Сущность, виды и структура социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:31, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать целостную характеристику, раскрыть особенности социальной адаптации. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) описать сущность и содержание социальной адаптации; 2) изучить виды социальной адаптации; 3) описать структуру социальной адаптации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Сущность и содержание социальной адаптации…………………….…...4
Виды социальной адаптации…………………………………..…………..7
Структура социальной адаптации……………………………………….11
Заключение...…………………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

реферат Сущность, виды и структура соц.работы.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

1. Успешная адаптация  в итоге взаимодействия положительной  среды (микросреды) и положительно направленной личности;

2. При несоответствии  микросреды и личности по установкам, требованиям — ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают два типа адаптации:

а) в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности;

б) в случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы.9

В данном случае имеет  место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде — к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в развитии общества (в  частности, в современной России), когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что  рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий:

1. Адаптационный шок,  под которым понимается общее  расстройство функций социального  субъекта или системы, вследствие  какого-либо потрясения социогенного  характера, вызванного резким  нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

2. Мобилизация адаптационных  ресурсов. Здесь для субъектов,  сумевших пережить стадию адаптационного  шока, наступает этап глубокого  осмысления ситуации и концентрации  усилий на сознательном поиске  выхода из неё. Эта стадия  связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности, В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию  адаптационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально- психологические характеристики и прочее. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоится в ней.

3. Ответ на «вызов  среды». Это завершающая стадия  процесса социальной адаптации.  Её содержание представляет собой  реализацию конкретной модели  поведения и деятельности, которые  выбираются субъектом с учётом  собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом необходимо помнить  о том, что сделанный субъектом  выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своём выборе, избран модель поведения и деятельности, которая соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям. В подобных условиях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, становится важным и необходимым звеном процесса социальной адаптации субъекта.10

Последовательная смена  основных этапов социальной адаптации  предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации  средств, выделяется группы механизмов этого процесса:

1. Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2. Социально-психологические  механизмы, предназначенные для  приспособления индивида к среде  через её освоение различными  способами. Эта группа включает  в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

3. Социальные механизмы  представляют собой наиболее  значительные элементы такой  группы феноменов. К ним относится,  прежде всего, механизм социальной  деятельности, который можно рассматривать  как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Ещё одним механизмом из этой группы является механизм социального  общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать  новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей  делать выводы о том, насколько успешно  они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.11

Таким образом, процесс  социальной адаптации изучается  на уровнях общества, социальных групп, и самого индивида. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной микросреды и положительно направленной личности. Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий: 1) адаптационный шок, 2) мобилизация адаптационных ресурсов, 3) ответ на «вызов среды».

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации Предполагает использование на каждом из них различных механизмов каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Социальная адаптация человека представляет собой не только состояние, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает отсутствовавшие ранее равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую, биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности представляется как процесс и результат функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. Только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Полная социальная адаптация  человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую  и профессиональную адаптацию. Полноценное  исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического, при учете их взаимосвязи и взаимовлияния.

Процесс социальной адаптации  изучается на уровнях общества, социальных групп, и самого индивида. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной микросреды и положительно направленной личности. Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий: 1) адаптационный шок, 2) мобилизация адаптационных ресурсов, 3) ответ на «вызов среды». Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Кузнецова Л.П. Основные  технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.

2. Кулебякин Е.В. Психология  социальной работы. — Владивосток:

Изд-во ДВГТУ, 2004.

3. Основы социальной  работы. / Под ред. Павленок П.Д. - М.: ИнфраМ, 2001.

4. Психология социальной  работы. / Под ред. М.А. Гулиной. - СП6.:

Питер, 2002.

5. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / Под ред. А.А. Козлова. — М.: Кнорус, 2007.

б. Социальная работа: Учебное  пособие. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/д: Феникс, 2003.

7. Справочное пособие  по социальной работе / Под ред.  Панова А.М., Холостовой Е.И. - М.: Юристъ, 2000.

8. Тетерский С.В. Введение  в социальную работу. - М.:

Академический проспект, 2001.

9. Технология социальной  работы / Под редакцией Зайнышева  И.Г. - М.: Союз, 2001.

10. Холостова Е.И. Технологии  социальной работы.- М.: Инфра-М, 2001.

1 Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / под ред. А.А. Козлова. – М.: Кнорус, 2007. – С.41

2 Технология социальной работы / под редакцией И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 2001. - С.60

3 Холостова Е.И. Технологии социальной работы – М.: ИНФРА–М, 2001. – С.26.

 

 

4 Технология социальной работы / под редакцией И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 2001. - С.64

5 Технология социальной работы / под редакцией И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 2001. - С.65

6 Там же

7 Технология социальной работы / под редакцией И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 2001. - С.65

 

8 Технология социальной работы / под редакцией И.Г. Зайнышева - М.: Союз, 2001. - С.67

9 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: изд-во ДВГТУ, 2004. – С.20.

10 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – С.43.

11 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – С.45.




Информация о работе Сущность, виды и структура социальной работы