Сущность социальной компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:29, реферат

Краткое описание

Определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности возникают именно в старшем подростковом возрасте. Уровень социальной компетентности напрямую связан с социализацией, уровнем самооценки, успешностью прохождения социально-психологической адаптации и межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Необходим правильный подход к социальной компетенции в любой возрастной период. Она развивает у детей ответственность, готовит их к дальнейшей самостоятельной жизни и дает необходимые навыки на будущее. К формированию социальной компетенции у детей необходимо подходить с полной ответственностью.

Файлы: 1 файл

новье.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

Введение

 

     В основе понятия "возрастные задачи" лежит идея о том, что жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. В психологической литературе мы находим возрастную периодизацию, т.е. разделение на определенные возрастные этапы жизненного пути человека. В Нидерландах используют следующее деление на возрастные этапы: младенческий и дошкольный период; период начального обучения (4-12 лет); юность (12-21/25 лет); период родительства с маленькими детьми; период роста детей; этап, когда дети покидают дом; окончание карьеры; старость.

     Каждая стадия (этап) характеризуется определенной тематикой, которой соответствуют конкретные возрастные задачи. Эти задачи требуют обучения детей определенным навыкам, обусловленным возрастным периодом. Реализация возрастных задач является необходимым правильным условием верного, положительного развития.

     В идеале различные аспекты развития могут лучше всего проявиться в соответствующие возрастные периоды жизни. Если этого не происходит, то это еще не значит, что развитие необратимо приняло проблемный характер. Человек гибок, возможна компенсация, и определенные элементы развития могут проявиться в более поздний период.

 

 

 

 

 

 

 

 

                              1.Сущность социальной компетенции.

     Понятие «социальная компетентность» появился сравнительно недавно. В отечественной науке это понятие впервые появилось в совместной публикации А. П. Ветошкина и С. З. Гончарова.

     Социальная компетентность в представлении данных авторов это «понимание целевого назначения социальных институтов, норм и отношений и умения лично осуществлять социальные технологии». В социальной психологии социальная компетентность личности понимается как «высший уровень социальной активности личности - освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. д., благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентаций».

     У некоторых авторов встречаются похожие трактовки этого понятия.

Например, О. П. Николаев полагает, что важной стороной социальной компетентности является моральная и правовая зрелость личности.

     А. В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т. д.

     По мнению Е. В. Коблянской, социальная компетентность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность.

     В определении С. А. Учуровой, «социальная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями».

     Другими словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к успешному выполнению заданных социальных ролей, всегда ориентирована на сотрудничество, на приложение совместных усилий и гармоничное сочетание интересов, проявляя при этом себя в различных формах - как компетентность духовная, гражданская и профессиональная, пронизывая все сферы жизнедеятельности людей.

     Исследованиями в области социальной компетентности в разные года занимались Г.Э. Белицкая, Л.Н. Боголюбов, Н.В. Веселкова, И.А. Зимняя, Н.В. Куницына, Е.В. Прямикова, В.Г. Ромек, Г.И. Сивкова, Б. Бартелме, У.П.Каннинг, А. Ленцен, Ф. Петерманн, У. Пфингстен, Р. Хинш, Х. Шулер.

В целом понятие  «социальная компетентность» можно  рассматривать как собирательное  понятие, отражающее уровень социализации человека, оно включает все что  знает и умеет человек.

     Так же это понятие может рассматриваться как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека со средой на основе его отношения к себе, к другим, к обществу, к деятельности. В последнее время в психологии социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность - это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации».

     В.Г. Ромеком рассматривает социальную компетентность «… как результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста».

     По мнению В. Н. Куницыной, основными функциями социальной компетентности являются социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность.

     Зарубежные исследователи проблемы социальной компетентности включают ее в структуру большое количество компонентов:

- способность индивида  эффективно и адекватно решать  различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;

- повседневная эффективность  индивида во взаимодействии со  своим окружением;

- достижение соответствующих  социальных целей в специфических  социальных условиях с использованием  соответствующих средств, достигая  при этом положительных сдвигов  в развитии;

- способность использовать  ресурсы социального окружения  и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии;

- способность эффективно  вовлекаться в сложные межличностные  взаимодействия, эффективно используя  и понимая других людей и др.

     Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные обратили внимание на то, что социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, разрешении конфликтов, в выносливости и т.д.

