Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:56, реферат
Нам уже известно, что интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определённому плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредованно анкетой: анкетёр пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы.
Введение…………………………………………………………………….3
Требования к интервьюеру. Личные качества интервьюера……………5
Заключение ………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………..11
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ
Контролируемая самостоятельная работа по методологии и методам социологических исследований на тему:
«Требования
к интервьюеру
и личные качества,
которыми должен обладать
интервьюер»
Подготовила студентка 2 курса
Специальности социология
Яковлева
Нина Игоревна
Минск 2011
Оглавление:
Введение………………………………………………
Требования к интервьюеру. Личные качества интервьюера……………5
Заключение ………………………………………………………………..10
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Нам уже известно, что интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определённому плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредованно анкетой: анкетёр пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете.
При проведении же социологического интервью, следует отметить, особую роль интервьюера, его инициативу. [1,380 с.]
Интервьюер
– лицо, проводящее опрос (беседу). От
его тактичности, способности найти
психологический контакт с
В этом случае контакт между
социологом-интервьюером и
Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельного, мобильного лица, проводящего беседу по определённому плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надёжность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приёмов, обеспечивающих чистоту интервью и точность получения данных. [1, 380 с. ]
Таким образам, можно сделать вывод, что личные качества интервьюера и требования, к нему предоставляемые, несут в себе огромную значимость, которая впоследствии отражается на результатах всего исследования.
Требования
к интервьюеру. Личные
качества интервьюера
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях
Работа интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1) налаживание контакта с респондентом, 2) правильная постановка вопросов, 3) правильная фиксация ответов.
Задача интервьюера – организованно подготовить интервью, найти соответствующих выборке респондентов и убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создаёт дружескую атмосферу, в которой далее ведётся беседа. Так, вся процедура интервью с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы.
Интервьюер
лично, непосредственно
Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемым, прерывать их, подчёркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Поскольку продолжительность интервью не лимитируется, не рекомендуется торопить респондента с ответами. Но также не следует допускать и другой крайности – чрезмерно долгого обдумывания, так как это может привести к искажению информации.
Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учётом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию.
По
окончании работ по сбору эмпирической
информации интервьюер представляет в
исследовательский центр
Следует помнить, что интервью – это не автоматическая работа. Каждый респондент, каждый вопрос, который задаёт интервьюер, и каждый опрос, с которым он работает, могут различаться, и это требует от интервьюера полной отдачи своих способностей и знаний.
Работа интервьюера невозможна без чёткого представления об этических и профессиональных обязательствах каждого участника исследовательского процесса. На интервьюера возлагается наиболее ответственная задача установления первого личного контакта с респондентом, а также получение конфиденциальных ответов на вопросы анкеты. Конфиденциальности заслуживают не только ответы, но и всё, что интервьюер может увидеть и услышать в доме респондента.
Важное значение имеет первый контакт интервьюера и респондента. Интервьюер должен иметь представление о том, как в первую очередь правильно себя преподнести, ведь от этого будет зависеть состоится интервью или будет зафиксирован отказ. Необходимо представиться, и озвучить цели обращения к респонденту, огласить тему исследования и организацию, занимающуюся его проведением. Тут главное, то, как сам интервьюер будет держать себя, сколько в нём будет уверенности и убедительности, это и повлияет на согласие респондента поучаствовать в исследовании. Ценным достоинством интервьюера является приятный голос с чёткой дикцией и правильной интонацией, ноткой настойчивой просьбы и убедительности. То есть уверенность интервьюера в своих силах то важное качество, которым должен обладать каждый, желающий попробовать свои силы в исследовательской деятельности.
С
самого начала интервьюер должен оставаться
любезным и вежливым, каковы бы ни
были обстоятельства, никогда нельзя терять
терпения и даже говорить резко с респондентом.
Вместе тем, надо помнить, что естественное
право респондента отказать в интервью.
Но интервьюер должен сделать всё возможное,
в соответствии с инструкциями, чтобы
этого не произошло. Однако, если респондент
отказывается от сотрудничества, он не
должен слышать слова упрёка, возможно,
следующий раз он будет благосклоннее.
Также немаловажное значение имеет внешний вид интервьюера. Ведь некоторые респонденты с оправданным недоверием относятся к людям, которые посещают их квартиры. Поэтому интервьюеры должны выглядеть как люди, которых можно приглашать в любой дом или в любое учреждение. Одежда интервьюера должна быть простой, удобной и аккуратной. Совершенно не обязательно «подстраиваться» под тот слой, к которому относится респондент. То есть, опрашивая фермера в поле и бизнесмена в офисе, не нужно стремиться быть похожими на них. Однако учитывать эти особенности всё-таки нужно. Так, например, если брать интервью у профессионалов, необходимо быть одетым аккуратно, по-деловому, в то время как, на ферме туфли на высоком каблуке будут выглядеть неестественно. Абсолютно не допустима неряшливость в одежде.
То, как интервьюер будет вести себя во время интервью, отразиться и на результатах исследования. Поэтому нужно делать всё возможное, чтобы создать естественную атмосферу. Нужно помнить, что у многих людей есть мнения, которое они хотели бы высказать, поэтому следует исходить из того, что респондент заинтересован в задаваемых вопросах. Если сам интервьюер в этом убеждён, то его отношение будет заразительным, и люди будут реагировать на него в зависимости от того, что интервьюер от них ожидает. Можно добиться успеха, если ожидать успешного интервью. Другими словами – следует расслабиться, улыбаться и быть уверенным в себе.
То есть коммуникабельность и умение вступить в разговор с любым человеком из разной социальной прослойки – именно то качество, которым должен обладать человек, идущий на работы в исследовательское «поле». Нужно заставить респондента поверить в то, что ты не собираешься «лезть ему в душу» с вопросами личного характера, и что его субъективное мнения интересует тебя только для того, чтобы потом оно было представлено в обобщённом виде. То есть нужно дать понять респонденту то, что в процессе интервью строго соблюдается анонимность и что он может, говорить всё то, что он думает на самом деле, не боясь, что его ответы будут зафиксированы как «правильные» или «неправильные». Нужно постараться сделать так, чтобы респондент тебе доверился, не в то смысле, что он будет рассматривать тебя, как личного психолога, а в том, что он сможет свободно и открыто выражать свою точку зрения.
Хотя
порой бывают случаю (чаще всего
среди категории пожилых людей)
Практически всю работу интервьюер выполняет в одиночку, поэтому важное условие, которое предоставляется к нему – это честность. Именно от его совести, наряду с профессионализмом, зависит успех исследования. Честность интервьюера наряду с честностью респондента – залог качества исследования. Дабы оставаться честным и соблюдать профессиональный долг всего-навсего не стоит отходить в сторону от требований инструкции, которую сперва следует тщательно изучить. Ведь в инструкции всегда прописаны все основные моменты, относительно выборки, постановки вопросов и фиксации правильных ответов. Не следует пренебрегать её требованиями и своим «честным» именем, пытаясь самостоятельно заполнить анкеты, пусть даже вжившись в образ респондента. Ведь в любом случае интервьюер не может учесть поло-возрастных, психологических и личных особенностей респондентов. Ведь в таком случае теряется весь смысл проводимого социологического исследования.
Информация о работе Требования к интервьюверу и личные качества, которыми должен обладать интервьюер