Непосредственное государственное
обеспечение в странах с рыночной
экономикой имеет достаточно
ограниченные масштабы применения.
Другой организационно-правовой
формой социальной защиты является
социальное страхование, которое
широко используется в абсолютном
большинстве стран с рыночной
экономикой в отношении многих
видов социальной защиты. В его
основе лежит понятие социальных
рисков и требование их обязательного
и добровольного страхования.
Финансирование выплат
по социальному страхованию осуществляется
за счет страховых взносов
работающих граждан и их работодателей,
выплачиваемых, как правило, в равных
долях. В финансировании систем
социального страхования иногда
также участвует государство.
В странах с рыночной
экономикой также активно используется
такая организационно-правовая форма
социальной защиты, как социальная
помощь. Она носит адресный характер
и предоставляется лицам после
проверки их нуждаемости, если
они не имеют других источников
существования.
Другими организационно-правовыми
формами социальной защиты могут
быть провиденные фонды — обязательное
(принудительное) накопление средств
на случай возникновения некоторых
обстоятельств. Эти фонды существуют
в отдельных странах (Азии и
Африки, которые были колониями)
и являются общенациональными
организациями,
предназначенными для
осуществления обязательных сбережений
всеми работающими гражданами. Фонды
преследуют цель обеспечить индивидуальную
ответственность каждого работающего
за свое благосостояние в будущем.
Они представляют собой учреждения
типа сберегательного банка. Воспользоваться
этими вкладами можно в случае
временной нетрудоспособности, при
условии прекращения работы, в
случае безработицы.
Характерной особенностью
частных форм социальной защиты
является то, что они создаются
не в обязательном порядке
в силу принятия соответствующего
законодательства, а в силу частной
инициативы отдельных субъектов
отношений в данной среде, которые
принимают на себя обязательства
по осуществлению социальной
защиты ограниченного круга лиц,
представляющих для них определенный
интерес. Частные формы могут
применяться в таких видах
социальной защиты, как обеспечение
временной нетрудоспособности, медицинской
помощи, в пенсионном обеспечении
и других.
Таким образом, социальная
защита в любом государстве
— это комплексная система
социально-экономических отношений,
предназначенная для оказания
разносторонней помощи нетрудоспособным
или ограниченно трудоспособным
лицам, а также семьям, доходы
трудоспособных членов которых
не обеспечивают общественно
необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная
защита предполагает проведение
политики, адекватно реагирующей
на социальное самочувствие людей,
способной улавливать рост социального
недовольства и социальной напряженности,
предупреждать возможные конфликты
и радикальные формы протеста.
3.Государственная политика
в области социальной защиты
Проводимая в современной
России социальная политика строится
по принципу, когда государство,
признавая климат рыночных отношений,
лишь дополняет и корректирует
рыночные механизмы перераспределения
ВВП, ориентируясь при этом на
гарантированное удовлетворение
лишь минимальных базовых потребностей
и оказание социальной помощи
наиболее уязвимым категориям
населения.
Однако традиция активного
участия государства в управлении
экономическими и социальными процессами
продолжает оказывать влияние на формирование
системы социальной защиты, которая также
включает в себя частную инициативу, создание
благотворительных фондов, развитие страховых
компаний.
Министерством труда
и социального развития Российской
Федерации в 1995 г. утвержден перечень
категорий населения, которые нуждаются
в социальном обслуживании. Они
являются основными объектами
социальной политики и социальной
работы.
К ним относятся:
• граждане (взрослые
и дети), являющиеся инвалидами;
• участники Великой
Отечественной войны и приравненные
к ним лица, труженики тыла
во время Великой Отечественной
войны;
одинокие пожилые люди
и семьи, состоящие из одних
пенсионеров (по возрасту, инвалидности
и другим основаниям);
• вдовы и матери
военнослужащих, погибших в Великой
Отечественной войне и в мирное
время;
• бывшие несовершеннолетние
узники фашизма;
лица, подвергшиеся политическим
репрессиям и впоследствии реабилитированные;
• зарегистрированные
беженцы, вынужденные переселенцы;
• лица, подвергшиеся
радиационному воздействию вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС,
ядерных выбросов, ядерных испытаний;
• лица, вернувшиеся
из мест лишения свободы, специального
учебно-воспитательного учреждения;
• лица без определенного
места жительства;
• семьи, имеющие в
составе лиц, злоупотребляющих алкоголем,
употребляющих наркотики;
• семьи, имеющие детей-инвалидов
до 16 лет;
• семьи, имеющие на
попечении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
• семьи с низким
уровнем дохода;
• многодетные семьи;
• неполные семьи;
• семьи несовершеннолетних
родителей;
• молодые, в том
числе студенческие семьи;
матери, находящиеся в
отпуске по уходу за ребенком;
• беременные женщины
и кормящие матери;
• самостоятельно
проживающие выпускники детских
домов и школ-интернатов (до достижения
материальной независимости и
социальной зрелости);
• дети, осиротевшие
или оставшиеся без попечения
родителей;
• безнадзорные дети
и подростки;
• дети и подростки
с девиантным поведением;
• дети, испытывающие
жестокое обращение и насилие
в семье, оказавшиеся в условиях,
угрожающих здоровью и развитию;
• разводящиеся семьи;
• семьи с неблагоприятным
психологическим микроклиматом, конфликтными
отношениями, педагогической несостоятельностью
родителей;
граждане (взрослые и
дети), имеющие психологические затруднения,
испытывающие психологические стрессы,
склонные к суицидальным поступкам.
