Сущность социальной компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:29, реферат

Краткое описание

Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Необходим правильный подход к социальной компетенции в любой возрастной период. Она развивает у детей ответственность, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни и дает необходимые навыки на будущее. К формированию социальной компетенции у детей необходимо подходить с полной ответственностью.

Файлы: 1 файл

новье.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

     Общение подростков характеризуется следующими параметрами:

- общение является  для подростков очень важным  информационным каналом;

- общение, как  специфический вид межличностных  отношений, формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

- общение, как  специфический вид эмоционального  контакта, дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

     Психологи считают, что общение подростка включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (проявляя свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

     Задачей развития социальной компетентности в этом возрасте является:

-         преодоление негативного отношения подростков к взрослым, создание ситуации партнерства и взаимного уважения в учебном процессе;

- содействие овладению подростками нормами дружбы, как важнейшему приобретению ребенка в подростковом возрасте;

-  предотвращения состояний психогенной школьной дезадаптации (Фридман Л.М., 2004);

-  развитие рефлексии как механизма развития самосознания;

- оказание помощи детям в преодолении эмоционального и коммуникативного эгоцентризма.

     Особой задачей этого периода является оказание помощи детям в преодолении подросткового кризиса. На образование такого кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы (Фридман, 2004, стр. 85). Потребность ребенка в проявлении собственной автономности, формирования своей личности вступает в конфликт с постоянным контролем и опекой со стороны взрослых. С другой стороны, внутренние запреты, сформированная привычка подчиняться взрослым, мешают познанию себя как личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Социальная компетенция в юношеском возрасте.

     В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации (В.И. Слободчиков), самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодому человеку или девушке ряд ключевых вопросов: Кто я, что для меня главное в этой жизни? Что я хочу - от себя, от значимых для меня людей, от всего этого мира? Что я могу и что я умею - а чему мне еще предстоит научиться? В этот момент субъекту предстоит построить свою компетентность по отношению ко всей жизнедеятельности - пока еще не дифференцированно, в наиболее общем виде. В то же время, столь глобальная, "вселенская" (вспомним Гамлета!) постановка задачи и ее новизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств ее решения делает данную возрастную ситуацию весьма драматичной. Добавим, что социокультурная ситуация современной России осложняет решение данной возрастной задачи еще и затрудненностью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старших поколений: традиции оказываются прерванными, советы - неподходящими в силу растерянности самих представителей старшего поколения перед вставшими и перед ними новыми задачами.

     Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Переживание конкретной проблемной для личности ситуации (ситуации конфликта, потери, выбора и др.) может "накладываться" на эту внутреннюю кризисность и усиливать возможные неблагоприятные признаки прохождения проблемной жизненной ситуации. Неблагоприятные же последствия острого негативного переживания молодым человеком своей жизненной проблемы в юношеском возрасте и отсутствие у него адекватных способов действия могут быть весьма серьезными - вплоть до суицидальной попытки, обращения к психоактивным веществам. В такой ситуации зачастую молодой человек не может самостоятельно найти разрешение проблемной жизненной ситуации - и в этом случае необходима помощь профессионала - психолога, социального педагога. Задача, которая в этот момент стоит перед профессионалом, может быть сформулирована как развитие психологической компетентности юноши/девушки: создать условия для осознания собственных личностных смыслов в сложной, проблемной, неопределенной ситуации, помочь найти возможные пути решения и, кроме того, обеспечить его способами подобной внутренней работы в дальнейшем.

Период ранней юности (15-17 лет) - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое составляет  основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, определение жизненных перспектив, с проектированием будущего. Социальная адаптация учащихся - это комплексная подготовка учащихся ко взрослой самостоятельной жизни в гармонии с природой и окружающим обществом.

     Выпускник школы - человек, стоящий на пороге взрослости. Учебно-профессиональная деятельность является ведущей для старших подростков.