     Социально компетентные люди способны влиять на других людей, то есть обладают организаторскими способностями, которые проявляются в умении убеждать людей, объединять их для достижения определенной цели. Они способны действовать в соответствии со своими чувствами и желаниями, понимать эмоции и чувства других людей и управлять своими эмоциями и чувствами.

     Таким образом, можно заключить, что структура социальной компетентности составляет, прежде всего, единство социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  процесса формирования социальной компетенции

у подростков.

     О достаточном уровне социальной компетентности можно говорить, если индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни. Это значит, что мы можем говорить о социальной компетентности как о навыках человека, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. «Если возрастные задачи слишком сложны или их приходится слишком много на один момент времени, равновесие может быть нарушено - и тогда человек функционирует некомпетентно. То же происходит, если он обладает недостаточным количеством навыков и умений».

     Подростковый возраст является периодом особой восприимчивости для социального и эмоционального развития детей. По мнению многих авторов, развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации.

     Лукьянова И.И. отмечает, что уровень социальной компетентности подростков во многом связан с успешностью их социально-психологической адаптации и взаимодействия со средой.

     В аспекте развития социальной компетентности подростков общение со сверстниками необходимо по трем причинам. Во-первых, это очень важный канал получения информации, с помощью которого подростки и юноши узнают необходимые сведения, по разным причинам не сообщаемые им взрослыми. Общение со сверстниками становится большей ценностью, чем общение с родителями. Во-вторых, общение - это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Совместная деятельность вырабатывает у подростка необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. И, наконец, общение - это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для подростка чувство эмоционального благополучия в социуме.

Развитие собственной социальной компетентности - достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

     Развитию социальной компетентности подростка и его социализации способствуют стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях, выстраивание социально одобряемого идеального «Я».

     Учарова С. А. (2007) в своей статье выделяет ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:

- преодоление  негативного отношения подростков  к взрослым, создание ситуации  партнерства и взаимного уважения  в учебном процессе;

- овладение  нормами общения со взрослыми  и сверстниками;

- содействие  овладению подростками нормами  дружбы как важнейшим приобретением  ребенка в подростковом возрасте;

- овладение  умениями рефлексии как механизмом развития самосознания.

     Однако в подростковом возрасте основной трудностью в проявлении социальной компетентности становится свойственное данному возрасту неумение правильно соотнести свои возможности и притязания с реальными результатами деятельности, общения. Довольно часто подростки демонстрируют неадекватные реакции на неуспех в достижении целей, сопровождающиеся чувством эмоционального неблагополучия. Это обнаруживается в упорном игнорировании неудач при взаимодействии с другими, в чрезмерной настойчивости и нежелании снизить собственные притязания в том или ином виде социальной деятельности. Такие реакции у подростка, как правило, связаны с полным отрицанием мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, в низком уровне его социальной компетентности; со стремлением обвинить в своих неудачах кого-то другого или ссылкой на объективные обстоятельства, с чувством обиды и восприятием ситуации как несправедливой. Но именно в старшем подростковом возрасте создаются определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности. Рассмотрим их:

· стремление к  более полному выявлению и  развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к  творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции - активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, «автономности» в суждениях и самооценке;

· осознание  и принятие социальных норм (соответствует  включению в «образ Я» такого качества, как ответственность);

· высокая критичность  при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;

· стремление к расширению собственных общественных отношений  и социальных связей, освоение новых  социальных ролей;

· повышение ряда показателей  самоотношения, таких, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т.д.;

· зарождение способности  и готовности брать на себя ответственность  за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля;

· качественный сдвиг в  социальном развитии, связанный с  переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к  личностному самоопределению.

     Таким образом, достижение достаточного уровня социальной компетентности в подростковом возрасте не простая задача, выполнение и успех которой зависит от множества факторов и условий. Именно поэтому, относительно детей воспитывающихся в детских домах, домах-интернатах, в отличии от обычных подростков, воспитывавшихся в семье, формирование социальной компетентности сопряжено с гораздо большим рядом трудностей, в виду особенностей их личности и условий, в которых они воспитывались.

     Социальная ситуация развития в подростковом возрасте (11-14 лет) представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Одной из важнейших черт, характеризующих социальную ситуацию развития в среднем школьном возрасте, является наличие уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором дети стремятся найти и занять свое место. Характерное для подростков стремление к самостоятельности (так называемой личностной автономии) выражается главным образом в противодействии влиянию взрослых при усиливающейся зависимости от влияния сверстников. Если это влияние негативно, существует опасность искажения личностного развития подростка, закрепления асоциальных форм поведения. 

Информация о работе Сущность социальной компетенции