Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие и структуру свободного времени;
2) проанализировать факторы, влияющие на свободное время;
3) выявить наиболее важные проблемы свободного времени;
4) исследовать проведение свободного времени городских с сельских жителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6
1.2 . «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..15
2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15
2.2. Проведение свободного времени сельских жителей…………………………………..……………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28
Велики затраты времени на бездеятельный отдых, особенно у молодежи. С преодолением 30-летнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин подобные затраты уменьшаются, хотя общие затраты времени на бездеятельный отдых выше затрат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Но эта количественная сторона не раскрывает существа происходящего социального явления. Бездеятельный отдых — форма реализации социально и гигиенически неоправданных затрат времени отдыха, зачастую связанных с различными асоциальными эксцессами (алкоголизмом, противоправным поведением, правонарушениями).
Из всего сказанного следует, что реализация экономической реформы, переход к новым экономическим и другим общественным отношениям со всей необходимостью ставят вопрос рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.
2.2. Проведение свободного времени сельских жителей
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более развитие субъекта социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов — основа для качественных изменений социальной структуры общества. В обществе сейчас идет достаточно активный процесс дифференциации социальной структуры, формирование новых социальных групп и слоев: предпринимателей, арендаторов, менеджеров, посредников, инженерно-технических работников нового типа и др. Отсюда понятно, что вхождение личности во вновь родившиеся, нарождающиеся социальные слои и группы связано с изменением социальных показателей, в том числе показателя использования рабочего и свободного времени.
Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показателей культурно-технической грамотности работников, как правило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение.
Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин — почти на 50%.
Однако было бы неправильно (с точки зрения теории и практики) сводить роль свободного времени в процессе развития индивида только к количеству, В данном случае количество переходит в новое качество. Так, затраты времени на учебу в 1924 г. составляли у мужчин 168 ч, а у женщин — 87 ч в год. В середине 80-х годов эти затраты превышали 350 ч у мужчин и 240 ч у женщин. Но в 2010 г. затраты были связаны в основном с ликвидацией неграмотности, а в 80-х годах — с повышением квалификации, получением высшего и среднего специального образования, освоением новых технологий, профессиональных навыков. Это совершенно иное качество. Это тот «лифт», который способен перенести и чаще всего переносит человека на более высокий уровень социальной структуры. 4
Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.
Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.
Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается ком плектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.
Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.
Бюджет времени. У рабочих и ИТР рабочее время составляетъ 8 ч; время, связанное с домашним трудом,
равно 2,67 ч у рабочих и 2,56 ч у ИТР; время, связанное с удовлетворением естественных потребностей 8,8 и 8,44 ч соответственно; свободное время — 3,68 ч у рабочих и 3,82 ч у
ИТР.
По данным выборочных исследований, в 1990 г. в суточном фонде времени доля рабочего времени и времени, связанного с производством, составляла примерно 37,5%, доля времени на удовлетворение физиологических потребностей — 41,6%, доля времени, затрачиваемого на различные домашние дела, — 8,4%, доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного, эстетического уровня, — всего 12,5%, т.е. лишь 1/8 всего суточного фонда времени.
Анализ распределения свободного времени между мужчинами и женщинами, между горожанами и селянами показывает, что у женщин остается намного меньше времени для досуга, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, особенно в сельской местности. Следовательно, меньше времени остается для совершенствования личности.
Однозначно решить проблему
более рационального
1. Чтобы увеличить
долю свободного времени в
суточном фонде, необходимо
2. Сейчас, когда резко снизился жизненный уровень населения, рядовому гражданину, человеку все труднее становится повышать свой культурный и духовный уровень, совершенствоваться, развиваться как гармоничной личности. Немалую роль играет в этом и падение нравов как следствие обрушившейся на нас с экранов, со страниц книг и газет лавины ужасов, порнографии и скандалов.
