Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог
Имя и труды Питирима Сорокина сегодня уже не нужно представлять отечественному социологу: в последнее десятилетие произошло их бурное возвращение на Родину. Целый ряд изданий, конференции и симпозиумы, многочисленные учебники с популярным изложением биографии и теоретических концепций классика призваны свидетельствовать об этом как о свершившемся факте. Однако отношение к наследию Сорокина в среде ученых остается почти исключительно музейным: его признают, перед ним благоговеют, им гордятся, но с неизменным подтекстом «прошедшего времени». Активного включения теоретических идей крупнейшего социолога и культуролога столетия в живую ткань современной российской науки – в сравнении с тем, чего можно было ожидать – почти не наблюдается. Фактически можно говорить о том, что в России конца XX века Питирим Сорокин негласно «сдан в архив». Между тем вопрос об актуальности его наследия сегодня значительно более сложен, чем его наметившееся решение.

Файлы: 1 файл

Сорокин.docx

— 28.17 Кб (Скачать)

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный  университет культуры и искусств

Факультет гуманитарного образования и  социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Социология досуга» 
На тему: «Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

 группы  СКД ПДЮД’09

Лобутова  Ксения

                                                                             Руководитель: Городилова Лариса Кирилловна

 

                                  

 

 

 

 

Междуреченск, 2012

Введение

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог

Имя и труды  Питирима Сорокина сегодня уже не нужно представлять отечественному социологу: в последнее десятилетие  произошло их бурное возвращение  на Родину. Целый ряд изданий, конференции  и симпозиумы, многочисленные учебники с популярным изложением биографии  и теоретических концепций классика призваны свидетельствовать об этом как о свершившемся факте. Однако отношение к наследию Сорокина в  среде ученых остается почти исключительно  музейным: его признают, перед ним  благоговеют, им гордятся, но с неизменным подтекстом «прошедшего времени». Активного  включения теоретических идей крупнейшего  социолога и культуролога столетия в живую ткань современной  российской науки – в сравнении  с тем, чего можно было ожидать  – почти не наблюдается. Фактически можно говорить о том, что в  России конца XX века Питирим Сорокин  негласно «сдан в архив». Между  тем вопрос об актуальности его наследия сегодня значительно более сложен, чем его наметившееся решение.

Основные  труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры. Вот лишь некоторые  из них:

  • предмет и метод социологии;
  • социальная стратификация и социальная мобильность;
  • социокультурная динамика;
  • доктрина интегрализма;
  • доктрина конвергенции;
  • социология семьи и брака;
  • социология альтруизма и любви;
  • социология преступности и наказаний;
  • социология права;
  • социология религии и морали;
  • поведение людей в экстремальных условиях (голод, разруха);
  • социология революции;
  • история социологии и социальной философии.

В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее  определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь  и деятельность людей, живущих в  обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта  изучения общества, а именно, с точки  зрения:

  • его строения и состава
  • данных в нем процессов или его жизнедеятельности
  • происхождения и развития общества и общественной жизни.

 

Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина

Изучение  социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развития; при рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Разработаны различные модели социокультурных динамических процессов:

• эволюционная (Г. Спенсер, П. Тейяр де Шарден);

• циклическая (О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев) ;

• волновая (П. Сорокин).

В целом под  социокультурной динамикой понимается процесс развертывания отечественной  культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями, которыми так богата отечественная история.

Основные  теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений  в мире. Среди них центральное  место занимает теория социокультурной  динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники  и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что "основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения" [Сорокин. Социокультурная динамика... 1996. С. 386].

Анализируя  общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как  иерархию различных социальных и  культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными - суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.

В своём историческом изменении социокультурная система  циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и  чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

Главный принцип  идеационального типа культуры — подлинная или абсолютная реальность является сверхчувственной — Бог, Царство Божие. Реальность же, воспринимаемая нашими органами чувств — вторична, иллюзорна, её восприятие даже негативно. В данной фазе развиваются и совершенствуются те аспекты культуры, которые должны выражать сверхчувственную реальность, удовлетворять религиозные потребности. Искусство, литература, философия, государство, право, семья, так или иначе, формируются на основе системы религиозных установлений, через религиозное отношение к бытию. Характерным признаком идеациональной фазы является состояние подъёма в обществе, а происходящие в нём перемены носят поступательный, прогрессивный характер, хотя и плавный, медленный. Основному принципу идеациональной фазы в различных системах культуры соответствуют:

  • в области философии — идеализм, индетерминизм, реализм (в противоположность номинализму), концепции циклических общественных изменений, причём цикличность в них обусловлена не какими-то материальными причинами, а проявлениями высшей реальности (Брахма, фатум, Дао);
  • в области права — концепции корпоративной ответственности или юридического лица как первичной реальности, искупление как главный принцип наказания, цель наказания — не интересы общества или перевоспитание обвиняемого, а искупление его вины перед Богом, правовые нормы выводятся из религиозных предписаний;
  • этика абсолютных моральных принципов, выводимых из религиозных заповедей (а не соображений пользы или удовольствия), приоритет духовного над телесным, даже пренебрежение интересами тела и сохранения телесного здоровья, что может даже создать угрозу физического вырождения и вымирания людей;
  • небольшое число научных открытий в естественных науках и небольшое число изобретений, так как познавательная энергия сосредотачивается на изучении Царства Божия, а не чувственной реальности;
  • образование носит религиозный характер;
  • медленный темп изменений общественной жизни;
  • в области литературы — Священное писание как главное литературное произведение;
  • в области искусства — строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений;
  • в области политики — чистая или смешанная теократия.