Государство реализует
политику социальной защиты населения
через социальные программы и
систему социального обслуживания
населения (через сеть учреждений).
В настоящее время
в России осуществляется более
80 федеральных программ, в том
числе социальных:
Программа социальных
реформ в Российской Федерации
на период 1996 — 2000 гг.;
• Федеральная целевая
программа улучшения условий
и охраны труда, 1998-2000 гг.;
• Федеральная комплексная
программа «Социальная поддержка
инвалидов»;
Федеральная целевая
программа «Старшее поколение»
на 1997—
1999 гг. (продлена);
• Президентская программа
«Дети России»;
• Программа пенсионной
реформы в России и др.
Система социального
обслуживания населения формируется
в рамках Федерального закона
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»
от 10 декабря 1995 г. #195-ФЗ.
Социальное обслуживание
представляет собой деятельность
социальных служб по социальной
поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся
в сложной жизненной ситуации.
Социальные услуги
населению оказывают различные
типы учреждений социальной защиты:
комплексные центры социального
обслуживания; территориальные центры
социальной помощи семье и
детям; социально-реабилитационные центры
для несовершенно- летних; социальные
приюты для детей и подростков; дома ночного
пребывания; геронтологические центры
и т. д.
Перечисленные учреждения
занимают важное место в системе
общественных отношений.
Учреждение социальной защиты
(в дальнейшем — УСЗ) является не только
организационной структурой комплексной
системы социальной защиты населения,
но и действующим субъектом в системе
общественных отношениях государства.
Поэтому оно подвергается воздействию
многочисленных факторов, определяющих
жизнь общества в целом.
Для УСЗ эти факторы
являются факторами окружающей
среды, которые оказывают на него
прямое или косвенное воздействие.
К числу таких факторов
относятся идеология, политика, культура,
экономика, демография, финансы, право,
технологии, социальная организация
общества, природно-климатические условия
и другие .
Кроме того, на деятельность
учреждений социальной защиты
оказывают свое воздействие конкуренция,
а также такие постоянные субъекты
рынка, как клиенты и поставщики.
В переходный период
многие факторы внешней среды
существенно изменяются. Эти изменения
требуют, в свою очередь, изменений
как в самом учреждении, так и в его деятельности.
С другой стороны, деятельность
учреждений социальной защиты
может косвенно оказывать свое
воздействие на различные факторы
окружающей их среды, влияя на
характер развития политики, права,
экономики и других общественных
институтов.
4. Перспективы развития
социальной защиты населения
Стратегия реформирования
социального сектора, предложенная
нынешним российским правительством,5
включает предложения по развитию
отдельных отраслей комплекса
социальной сферы (образование, здравоохранение,
культура, занятость, социальная защита,
спорт и др.). Общие ориентиры
здесь: обеспечение всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества
базовых социальных услуг, к которым
относятся, прежде всего, медицинское
обслуживание и среднее образование;
обеспечение максимально эффективной
защиты социально уязвимых домохозяйств;
создание для трудоспособного населения
экономических условий, позволяющих гражданам
за счет собственных доходов обеспечивать
более высокий уровень социального потребления.
В основу реформы
социальной защиты положены следующие
принципы:
1) Перераспределение социальных
расходов в пользу бедных домохозяйств.
Чтобы высвободить необходимые
бюджетные ресурсы, предусматривается
сокращение бюджетных субсидий
производителям товаров и услуг,
а также льгот и выплат, предоставляемых
по категориальному принципу. Необходимо
пересмотреть федеральное социальное
законодательство. Социальная помощь
должна предоставляться преимущественно
в адресной форме и только
тем домохозяйствам, фактическое
потребление которых ниже прожиточного
минимума.
Для этого органы
управления на региональном и
местном уровне должны будут
шире использовать процедуры
обязательной проверки нуждаемости
получателей социальной помощи.
Предусматривается также установление
ограничений на общее число
видов социальной помощи и
льгот, которые могут предоставляться
одновременно одной и той же
семье.
Переход к адресному
порядку предоставления помощи
может значительно улучшить положение
малоимущих семей. Тем не менее,
для ограниченного числа получателей,
таких как ветераны Великой
Отечественной войны, ликвидаторы
аварии на Чернобыльской АЭС,
Герои Советского Союза и России,
категориальные льготы сохраняются
независимо от их материального
положения. Эти льготы предполагается
перевести в форму денежных
выплат и производить из федерального
бюджета. Льготы, установленные для
различных категорий государственных
служащих, работников правоохранительных
органов и военнослужащих, также
должны быть переведены в форму
денежных выплат и включены
в оплату труда.
2) Перераспределение полномочий
по реализации федерального социального
законодательства. Стратегия реформирования
социального сектора предполагает
изменение действующего порядка
взаимодействия органов власти
федерального и регионального
уровня и местного самоуправления
в области социальной защиты.
В целом предполагается передача
большего объема полномочий по
определению размеров и форм
предоставления помощи на региональный
и муниципальный уровень. Механизмы,
призванные обеспечить адресность
государственной социальной помощи,
могут варьироваться в региональном
разрезе в зависимости от бюджетных
возможностей территорий, уровня
жизни, особенностей занятости населения,
местных традиций.
Потребности регионов
в финансировании социальной
помощи должны определяться на
основе анализа уровня бедности
и учитываться при определении
величины федеральных трансфертов.
Новая система потребует усиления
методической роли федеральных органов
социальной защиты населения, включая
разработку методик и типовых нормативных
документов.