Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:17, контрольная работа
Краткое описание
Актуальность социологического исследования явлений суицида в молодежной среде и разработки научных рекомендаций по их социальной профилактике вызвана тем, что в последние десятилетия повсеместно наблюдается тенденция роста суицидов во многих странах мира, в том числе и в России. Согласно прогнозам ВОЗ, смертность от самоубийства к 2020 году займет второе место в мире по причинам смертности. В среднем, по России совершается 38 самоубийств на 100 тысяч населения. При этом по критериям ВОЗ, уровень свыше 20 суицидов на 100 тысяч населения считается высоким.
Культурные
и психические отклонения. Социологов
интересуют прежде всего культурные отклонения,
то есть отклонения данной социальной
общности от норм культуры. Психологов
же интересуют психические отклонения
от норм личностной организации: психозы,
неврозы и так далее. Люди часто пытаются
связывать культурные отклонения с психическими.
Например, сексуальные отклонения, алкоголизм,
наркомания и многие другие отклонения
в социальном поведении связывают с личностной
дезорганизацией, иначе говоря, с психическими
отклонениями. Однако личностная дезорганизация
далеко не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила
и нормы, принятые в обществе, и, наоборот,
для личностей, психически вполне нормальных,
бывают, характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов.
Индивидуальные
и групповые отклонения.
индивидуальные,
когда отдельный индивид отвергает нормы
своей субкультуры;
групповое,
рассматриваемое как конформное поведение
члена девиантной группы по отношению
к ее субкультуре (например, подростки
из трудных семей, проводящие большую
часть своей жизни в подвалах. "Подвальная
жизнь" кажется им нормальной, у них
существует свой "подвальный" моральный
кодекс, свои законы и культурные комплексы.
В данном случае налицо групповое отклонение
от доминирующей культуры, так как подростки
живут в соответствии с нормами собственной
субкультуры).
Первичное
и вторичное отклонения. Под первичным
отклонением подразумевается отклоняющееся
поведение личности, которое в целом соответствует
культурным нормам, принятым в обществе.
В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы,
что он социально не квалифицируется девиантом
и не считает себя таковым. Для него и для
окружающих отклонение выглядит просто
маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой. Вторичным
отклонение называют отклонение от существующих
в группе норм, которое социально определяется
как девиантное.
Культурно
одобряемые отклонения. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в данном обществе.
Следует выделить необходимые качества
и способы поведения, которые могут привести
к социально одобряемым отклонениям:
сверхинтеллектуальность.
Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения,
приводящий к социально одобряемым отклонениям
лишь при достижении ограниченного числа
социальных статусов. Интеллектуальная
посредственность невозможна при исполнении
ролей крупного ученого или культурного
деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность
менее необходима для актера, спортсмена
или политического лидера;
особые склонности.
Позволяют проявлять уникальные качества
на очень узких, специфических участках
деятельности.
сверхмотивация.
Многие социологи считают, что интенсивная
мотивация часто служит компенсацией
за лишения или переживания, перенесенные
в детстве или юности. Например, существует
мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию
к достижению успеха и власти в результате
одиночества, испытанного им в детстве,
или Никколо Паганини постоянно стремился
к славе и почету в результате перенесенных
в детстве нужды и насмешек сверстников;
личностные
качества - личностные черты и свойства
характера, которые помогают достичь возвышения
личности;
счастливый
случай. Большие достижения - это не только
ярко выраженный талант и желание, но и
их проявление в определенном месте и
в определенное время.
Культурно
осуждаемые отклонения. Большинство обществ
поддерживает и вознаграждает социальные
отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной
на развитие общепринятых ценностей культуры.
Нарушение же нравственных норм и законов
в обществе всегда строго осуждалось и
наказывалось.
Причины
возникновения девиантного
поведения.
В
изучении причин отклоняющегося
поведения существует
три вида теорий: теории физических
типов, психоаналитические теории и социологические,
или культурные, теории. Остановимся на
каждой из них.