В идеалистическом (или интеграционном) типе культуры основным принципом выступает понимание  истинной реальности как Неопределённого  многообразия, которое выступает  в виде сверхрациональных-сверхчувственных, рациональных и чувственных форм, причём эти формы неотделимы одна от другой. Философия и теология находятся в отношении гармоничного сотрудничества. Рациональные и сверхрациональные, чувственные и сверхчувственные элементы отличаются бесконечным разнообразием, чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией. «Небесное» и «земное» как бы сливаются, наделяют друг друга своими чертами. Так, наука, познание материального мира выступают как средство познания замысла божественного начала, например, у Платона, Аристотеля, Альберта Великого, Фомы Аквинского. Искусство представляет собой великолепный синтез идеационального и чувственного, сочетающий в себе высокое содержание и высокую форму, например, у мастеров эпохи Возрождения.

Однако продолжительность  этой фазы короче, чем двух других. Она  выступает как бы промежуточной  между идеациональной и чувственной  фазами.

Основной  принцип чувственной фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств, за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности, сверхчувственных ценностей. Основному принципу чувственной фазы в различных системах культуры соответствуют:

  • в области философии — материализм, эмпиризм, детерминизм, номинализм (в противоположность реализму), концепции линейно-прогрессивных исторических изменений (от низших стадий к высшим), либо циклические концепции, постулирующие чисто материальную причину колебаний;
  • в области права — концепции юридического лица как полезной фикции, а не первичной реальности, главные принципы наказания — «урегулирование», перевоспитание, в сочетании с истреблением «неисправимых» и «социально опасных» лиц, цели права чисто утилитарные — сохранение человеческой жизни, охрана собственности, имущества и порядка, перевоспитание преступника и т.д.;
  • этика счастья (гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм), основной принцип «здесь и теперь», то есть получение максимального удовольствия, пользы и комфорта в настоящее время;
  • множество открытий и изобретений, поскольку истина ищется на пути познания свойств чувственной реальности, наука и техника приобретают самостоятельную культурную ценность, но в то же время критерий полезности научных исследований в ущерб критерию поиска истины ведёт в конечном итоге к кризису чувственного типа научного познания;
  • образование носит светский утилитарный характер — подготовить людей к успешной деятельности на каком-либо поприще;
  • динамичный характер общественной жизни, быстрые темпы её изменений;
  • в области литературы — светский реализм и натурализм с элементами чувственности;
  • в области искусства — техническое совершенство исполнения, многообразие стилей, жанров и тем, зачастую отстранённость от моральных ценностей;
  • в области политики — чистая или смешанная светская власть.

В чувственную  фазу падает до минимума влияние религии. В то же время большое влияние  приобретает идеология — как бы «религия земного», ориентированная на достижение определённых задач в земном мире и представляющая собой смесь идеалистических и чувственных ценностей.

Чувственная фаза, согласно П.А. Сорокину, сопровождается выходом негативной человеческой энергии — кровопролитными войнами, восстаниями, проявлениями жестокости, вандализма, культом силы, погоней за призрачными ценностями.

Фактически  при доминировании определённой системы истин (идеациональной, интеграционной, чувственной) другие две системы  тоже присутствуют в отдельных аспектах культуры, но они занимают периферийное положение.

Примечательно, что ни один из трёх основных принципов (идеациональный, интеграционный, чувственный) не может дать полностью истинного  знания. Каждая система основных принципов  частично истинна и частично ложна. Истинная часть основных принципов  обеспечивает жизнеспособную часть  культуры, возможность её выживания  и приспособления к окружающей среде. Ложная часть уводит социокультурную суперсистему от верных решений. С течением времени господствующая система истин стремится занять монопольное положение, полностью вытеснив другие основные принципы. Но в результате возрастает доля ложного в самой доминирующей системе, ложная часть начинает перевешивать истинную, что порождает трудности познания мира и практические трудности. Начинается процесс кризиса и дезинтеграции господствующей системы. Именно это вынуждает отказываться от существующей системы истин и переходить к другой. Если же система оказалась на это неспособной, то она обречена либо на угасание, либо на долгое полумёртвое «прозябание» без исторических и творческих свершений (некий аналог состояния гомеостаза у Л.Н. Гумилёва).

Изменение социокультурной  суперсистемы носит циклический  характер — за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной — снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII — VI веков до нашей эры, а она в свою очередь — идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина — В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения — В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время» (Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 474). Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.

Информация о работе Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина