Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:29, реферат
Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Необходим правильный подход к социальной компетенции в любой возрастной период. Она развивает у детей ответственность, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни и дает необходимые навыки на будущее. К формированию социальной компетенции у детей необходимо подходить с полной ответственностью.
Общение подростков характеризуется следующими параметрами:
- общение является для подростков очень важным информационным каналом;
- общение, как
специфический вид
- общение, как
специфический вид
Психологи считают, что общение подростка включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (проявляя свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Задачей развития социальной компетентности в этом возрасте является:
-
преодоление негативного
- содействие овладению подростками нормами дружбы, как важнейшему приобретению ребенка в подростковом возрасте;
- предотвращения состояний психогенной школьной дезадаптации (Фридман Л.М., 2004);
- развитие рефлексии как механизма развития самосознания;
- оказание помощи детям в преодолении эмоционального и коммуникативного эгоцентризма.
Особой задачей этого периода является оказание помощи детям в преодолении подросткового кризиса. На образование такого кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы (Фридман, 2004, стр. 85). Потребность ребенка в проявлении собственной автономности, формирования своей личности вступает в конфликт с постоянным контролем и опекой со стороны взрослых. С другой стороны, внутренние запреты, сформированная привычка подчиняться взрослым, мешают познанию себя как личности.
3. Социальная компетенция в юношеском возрасте.
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации (В.И. Слободчиков), самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодому человеку или девушке ряд ключевых вопросов: Кто я, что для меня главное в этой жизни? Что я хочу - от себя, от значимых для меня людей, от всего этого мира? Что я могу и что я умею - а чему мне еще предстоит научиться? В этот момент субъекту предстоит построить свою компетентность по отношению ко всей жизнедеятельности - пока еще не дифференцированно, в наиболее общем виде. В то же время, столь глобальная, "вселенская" (вспомним Гамлета!) постановка задачи и ее новизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств ее решения делает данную возрастную ситуацию весьма драматичной. Добавим, что социокультурная ситуация современной России осложняет решение данной возрастной задачи еще и затрудненностью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старших поколений: традиции оказываются прерванными, советы - неподходящими в силу растерянности самих представителей старшего поколения перед вставшими и перед ними новыми задачами.
Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Переживание конкретной проблемной для личности ситуации (ситуации конфликта, потери, выбора и др.) может "накладываться" на эту внутреннюю кризисность и усиливать возможные неблагоприятные признаки прохождения проблемной жизненной ситуации. Неблагоприятные же последствия острого негативного переживания молодым человеком своей жизненной проблемы в юношеском возрасте и отсутствие у него адекватных способов действия могут быть весьма серьезными - вплоть до суицидальной попытки, обращения к психоактивным веществам. В такой ситуации зачастую молодой человек не может самостоятельно найти разрешение проблемной жизненной ситуации - и в этом случае необходима помощь профессионала - психолога, социального педагога. Задача, которая в этот момент стоит перед профессионалом, может быть сформулирована как развитие психологической компетентности юноши/девушки: создать условия для осознания собственных личностных смыслов в сложной, проблемной, неопределенной ситуации, помочь найти возможные пути решения и, кроме того, обеспечить его способами подобной внутренней работы в дальнейшем.
Период ранней юности (15-17 лет) - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, определение жизненных перспектив, с проектированием будущего. Социальная адаптация учащихся - это комплексная подготовка учащихся ко взрослой самостоятельной жизни в гармонии с природой и окружающим обществом.
Выпускник школы - человек, стоящий на пороге взрослости. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков.
В юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой по своему содержанию. Расширяются области духовного и интеллектуального общения. Сложившийся во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками стиль общения, а также коммуникативные навыки, оформившиеся в воспитательном процессе, в значительной мере определяют социально-психологическую характеристику личности в зрелом возрасте.
Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в молчании, для того, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой повседневностью (Фридман Л.М., 2004).
Задачей развития социальной компетентности учащихся в этом возрасте являются следующие:
-
помочь учащимся узнать самих
себя, свои возможности и
- способствовать развитию автономии и индивидуализации учащихся и оказать помощь в преодолении общинного способа мышления, которое в учении выражается в пользовании подсказками, списывании чужих работ;
- подготовить учащихся к тем сложностям, с которыми связана взрослая жизнь: помочь достаточно точно определить смысл и цель своей жизни, кем он хочет быть в этой жизни, что хочет совершить, чего добиться;
- подготовить учащихся к семейной жизни, к осознанию ответственности перед членами семьи;
- подготовить их к выполнению своих гражданских обязанностей, ознакомить с правовыми нормами, действующими в обществе.
В свете вышеизложенного, уровневый подход к содержанию социальной компетенции основывается на следующих принципах:
1. Выбор ситуаций социального общения основывается на ведущих формах общения, присущих учащимся на разных возрастных этапах.
2. Выбор технологий
развития социальной
3. Формирование у учащихся потребности к социальному взаимодействию происходит в рамках тем и ситуаций общения, соответствующих их возрастным ведущим формам общения.
Данные задачи образования (воспитания и обучения учащихся в целях развития их социальной компетентности) традиционно являются предметом деятельности психологов и классных руководителей в большей степени чем педагогов-предметников. Одновременно с этим развитие социальной компетентности учащихся является одним из наиболее важных результатов образовательного процесса в целом и роль иностранного языка в ее развитии невозможно переоценить. Основное содержание обучения иностранному языку состоит в развитии именно социальной компетентности в контексте социокультурных и социолингвистических реалий страны изучаемого языка. Содержание социокультурной и социолингвистической компетенции и выбор технологий развития данных компетентностей учащихся на базе технологий развития социальной компетентности взаимосвязано ведут к образованию вторичной языковой личности, что способствует значительному развитию способности к социальной адаптации в обществе в целом и в родной ему социальной среде в частности.
Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми
Подростковый возраст определяется как кризисный, проблемный и именно успешное прохождения этого периода развития во многом определяет в последующем успешность формирования социальной компетентности у подростков.
Основным новообразованием в этом возрасте становятся чувство взрослости. В целом, на этом возрастном этапе происходит становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Главным итогом прохождения по психосоциальной линии развития должна являться психосоциальная зрелость.
Для подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, успешное прохождение этого периода жизни осложняется пребыванием в таких учреждениях, в которых формируется особый тип личности с характерными особенностями, мешающими становлению социально компетентной личности. Их характерными особенностями являются инфантильность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе. У них отмечается низкая моральная устойчивость, отрицательный образ Я, низкий уровень самоуважения, низкий уровень самоорганизованности и целеустремленности, отсутствие самостоятельности. Они не могут применить имеющиеся у них знания в реальной жизни. Таким образом, покидая детских дом, воспитанники сиротских учреждений, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социуме.
В заключении можно сделать вывод, что необходим правильный подход к социальной компетенции в любой возрастной период. Она развивает у детей ответственность, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни и дает необходимые навыки на будущее. К формированию социальной компетенции у детей необходимо подходить с полной ответственностью.
Список литературы:
1.Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошинхина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2003.
2.Андреева И.Н. «Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков», 2002
3. Куницына В. Н. «Социальный интеллект и социальная компетентность», 2004
4. Равен Дж. «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация», 2002