Современная Украина рассматривается
преимущественно как общество
переходного типа – при этом имеется
в виду, что переход осуществляется от
тоталитаризма к политической демократии.
Сейчас важно обратить внимание на то,
что тоталитарный политический режим
с самого начала своего возникновения
опирался на определенные стереотипы
массового сознания, на широко распространенные
предрассудки, превращавшиеся в привычки
и в своего рода политические потребности.
Тоталитаризм, сталинский политический
режим, начиная с конца 30-х гг., аккумулировал
в себе худшие политические умонастроения
и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся
как требование справедливости, на доминирование
враждебности, истолкованной в качестве
здорового классового инстинкта, на некритическое
восприятие власти, истолкованное как
единодушие в ее поддержке, на политический
сыск, доносительство и тайну, трактовавшиеся
в качестве высших проявлений государственной
лояльности и чувства общественного долга.
Иными словами, любая здоровая человеческая
потребность деформировалась безраздельным
господством тоталитарной власти и превращалась
в свою противоположность. В этом и заключался
феномен политического отчуждения – в
формировании псевдопотребностей, поощрявшихся
политическим режимом. При этом государство
могло облекать любую низость и подлость,
любое предательство в благородную и даже
жертвенную мотивацию. В этом заключался
главный нравственный парадокс сталинского
политического режима, который оказывается
трудно преодолеваемым массовым политическим
сознанием.
Новые политические потребности
– потребность участия в политической
жизни – складываются с большим трудом.
Главный вопрос здесь заключается в формировании
нового нравственно целостного отношения
к власти, которая сама по себе далека
от демократического идеала. Конфликт
между нравственностью и политической
практикой сегодняшнего дня оказывается
глубинным конфликтом, развивающимся
на уровне жизненных потребностей человека.
Этот конфликт не сразу дается массовому
сознанию, как бы отступая на второй план
по сравнению с жесткой борьбой политических
интересов, разыгрывающихся на поверхности.
Третья сфера конфликта на
уровне потребностей связана
с выработкой баланса рационально
осмысленных и эмотивных стремлений,
в которых проявляются подчас
подсознательные сферы мотивации.
Здесь мы также сталкиваемся
с общечеловеческими свойствами. Конфликт
рационального и эмоционального пронизывает
все структуры человеческой жизни. Он
лежит в основе разделения между собой
высших сфер духовной деятельности –
науки и искусства, которые пытаются найти
компромисс между собой при помощи философии
и религиозного сознания. В современной
кризисной ситуации эмоциональное начало
в человеческом поведении – вполне необходимая
составляющая мотивации – все больше
отходит от соединения с мотивацией, основанной
на способности человека к познанию и
мышлению. Оно как бы отгораживается от
рациональных импульсов искусственно
создаваемой стеной и становится все в
большей мере основанием для иррациональной
мотивации, для немотивированного поведения,
которое не хочет сообразовываться с требованиями
разума, тут и там ставя его под сомнение.
Наблюдается повсеместное обращение к
суевериям, к силам и соображениям потустороннего
характера, к возвышению непосредственного
чувства, интуиции над разумом. Эта тенденция
ведет к примитивизации культуры, к обоснованию
быстрой реакции на ситуацию. Она стимулирует,
таким образом, насилие, которое выступает
в качестве реакции на не посредственные
чувства.
Уровень сложности процессов,
переживаемых в критических ситуациях
и свойственных социальному кризису,
превосходит те схемы рационального объяснения
действия и поступков людей, которые работали
ранее и которые исключали из поля зрения
массового сознания не желательные события,
факты, тенденции, отношения. Кризис сознания,
таким образом, следует рассматривать
не как кризис рациональности вообще,
а как кризис определенных ограниченных
форм рациональности, задававших приемлемые
формы интерпретации социальных отношений.
Рациональность, как заметил еще М. Бобер,
органически связана с проблемой власти
в обществе. Она призвана упорядочить
существующие способы господства и подчинения
и предложить людям определенные варианты
мышления, оправдывающие их законопослушание.
Естественно,
что с изменением типа власти,
который происходит в настоящее
время в Украине, меняется и
тип рациональности. Становление нового
типа – это процесс не столько социализации,
сколько процесс выработки новых форм
культуры, основанной на иных ценностных
характеристиках и параметрах.
