Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог
Имя и труды Питирима Сорокина сегодня уже не нужно представлять отечественному социологу: в последнее десятилетие произошло их бурное возвращение на Родину. Целый ряд изданий, конференции и симпозиумы, многочисленные учебники с популярным изложением биографии и теоретических концепций классика призваны свидетельствовать об этом как о свершившемся факте. Однако отношение к наследию Сорокина в среде ученых остается почти исключительно музейным: его признают, перед ним благоговеют, им гордятся, но с неизменным подтекстом «прошедшего времени». Активного включения теоретических идей крупнейшего социолога и культуролога столетия в живую ткань современной российской науки – в сравнении с тем, чего можно было ожидать – почти не наблюдается. Фактически можно говорить о том, что в России конца XX века Питирим Сорокин негласно «сдан в архив». Между тем вопрос об актуальности его наследия сегодня значительно более сложен, чем его наметившееся решение.
П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.
В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: (во-первых,) «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101).
Центральная
категория в концепции
Интерес социолога
к проблемам социокультурной
динамики был связан в значительной
степени с кризисом современной
ему культуры, понимаемой в самом
широком смысле слова - вплоть до почти
полного отождествления культуры и
общества (о чем им написана книга
"Кризис нашего века", изданная в
Нью-Йорке в 1941 г., а затем и
еще одна работа - "Общество, культура,
личность"). Социолог стремился обосновать
возможность преодоления
Информация о работе Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина