Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:04, контрольная работа
В задачи исследования входит: проследить развитие учения о суверенитете в целом, рассмотреть три его аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как «народовластие», «власть» и «народ» как источник власти, рассмотреть формы и механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепции суверенитета. 4
2 Народный суверенитет и формы его выражения в России. 5
2.1 Понятие и сущность народного суверенитета (суверенитета народа, народовластия). 5
2.2. Народный суверенитет и формы его выражения в России. 9
3 Обеспечение народного суверенитета в России. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Представительная демократия – осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Выборное представительство – важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.
Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.
Непосредственное правление, преимущества, недостатки и значение в современный период
Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.
Справедливости ради надо отметить, что у непосредственного правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп представительным органам.
На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне непосредственной демократии.
Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как удел примитивных народов или небольших территориальных единиц.
Обзор исторических типов самоуправления как одной из форм непосредственной демократии позволяет установить некоторые их закономерности:
1. В доклассовых обществах
непосредственное
2. В общностях любой
величины самоуправление
3. Прямая демократия
была прогрессивным явлением
до тех пор пока она обеспечива
Говоря о народном суверенитете как о важнейшем конституционном принципе демократического государства, необходимо рассмотреть механизм его реализации на практике, а также рассмотреть проблемы его обеспечения в нашем государстве [12].
Представляется, что характеристики принципа народного суверенитета, направленные на отрицание его теоретической и практической значимости, могут привести к нарушению общемировой системы демократических ценностей.
В то же время принцип народного суверенитета не стоит абсолютизировать. История и практика его реализации требуют определенных отступлений от идеального понимания этого института и соответствующей ему категории науки конституционного права. Содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного управления делами государства со стороны всей социальной общности. В той части, в которой это оказывается невозможным, следует говорить о неизбежных пределах реализации принципа народного суверенитета.
Конечно, при проведении референдумов, выборов, использовании иных механизмов непосредственной демократии причастность каждого к управлению делами государства становится более ощутимой. Но конституционно-правовая мысль и практика уже давно пришли к пониманию невозможности осуществления народного суверенитета только в непосредственных формах, используемых не так часто и в основном для решения наиболее важных вопросов. Управление же общественными и государственными процессами требует постоянного, непрерывного и профессионального руководства, что в большей мере может быть достигнуто с помощью представительной демократии. Однако представительное правление не исключает возможности искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут не получить своего представительства в деятельности законодательных органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение в принимаемых законах. Выходом является сочетание двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм осуществления власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять преимущества непосредственного и представительного правления и способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета [8].
В содержании принципа народного суверенитета сосуществуют публичное и частное начала. Публичное начало отражает и охраняет интересы власти, имеющие общегосударственный, общественно-значимый характер. Частное начало направлено на защиту интересов отдельной личности, удовлетворение свободы общества. При этом наиболее положительные результаты устойчивого и последовательного общественного развития достигаются только при гармоничном сочетании публичных и частных интересов. В то же время народный суверенитет можно рассматривать и в качестве коллективного права народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Данное право на осуществление народного суверенитета реализуется с помощью конституционных индивидуальных или коллективных прав граждан, что позволяет говорить о наличии частного начала в содержании рассматриваемого принципа
Рассмотрение принципа народного суверенитета с позиции возможностей граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей позволяет подчеркнуть значимость этой идеи в конституционной теории и практике. Такой подход способствует преодолению довольно распространенного в наши дни заблуждения, заключающегося в том, что рассматриваемый принцип отвергает свободу индивида по отношению к ничем не ограниченной свободе политического коллективного целого - народа. Из двух форм реализации народного суверенитета наиболее рациональной и оптимальной является представительная демократия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод, что суверенитет является одной из фундаментальных категорий теории государства и права. Проблемы суверенитета сложны теоретически и достаточно остро стоят в политическом плане, причем главной трудностью на сегодняшний день является то, что «у теоретиков и политиков имеются серьезные разночтения в понятиях».
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства.
Суверенитет народа воплощает единую волю политически и идейно единого народа, придает этой воле целенаправленный характер. Общенародная воля - это совокупная воля социальных групп общества. Народ наделяет свое государство правом на осуществление суверенитета. И воплощая в себе власть народа, его суверенитет, государство само становится суверенным. По своей социальной сущности суверенитет народа и суверенитет государства едины, нераздельны. Это единый народный суверенитет, осуществляемый как непосредственно народом, так и посредством его государственной власти.
Формы осуществления суверенитета народа - институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государст-венно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть.
Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.
Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя свои властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно не осуществляет власть в современных государствах, он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерации - М.: Юрайт-М, 2007.
2. Конституция Российской
Федерации. Проблемный
3. Постатейный научно-
4. Акмалова А.В. История политических и правовых учений. - М., 2007.
5. Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт. с изд. 1956 г. — М.: Адомир, 2006 — С. 127.
6. Дюги Л. Конституционное
право. Общая теория
7. История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв. Отв. ред.В.С. Нерсесянц. - М.: Наука, 2008.
8. Кузьмин Э.Л. О
государственном суверенитете
9. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания - М., 2007.
10. Марченко М.Н. Государственный
суверенитет: проблемы определе
11. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. - М., 2007.
12. Эбзеев Б.С. Человек,
народ, государство в
13. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 2008.
Информация о работе Суверенитет народа и форма его проявления