Рассмотрение конфликта потребностей
в трех взаимодействующих между
собой и все же самостоятельных сферах
жизнедеятельности человека и общества
показывает, что потребности нельзя сводить
лишь к сумме внешних требований, проистекающих
из социальных и экономических условий.
Они представляют собой определенные
стержневые линии организации всей системы
взаимодействия в социуме. Они проявляются
в массовых привычках и навыках культуры,
которые усваиваются людьми в ходе их
социализации, индивидуального развития,
воспитания.
Вместе с тем проблема определения
приоритетности тех или иных потребностей
остается важнейшей проблемой социально-политического
характера. Ни одно государство, ни одна
политическая партия не может в своей
практической политике закрывать глаза
на потребностные, по сути дела сущностные
конфликты, которые связаны не только
с определенными вариантами использования
ресурсов, но и с выбором определенных
вариантов развития самой культуры.
Исследование конфликта в сфере
удовлетворения потребностей людей
(питание, жилье, медицинское обслуживание,
соотношение заработной платы и цен, пенсионное
обслуживание, семейная политика, решение
экологических проблем) предполагает
пересмотр нормативистского подхода,
длительное время доминировавшего при
разработке основных проблем социальной
политики. Суть этого подхода состояла
в определении некоторого среднедушевого
показателя обеспечения жизненных потребностей
(на пример, научно обоснованного метража
жилой площади на человека или научно
обоснованных нормативов потребления
мяса, овощей и так далее) и сравнения с
этим показателем достигнутого на этот
год показателя реального потребления
опять же в среднедушевом измерении.
Этот подход был положен в
основу социальной статистики. По
сути дела он исходил из
уравнительной трактовки потребностей.
Он не учитывал реальных механизмов
распределения и потребления как составляющих
компонентов общего экономического процесса.
Теоретическая модель удовлетворения
потребностей населения и реальный
процесс находились в вопиющем
противоречии друг с другом. Согласно
теоретической модели в экономике должен
был действовать принцип материальной
заинтересованности работника в результате
своего труда, однако на практике преимущества
в области потребления доставались тем
слоям общества, которые контролировали
процесс распределения жизненных благ.
Именно на этой основе формировалась теневая
экономика как результат сращивания торговой
мафии с партийно-бюрократическими структурами.
Этот слой в большей мере овладевал механизмами
присвоения общественного богатства и
становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей
себе наиболее высокий жизненный уровень,
основанный на использовании гласных
и негласных привилегий.
Основной результат теневой дифференциации
жизненного уровня состоял не
столько в возникновении нового
общественного слоя, сколько в формировании
особой предкризисной психологической
атмосферы в обществе, основной особенностью
которой было падение престижа квалифицированного
труда во всех областях производственной
деятельности и подавление какой бы то
ни было инициативы.
Именно этот фактор – наряду с милитаризацией
экономики – стал главной причиной падения
эффективности производства и вхождения
в фазу экономического кризиса. Связи
между производителем и потребителем
оказались разорванными именно в распределительном
механизме.
Различные варианты реформирования
экономики имеют в виду в
качестве конечной цели восстановление
разорванных связей между производством
и потреблением с помощью рыночных
отношений, т. е. на основе
соотношения спроса – со стороны
потребностей и предложения – со
стороны производства. Если товар не пользуется
спросом, то он не должен и производиться,
а если на него возникает и поддерживается
спрос, то и производство должно быть выгодным
производителю и расширяться. Однако практическое
осуществление реформы не укладывается
в эту вполне ясную схему. В действие при
практических преобразованиях вступает
множество опосредствующих факторов,
которые приводят к существенным отклонениям
от задуманных программ.
Если обратиться к анализу
практики проведения экономической
реформы в 1992-1993 гг., то следует отметить
следующие наиболее важные тенденции
в развитии потребностей населения.
На первом этапе экономической
реформы произошло массовое снижение
жизненного уровня, сопровождающееся
быстрым ростом дифференциации социального
положения. Богатство, неравенство в имущественном
положении признаются вполне законными,
что фиксируется эмпирически в появлении
клуба миллионеров, с одной стороны, и
восстановлением профессионального нищенства
(не исключающего нищенства от нужды),
с другой. Соответственно и сами потребности
резко дифференцируются. На одном полюсе
накапливается спрос на жизненные блага
исключительного характера, на предметы
роскоши и атрибуты комфортной жизни,
на другом происходит примитивизация
потребностей и формирования замкнутых
циклов потребления, обеспечивающих простое
“выживание''.