Различия в проведении
свободного времени обусловлены
еще и географическими
На суточное распределение
времени большое влияние
чем в 1986 г.1
Ухудшение жизни горожан (Псков — типичный российский город с развитой промышленностью, сферой культуры и быта, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличается от других провинциальных российских городов) в обозримой перспективе будет отрицательно сказываться на количестве свободного времени и его использовании. Особенно это касается студентов, безработных, служащих, не имеющих специального образования, работников науки, здравоохранения, педагогов. Существенное снижение жизненного уровня обусловило необходимость поиска дополнительных источников существования, что повлияло на их деятельность в сфере домашнего хозяйства.5
У 40% жителей Пскова (как мужчин, так и женщин) возросли затраты времени на работу по дому (приготовление пищи, уборка, стирка, починка, шитье, вязание, занятия с детьми, все виды ремонта своими силами, работы в саду, огороде и т.п.). Зга тенденция полностью совпадает с данными, полученными в ходе исследования бюджета времени рабочих и служащих, проведенного в Москве в 1995 г.: 2/3 респондентов-москвичей указали, что перестали пользоваться услугами предприятий бытового обслуживания или делают это значительно реже чем в 1994 г. Причин несколько, но в первую очередь — значительно возросшие цены на услуги прачечных, химчисток, парикмахерских и т.п. Большой процент опрошенных (72%) «производят» услуги для самих себя.
Земельные участки, которые имеют более 70% опрошенных, а 12% пользуются участками родственников, дают необходимые продукты питания, «съедая» большую часть свободного времени. О том, насколько интенсивно трудятся на земле горожане, свидетельствует тот факт, что даже в зимний период 18% респондентов выполняют какие-то виды работ на своих участках каждую субботу и воскресенье, а 32% — несколько раз в месяц. Кроме того, среди работающих жителей Пскова и Москвы, имеющих участок земли, подрабатывают в других местах еще более 24%. По сравнению с 1986 г. произошло почти пятикратное увеличение числа людей, имеющих дополнительную работу1. Земельный надел выполняет сегодня для семьи функции источника дополнительного дохода, оздоровительного учреждения, спортивного зала или стадиона, полигона для любительского вида деятельности и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая занятость человека многими видами культурной деятельности говорит о широте его кругозора, географии общения, включенности в различные виды общности. Но само по себе количество избранных в часы досуга занятий еще не является доказательством развития духовных потребностей. Только в том случае, если какой-то вид деятельности повторяется устойчиво, т.е. у человека выработалась потребность, привычка к Позитивному виду занятий, можно говорить о социально-полезной избирательности.
Учет общих и специфических факторов очень важен для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Например, горожане Молдовы при опросе на первое место поставили культурные потребности, на второе — общение, преимущественно семейное, на третье — физическое совершенствование личности, на четвертое — пассивный отдых, на пятое — более возвышенную деятельность. Последнее место в структуре свободного времени занимают любительские занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Чамокова Э.А., Чеснокова В.Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия свободного времени //Экспертные оценки и восприятие свободного времени. М.: 2010.
2. Mepтон Р., Фиске М. Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Ин-т молодежи, 2012.
3.Абрамкин В.Ф., Белановский С.А., Марзеева С.Н. Один свободный день //Проблемы прогнозирования. 2010. №5.
4.Журавлева И.В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований //Вопросы методики и техники социологических исследований. М.: ССА, 2011.
5.Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы опроса человека //Вопр. психологии. 2010. № 6.
6.Чамокова Э.А. Опыт использования фокусированного интервью при опросе экспертов самодеятельного изобразительного искусства //Измерение и прогноз в культуре. М.: НИИ культуры РСФСР, 2009.
7.Жабский М.И. Методология прикладного социологического обследования. М., 2010.
8. Бабосов Е.М., Барановский Н.А., Кузьмич С.В. Свободное время и духовное богатство личности. Минск: Наука и техника, 2008
9. Балцевич В.А., С.Н. Бурова Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы Минск, 2009
10. Байкова В.Г., Дучал А.С., Земцов В.А. Свободное время и всестороннее развитие личности-М.: Мысль, 2008
11.Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некот. социол. пробл. молодежи. М.: Наука, 2009
12. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь? М., 2008
13. Блинов Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // СоцИс.- 2010.-№2.
14. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: Тенденци, проблемы, перспективы. М.: Высш. шк., 2008
15. Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся. -Новосибирск, 2009
16. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишинёв: Штиинца, 2009
17. Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. -М., 2007.
18. Будаева Ц.Б. Использование времени городским населением Бурятии. Улан-Удэ, 2009. - С. 17.
19. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 2007
20. Вебер М. Основные понятия стратификации // Соц.Ис 2009.-№5.
21. Ветошкин А.П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества. Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2010.
1 Чамокова Э.А., Чеснокова В.Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия свободного времени //Экспертные оценки и восприятие свободного времени. М.: 2010.
2 Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы опроса человека //Вопр. психологии. 2010
Информация о работе Свободное время как объект социологического анализа