Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:04, контрольная работа
В задачи исследования входит: проследить развитие учения о суверенитете в целом, рассмотреть три его аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как «народовластие», «власть» и «народ» как источник власти, рассмотреть формы и механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепции суверенитета. 4
2 Народный суверенитет и формы его выражения в России. 5
2.1 Понятие и сущность народного суверенитета (суверенитета народа, народовластия). 5
2.2. Народный суверенитет и формы его выражения в России. 9
3 Обеспечение народного суверенитета в России. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
СОДЕРЖАНИЕ
Категория «народный суверенитет» относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия.
Среди исследователей до сих пор нет однозначной оценки категории «народный суверенитет», его сущности и содержания. Некоторыми государствоведами он определяется как декларативный принцип, не имеющий юридической силы. Иные отмечают глубокую идеологическую сущность этого института и его практическую ценность. Тем самым, актуальность выбранной темы определяется неоднозначностью категории «Народный суверенитет», его содержания и сущности среди исследователей [9].
Предметом изучения данной курсовой работы является народный суверенитет в Российской Федерации как правовая категория, а также формы и проблемы его обеспечения в нашем государстве.
В целях исследования
категории народного
Целью работы является исследование содержания и сущности понятия «народный суверенитет», изучение форм его практической реализации и проблем обеспечения данного принципа.
В задачи исследования входит: проследить развитие учения о суверенитете в целом, рассмотреть три его аспекта - государственный, народный и национальный суверенитеты, изучить различные концепции народного суверенитета зарубежных и отечественных исследователей и государствоведов, уяснить содержание таких терминов как «народовластие», «власть» и «народ» как источник власти, рассмотреть формы и механизм практической реализации принципа народного суверенитета в Российской Федерации.
Каждое понятие в
юридической терминологии возникло
в конкретных общественно-политических
условиях и отражает какое-либо общественное
явление на конкретном историческом этапе.
С развитием общественных отношений меняется
содержание тех правоотношений, которые
характеризуются тем или иным правовым
термином. В результате одни понятия уходят
в небытие, другие наполняются новым смысловым
и правовым содержанием.
Правовое содержание понятия «суверенитет»,
насчитывающее более чем четырехсотлетнюю
историю, не могло не наполняться новым
содержанием в условиях развития властеотношений.
Понятие «суверенитет» многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет».
Народный суверенитет, или народовластие, означает принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами [10]. Суверенитет или полновластие народа есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия по распоряжению властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции [1], «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону».
Власть народа обладает и другими, наряду с отмеченными, особыми свойствами: это прежде всего публичная власть [13]. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; публично-правовой характер власти указывает на то, что она имеет общесоциальный характер, обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид (личность) самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или иной мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.
Конституционные формы осуществления суверенитета народа есть предусмотренные Конституцией государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. К ним относятся институты непосредственной демократии или прямого властвования народа: референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.; деятельность формируемых народом органов государственной власти - Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов РФ; через институты местного самоуправления - выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и др. Как форма народовластия местное самоуправление обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения и таким образом управлять общественными делами на соответствующей территории. Конституционно-правовыми механизмами управления местными делами являются муниципальные выборы, местный референдум, народная правотворческая инициатива, сходы, собрания граждан и другие формы народного волеизъявления, а также деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления через институт политических прав и свобод и институт гражданских инициатив [11].
Институты представительной и непосредственной демократии - действенные государственно-правовые каналы осуществления народовластия. При этом сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа.
Непосредственная (прямая) демократия
- это осуществление народом власти
через формы непосредственного или прямого
волеизъявления. По Конституции РФ (ч.
1 ст. 3) [1] высшим непосредственным выражением
власти народа признаются референдум
и свободные выборы. Непосредственная
демократия обеспечивает наиболее полное
участие масс в управлении страной, дополняет
постоянно действующую централизованную
(институционную) представительную систему.
Субъектами непосредственной демократии
выступают многонациональный народ России
в целом; население субъектов РФ и его
административно-
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
В последнее десятилетие процесс
формирования государственных и
представительных органов в России,
порядок организации и
Конституция РФ гласит: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей [1].
В этих условиях наиболее сложной
и злободневной является проблема обеспечения
подлинной свободы
По сему актуальность данной темы не вызывает сомнения. Актуальность обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо в Конституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной).
В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Актуальность
Актуальность
Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Вообще институты непосредственного и представительного правления достаточно полно освещены и изучены. Их изучением занимались Монтескье, Токвиль, Руссо, Чичерин, Дж.Ст. Милль и другие.
В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством [3].
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта – народ.
Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ) [1].
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.
В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
Информация о работе Суверенитет народа и форма его проявления