В этих условиях вполне понятно
стремление опереться на ''средние
слои'', которые могли бы обеспечить
развитие массового спроса на
предметы жизненной необходимости
и задать определенные стандарты потребления,
которые оказались бы ''нормальными'', то
есть не впадающими в крайности неуемной
роскоши и демонстративной нищеты. Однако
создание такого слоя предполагает формирование
потребителя, который смог бы обеспечить
себе в основном определенный достаток.
Главное препятствие состоит в том, что
этот потребитель должен быть одновременно
современным производителем, нормальным
работником с высоко развитой трудовой
и производственной мотивацией. Инициаторы
реформы пытаются стимулировать мотивацию
через превращение труженика, работавшего
на государство, в собственника, полагая,
что обладание собственностью, в том числе
и на средства производства, окажется
главным мотиватором созидательной инициативы.
В качестве одного из важнейших аргументов
этих преобразований выступает тезис
о том, что политическая свобода должна
опираться на свободу экономическую, то
есть на право свободного распоряжения
своей собственностью.
Этот поворот в социальной
политике меняет отношение, прежде
всего, к деньгам, которые становятся мерой
индивидуального богатства и формируют
новую психологию, центральным пунктом
которой является успех в сфере рыночных
отношений.
В результате реформа проникла,
прежде всего, в область торговли
и распределительных отношений и почти
не задела интересы, связанные с расширением
производства, с новыми инвестициями и
новыми технологиями.
Сложнейшей проблемой реформирования
украинской экономики стала увязка
интересов быстро растущего торгового
капитала и капитала производственного.
Важнейшей составляющей украинской экономики
стал компрадорский капитал, вывозящий
то, что добыто коммерческим предпринимательством,
за пределы страны.
Отказ от государственного вмешательства
в ход реформы стал важнейшим
источником криминализации экономической
деятельности. Там, где возникали проблемы
с взаиморасчетами в условиях полного
паралича судебных властей, экономического
арбитража, органов охраны правопорядка,
появлялась потребность в охране имущественных
интересов с помощью вооруженных группировок,
применения насилия и постоянной угрозы
насильственной расправы с должником,
нарушителем партнерских отношений в
сделке и т.д.
Ввести экономические отношения
в русло законности и правопорядка
оказалось более трудной задачей,
чем создать эту ситуацию, которая складывалась
как бы стихийно на основе тех принципов,
которые были провозглашены в связи с
либерализацией цен и поощрением коммерческого
начала во всей структуре предпринимательской
деятельности.
КОНФЛИКТ
ИНТЕРЕСОВ
Общее между потребностями и
интересами состоит в том, что
в обоих случаях мы имеем
дело со стремлениями людей,
непосредственно воздействующими
на их социальное и экономическое
поведение. Однако если потребности
ориентируют поведение людей
на обладание теми благами, которые
оказываются жизненно необходимыми или
стимулируют жизненно значимые способы
деятельности человека, то интересы –
это те стимулы действия, которые проистекают
из взаимного отношения людей друг к другу.
Непосредственный предмет социального
интереса – это не само благо как таковое,
а те позиции индивида или социального
слоя, которые обеспечивают возможность
получения этого блага. А поскольку эти
позиции неравны, постольку интересы в
определенном смысле более конфликтогенны,
чем потребности. Как в повседневной речи,
так и в теоретическом анализе интересы
гораздо чаще соединяются с социальным
положением, которое фиксирует на определенное
время совокупность возможностей, предоставляемых
действующему лицу обществом. Именно социальное
положение очерчивает границы доступного
и возможного для индивида и социальной
группы. Через возможное и в принципе доступное
оно воздействует и на формирование
реалистических желаний и стремлений.
Положение, отрефлексированное в желаниях,
чувствах, умонастроениях и жизненных
планах, превращается в совокупность сложных
стимулов деятельности – в интересы, которые
и выступают в качестве непосредственной
причины социального поведения.