Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог
Имя и труды Питирима Сорокина сегодня уже не нужно представлять отечественному социологу: в последнее десятилетие произошло их бурное возвращение на Родину. Целый ряд изданий, конференции и симпозиумы, многочисленные учебники с популярным изложением биографии и теоретических концепций классика призваны свидетельствовать об этом как о свершившемся факте. Однако отношение к наследию Сорокина в среде ученых остается почти исключительно музейным: его признают, перед ним благоговеют, им гордятся, но с неизменным подтекстом «прошедшего времени». Активного включения теоретических идей крупнейшего социолога и культуролога столетия в живую ткань современной российской науки – в сравнении с тем, чего можно было ожидать – почти не наблюдается. Фактически можно говорить о том, что в России конца XX века Питирим Сорокин негласно «сдан в архив». Между тем вопрос об актуальности его наследия сегодня значительно более сложен, чем его наметившееся решение.

Файлы: 1 файл

Сорокин.docx

— 28.17 Кб (Скачать)

П.А. Сорокин  считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой  чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин  в какой-то степени перекликается  с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха  имеет следующие основные черты: (во-первых,) «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101).

Центральная категория в концепции социокультурной  динамики Сорокина - ценности. Их классификация  представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта-добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Интерес социолога  к проблемам социокультурной  динамики был связан в значительной степени с кризисом современной  ему культуры, понимаемой в самом  широком смысле слова - вплоть до почти  полного отождествления культуры и  общества (о чем им написана книга "Кризис нашего века", изданная в  Нью-Йорке в 1941 г., а затем и  еще одна работа - "Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса  культуры и общества посредством "моральной  реконструкции человечества", в  которой значительная роль уделялась  реализации идеи интегрализма.


Информация о работе Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина