Свободное время как объект социологического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить понятие и структуру свободного времени;
2) проанализировать факторы, влияющие на свободное время;
3) выявить наиболее важные проблемы свободного времени;
4) исследовать проведение свободного времени городских с сельских жителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6
1.2 . «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..15
2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15
2.2. Проведение свободного времени сельских жителей…………………………………..……………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_sotsiologii.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………………………………………………….. 6

1.1 Сущность понятия «свободное время»...…………………………………..6

1.2 .  «Свободное время»: анализ основных концепций………………………8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..15

2.1 Проведение свободного времени жителей городов………………………15

2.2. Проведение свободного времени сельских жителей…………………………………..……………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Люди по-разному воспринимают и  классифицируют ценности. Это зависит  от жизненного опыта, воспитания, мировоззрения. Но все, что имеет для человека статус ценности, независимо от драгоценности вещи или моральности, оказывает огромное влияние на образ жизни. Отношение к времени как ценности появляется не сразу. Впервые время как общественная ценность фиксируется в экономических теориях XIX века, где рассматривается неотъемлемой характеристикой общества. Давид Рикардо писал, что подлинное богатство нации: в возможно меньшее рабочее время создать возможно большее изобилие материального богатства, то есть подлинное богатство общества—время, высвобожденное из процесса материального производства, время, которым человек может свободно располагать: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности и развития способностей. Свободное время — досуг, имеющий безусловную ценность.   Бесспорно, сфера потребления, соотносимая со свободным временем, не может быть изъята из культурного аспекта жизни человека. Культура досуга определяется не только идеологическими пожеланиями, но и уровнем материального благосостояния общества. Социология оперирует такими показателями уровня досуга: количеством прочитанной художественной и специальной литературы, посещений кинотеатров, театров, музеев, художественных выставок и т.п. за год, месяц и т. д.; частота просмотра телепередач и видеофильмов, прослушивания радиопередач и музыкальных записей (опять-таки за определенный период времени); количеством времени, посвященного занятиям хобби, прогулкам в парке, спорту, бытовым проблемам, семье, друзьям, времени, проводимого в кафе, барах, на дискотеках; ежемесячные, ежегодные капиталовложения отдельного человека, семьи в такие мероприятия, включая количество отпускных дней и связанные с ними материальные затраты. 

  Соотношение разнообразия использования свободного времени с социальной, демографической, профессиональной структурой общества, а также региональными особенностями, позволяет создать систему предметно-вещественного количественного использования свободного времени различными социальными общностями. Определить ориентации, приоритетные сферы культурного спроса, финансовые затраты на культурно-досуговые услуги, то есть выработать систему измерений, позволяющих превратить сферу свободного времени в особую индустрию потребления.

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем целесообразного использования свободного времени между различными социальными группами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) изучить понятие  и структуру свободного времени; 

2) проанализировать факторы,  влияющие на свободное время;

3) выявить наиболее  важные проблемы свободного времени;

4) исследовать проведение свободного времени городских с сельских жителей.

При этом объектом исследования является свободное время, а предметом исследования- особенности структуры свободного времени как специфической сферы жизнедеятельности различных социальных групп.

 Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Глава первая состоит из двух параграфов. В ней раскрывается понятие свободного времени, даётся характеристика формам досуга, различие между необходимым и свободным временем. Глава вторая состоит из двух параграфов, в которых анализируется проведение свободного времени между различными социальными группами, а также рассмотрены проблемы рационального использования свободного времени отдельной личности, семьи и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ГЛАВА 1. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ                                               

                               СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

1.1  Сущность  понятия «свободное время»

 

Свободное время - часть  внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных  непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Если в рабочее и  необходимое внерабочее время поведение  человека предопределено гражданскими, профессиональными и иными обязанностями  и непреложными физиологическими, санитарно-гигиеническими, бытовыми, материальными потребностями, то в свободное время оно определяется уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально организовать свой досуг.

Элементы структуры свободного времени:

- учеба и повышение  квалификации, включая самообразование  (для работающих);

- воспитание детей;

- досуг

Иногда ставят знак равенства  между понятиями свободное время, отдых и досуг. Это неверно. Свободное время – социально-экономическая категория, отдых – психофизиологическая категория, досуг – категория социально-педагогическая.

Досуг (в социологии) - система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей  и осуществляемая в свободное время индивида. Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить рекреативную и развивающую функцию досуга, а в рамках последней – подфункции:

- вовлечения индивида  в процесс непрерывного просвещения; 

- включения людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д.);

- обеспечения личностно  значимого неформального общения; 

- компенсаторную подфункцию (самореализацию творческих потенций  человека, которые не удается  проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности).

Исследователи выделяют около пятисот форм досуга, которые  включают следующие виды деятельности:

- активную рекреацию  (непрофессиональный спорт, туризм, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);

- товарищеское общение,  развлечения, праздники, посещения  спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и  т.д., другие формы коллективного времяпрепровождения; социальная активность и социальное творчество;

- индивидуальное потребление  ценностей культуры (чтение, прослушивание  радиопередач, музыкальных записей,  просмотр телепрограмм, восприятие  компьютерной информации и т.д.);

- потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);

- любительское художественное  и техническое творчество (пение,  музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).

Можно спорить о точности данной классификации, но она дает в  целом полную картину досуговой  деятельности.

В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято выделять:

- активные и пассивные  формы проведения досуга:

активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также  активные формы межличностного и  межгруппового общения;

пассивные: посещение  различных культурных мероприятий  и потребление продукции средств  массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.);

- организованные и  неорганизованные формы;

- индвидуальные, индивидуально-семейные  и обобществленные;

- ситуативные и стабильные;

- репродуктивного, поисково-творческого  и творческо-созидательного уровней; 

репродуктивный: досуг  строится на известных образцах,

поисково-творческий: личность вносит в досуг элементы индивидуализации формы и содержания,

творческо-созидательный: разностороннее раскрытие индивидуальности личности;

- социально одобряемые  и социально неодобряемые.

 

1.2 .  Особенности понятия свободного времени.

 

Свободное временя и культурный досуг — важное направление исследований условий жизни общества. В сфере свободного времени происходит не только восстановление способности индивида к производительному труду, но и развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание подрастающего поколения, его социализация, осуществляется ряд других социально важных функций.1

В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.

Свободное время — это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.

Классификация академика Струмилина.

В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его  классификации  бюджета  времени  показатели только свободного времени:

•    физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;

•    культурная  самодеятельность:  общественные  обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;

 •    культурный  отдых: кино, театр и прочие  зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;

•    прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;

•    бездеятельный  отдых и прочее.

Все затраты времени  — необходимого и свободного —  для общества и для личности очень  важны. Но затраты свободного времени  имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Деятельность человека в свободное время направлена на непосредственное формирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое  время составляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло эколо 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми.

Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени для повышения образования, культурного Уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.

Следует оговориться, что  методика расчета фондов необходимого  и свободного  времени  у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.

Важно отметить, что в  исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.

Социологический подход к изучению:

Социологический   подход   требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение         круга постановочных вопросов.  Их  мы  и попытаемся обрисовать.

На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.2

Информация о работе Свободное время как объект социологического анализа