В юношеском  возрасте потребность в общении  становится более глубокой по своему содержанию. Расширяются области духовного и интеллектуального общения. Сложившийся во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками стиль общения, а также коммуникативные навыки, оформившиеся в воспитательном процессе, в значительной мере определяют социально-психологическую характеристику личности в зрелом возрасте.

    Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении, одновременно повышая его избирательность, потребность в уединении, в молчании, для того, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой повседневностью (Фридман Л.М., 2004).

     Задачей развития социальной компетентности учащихся в этом возрасте являются следующие:

-         помочь учащимся узнать самих  себя, свои возможности и способности,  свои интересы и склонности  и на основе этого установить  свою профессиональную направленность (Фридман, 2004, стр. 96);

-         способствовать развитию автономии и индивидуализации учащихся и оказать помощь в преодолении общинного способа мышления, которое в учении выражается в пользовании подсказками, списывании чужих работ;

-         подготовить учащихся к тем  сложностям, с которыми связана взрослая жизнь: помочь достаточно точно определить смысл и цель своей жизни, кем он хочет быть в этой жизни, что хочет совершить, чего добиться;

-        подготовить учащихся к семейной жизни, к осознанию ответственности перед членами семьи;

-   подготовить их к выполнению своих гражданских обязанностей, ознакомить с правовыми нормами, действующими в обществе.

     В свете вышеизложенного, уровневый подход к содержанию социальной компетенции основывается на следующих принципах:

1. Выбор ситуаций социального общения основывается на ведущих формах общения, присущих учащимся на разных возрастных этапах.

2. Выбор технологий  развития социальной компетентности  зависит от задач развития  социальной компетентности учащихся  соответствующего возраста.

3. Формирование у учащихся потребности к социальному взаимодействию происходит в рамках тем и ситуаций общения, соответствующих их возрастным ведущим формам общения.

     Данные задачи образования (воспитания и обучения учащихся в целях развития их социальной компетентности) традиционно являются предметом деятельности психологов и классных руководителей в большей степени чем педагогов-предметников. Одновременно с этим развитие социальной компетентности учащихся является одним из наиболее важных результатов образовательного процесса в целом и роль иностранного языка в ее развитии невозможно переоценить. Основное содержание обучения иностранному языку состоит в развитии именно социальной компетентности в контексте социокультурных и социолингвистических реалий страны изучаемого языка. Содержание социокультурной и социолингвистической  компетенции и выбор технологий развития данных компетентностей учащихся на базе технологий развития социальной компетентности взаимосвязано ведут к образованию вторичной языковой личности, что способствует значительному развитию способности к социальной адаптации в обществе в целом и в  родной ему социальной среде в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Заключение

     Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми

     Подростковый возраст определяется как кризисный, проблемный и именно успешное прохождения этого периода развития во многом определяет в последующем успешность формирования социальной компетентности у подростков.

     Основным новообразованием в этом возрасте становятся чувство взрослости. В целом, на этом возрастном этапе происходит становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Главным итогом прохождения по психосоциальной линии развития должна являться психосоциальная зрелость.

     Для подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, успешное прохождение этого периода жизни осложняется пребыванием в таких учреждениях, в которых формируется особый тип личности с характерными особенностями, мешающими становлению социально компетентной личности. Их характерными особенностями являются инфантильность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе. У них отмечается низкая моральная устойчивость, отрицательный образ Я, низкий уровень самоуважения, низкий уровень самоорганизованности и целеустремленности, отсутствие самостоятельности. Они не могут применить имеющиеся у них знания в реальной жизни. Таким образом, покидая детских дом, воспитанники сиротских учреждений, оказываются не готовы к самостоятельной жизни в социуме.

     В заключении можно сделать вывод, что необходим правильный подход к социальной компетенции в любой возрастной период. Она развивает у детей ответственность, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни и дает необходимые навыки на будущее. К формированию социальной компетенции у детей необходимо подходить с полной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошинхина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2003.

2.Андреева И.Н. «Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков», 2002

3. Куницына В. Н. «Социальный интеллект и социальная компетентность», 2004

4. Равен Дж. «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация», 2002

 

 


Информация о работе Сущность социальной компетенции