциплиной, низкой текучестью персонала, высоким качеством выполняемой работы, но при этом возрастают элементы консерватизма при использовании новшеств, увеличивается уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболеваемости работников. Преобладание молодежи также отличается специфическими проявлениями - высокой текучестью персонала, более быстрой реакцией на нововведения и др.
Социально-психологическая структура формируется на основе общности интересов, ценностных ориентации, увлечений разных групп персонала. В состав таких групп могут входить и входят работники независимо от принадлежности к группам, сформировавшимся по другим признакам, т.е. здесь могут быть люди разных возрастов, национальностей, профессий и т.д.
Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует на предприятии и в его подразделениях определенный морально-психологический климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей производства.
Итак: все отмеченные стороны проявления труда находятся в неразрывном единстве и представляют собой единый процесс труда.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.
Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как хотелось бы. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.
Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы обозначения круга категорий этой науки. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономические категории.
Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага.
Термин "социальные отношения" в социологии труда используется в узком смысле.
Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально.
Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудового коллектива не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Социальная группа – это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам.
Социальная структура производственного коллектива представлена
группами работников преимущественно
умственного и физического труда, функциональными,
профессионально-
Таким образом, "социальные взаимодействия", "социальные отношения", "социальные группы", "социальная структура" – важнейшие социологические понятия, составляющие основу понятийного аппарата ("языка") социологии труда, который позволяет описывать изучаемые социальные явления и процессы, обеспечивая правильное их понимание.
В свою очередь экономика труда оперирует такими исходными экономическими понятиями как потребность, благо, ресурсы, норма, капитал, эффективность, социально-экономическая система.
Потребность человека – ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо. Понятие потребности является, строго говоря, исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следующее утверждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей».
Благо – то, что может удовлетворить потребности человека. Многообразие благ может классифицироваться по различным признакам. По происхождению (источнику) блага делятся на природные и произведенные (созданные человеком). По назначению в соответствии с видами потребностей целесообразно выделить пять видов благ: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические, духовные.
Ресурсы – то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и произведенными человеком.
Норма – правило или величина, служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.
Нормы могут быть двух видов: нормы-правила и нормы-величины. Норма-правило – это утверждение, определяющее взаимоотношения между людьми. Норма-величина – это число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции, или допустимый уровень воздействия на природу и человека.