Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:09, доклад
Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат – все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе.
Технология – это описанная с помощью некоторой знаковой системы последовательность действий, применение которой к исходному обьекту позволяет получить заданный продукт (результат). Понятие «технология» сродни понятию «алгоритм».
Таким образом, уровень постигнутого обществом знания объектов процессов их формирования, всего механизма действия общественных законов свидетельствует о том, что мы подошли к такой степени познания, когда не можем ограничиваться лишь пониманием общих тенденций развития, их описанием, объяснением явлений социальной действительности, (необходимо их социальное проецирование и научное обоснование, вплоть до каждой практической операции, каждого этапа, формы, средства и метода практической деятельности людей). Важно не только спрогнозировать, но и реализовать через поэтапное формирование любое общественное явление. А.Н. Леонтьев, рассматривая понятие операции как способа действия, при помощи которого осуществляются практические или познавательные цели, подчеркивал, что "действие как элемент деятельности соотносится с целью, операция же соотносится с условиями действия, с орудиями труда; она – форма действия"'. Цель действия, таким образом, обусловлена не только наличием условия, но и самой деятельностью, детерминируемой в свою очередь способами, приемами поэтапного ее формирования.
Научная организация всех видов деятельности получает свои "жизненные права" как возможность. Однако, чтобы превратить возможность в действительность, необходима технология социальной деятельности, которая предполагает:
1) создачие научно обоснованной
социально-технологической
2) выделение промежуточных целей,
Таким образом социально-
Вместе с тем нормативный подход в технологии социальной деятельности связан с определением качественной стороны явлений и процессов. Качественный подход ориентирован на знание природы явлений, причин его развития, содержательной и сущностной характеристик. Следовательно, речь идет не о механическом перенесении производственных технологий на общественную жизнь, а о проектировании и внедрении в организацию человеческой деятельности специфических технологий, соотносимых с закономерностями общественного развития.
Обществу далеко не безразлично, какова управленческая ориентация технологии социальной деятельности: гуманистическая или ригористическая (инструментальная).
Только "гуманизация" норм, средств, приемов ориентирует работника на сознательное, творческое выполнение задания, формируя тем самым стремление к конечному результату – сделать качественнее, больше, быстрее.
"Инструментализация" нормы, ориентируя на подчинение лишь волевому давлению, может "затушевать" главную цель. Поэтому очень важным является сочетание управленческих, социально-технологических решений с углублением демократии, расширением самоуправления, вследствие чего и возможна самореализация творческого потенциала личности,
Именно совместное коллективное творчество в процессе принятия решений способствует выбору оптимального варианта в критической ситуации. В этих условиях особое значение имеет инициатива масс в принятии управленческих решений. Основная управленческая проблема возникает тогда, когда приходится разрешать противоречие между тем, что есть, и тем, что должно быть. И тогда реальное положение дел соотносят с нормативно одобренным и вырабатывают решение, оптимально приближающее к цели деятельности, запланированной на предыдущем этапе. Таким образом, социальная технология ни в коей мере не устраняет инициативы управленческой деятельности и творчества людей. Ее задача - придать организации всей деятельности осознанный, научно обоснованный характер.
Итак, можно констатировать, что социальная технология есть своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно через технологизацию знаний получают социальное выражение отношения людей к организации их деятельности по реализации поставленных целей и задач.
Следует указать на различие понятий "реализация знаний" и "технологизация знаний". Реализация знаний – это родовое понятие технологизации знаний, процесс материализации, объективации любых знаний. Технологизация знаний связана с реализацией не любых знаний, а только тех, которые объективируются в организационно-технологической стороне человеческой деятель-. нести, в том числе и управлении. Наряду с понятием технологизация знаний мы используем понятие интеллектуализация социальной деятельности и процесса управления, подчеркивая тем самым развитие всех общественных отношений на научной основе, исключение бюрократического администрирования, волюнтаризма и субъективизма, использование АСУ, информационно-логической техники, повышающей надежность отношений управления, ограничивающих влияние нежелательных дестабилизирующих факторов.
Вместе с тем было бы неверно полагать, что опираясь на социальную технологию, можно сразу же решить все экономические, социальные, политические и духовно-нравственные проблемы. Для их реализации требуются соответствующие объективные условия (в том числе материально-технические средства) и достаточно зрелый субъективный фактор (не только в плане возможностей познания механизма действия законов общественного развития) - высокий уровень экономического, нравственного и политического сознания людей; трудовая и исполнительская Дисциплина, настойчивость и инициатива, творческий подход к делу, воля, стремление изменить ситуацию к лучшему, осознать пагубность разрушительных технологий и перейти к технологиям созидания.