1. Основная
предпосылка всех теорий физических
типов состоит в том, что
определенные физические черты личности
предопределяют совершаемые ею различные
отклонения от норм. Среди последователей
теорий физических типов можно назвать
Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В
работах этих авторов присутствует одна
основная идея: люди с определенной физической
конституцией склонны совершать социальные
отклонения, осуждаемые обществом. Однако
практика показала несостоятельность
теорий физических типов. Всем известны
случаи, когда индивиды с лицом херувимов
совершали тягчайшие преступления, а индивид
с грубыми, "преступными" чертами
лица не мог обидеть и муху.
2. В
основе психоаналитических теорий
отклоняющегося поведения лежит
изучение конфликтов, происходящих
в сознании личности. Согласно
теории З. Фрейда, у каждой личности
под слоем активного сознания находится
область бессознательного - это наша психическая
энергия, в которой сосредоточено все
природное, первобытное. Человек способен
защититься от собственного природного
"беззаконного" состояния путем формирования
собственного Я, а также так называемого
сверх-Я, определяемого исключительно
культурой общества. Однако может возникнуть
состояние, когда внутренние конфликты
между Я и бесознательным, а также между
сверх-Я и бессознательным разрушают защиту
и наружу прорывается наше внутреннее,
не знающее культуры содержание. В этом
случае может произойти отклонение от
культурных норм, выработанных социальным
окружением индивида.
3. В
соответствии с социологическими,
или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как
процессы проходимой ими социализации
в группе бывают неудачными по отношению
к некоторым вполне определенным нормам,
причем эти неудачи сказываются на внутренней
структуре личности. Когда процессы социализации
успешны, индивид сначала адаптируется
к окружающим его культурным нормам, затем
воспринимает их так, что одобряемые нормы
и ценности общества или группы становятся
его эмоциональной потребностью, а запреты
культуры частью его сознания. Он воспринимает
нормы культуры таким образом, что автоматически
действует в ожидаемой манере поведения
большую часть времени. Ошибки индивида
редки, и всем окружающим известно, что
они не являются его обычным поведением.
Наличие в повседневной практике большого
числа конфликтующих норм, неопределенность
в связи с этим возможного выбора линии
поведения могут привести к явлению, названному
Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние,
при котором личность не имеет твердого
чувства принадлежности, никакой надежности
и стабильности в выборе линии нормативного
поведения. Роберт К. Мертон внес некоторые
изменения в концепцию аномии, предложенную
Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации
является разрыв между культурными целями
общества и социально одобряемыми (легальными
или институциональными) средствами их
достижения. Например, в то время как общество
поддерживает усилия своих членов в стремлении
к повышению благосостояния и высокому
социальному положению, легальные средства
членов общества для достижения такого
состояния весьма ограничены: когда человек
не может добиться благосостояния с помощью
таланта и способностей (легальные средства),
он может прибегнуть к обману, подлогу
или воровству, не одобряемым обществом.
Отклоняющееся
поведение играет в обществе двойственную
роль: с одной стороны, представляет угрозу
стабильности общества, с другой - поддерживает
эту стабильность.
Так,
например, при наличии в обществе или социальной
группе многочисленных случаев социальных
отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого
поведения. Происходит дезорганизация
культуры и разрушение социального порядка.
С
другой стороны, отклоняющееся поведение
является одним из путей адаптации
культуры к социальным изменениям.
Нет такого современного общества,
которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества должны
время от времени изменять образцы своего
поведения из-за изменения окружающей
среды. Но новые культурные нормы редко
создаются путем обсуждения и дальнейшего
их принятия всеми членами социальных
групп. Новые социальные нормы рождаются
и развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении постоянно
возникающих социальных обстоятельств.
Отклоняющееся от старых, привычных норм
поведение небольшого числа индивидов
может быть началом создания новых нормативных
образцов. Постепенно, преодолевая традиции,
отклоняющееся поведение, содержащее
новые жизнеспособные нормы, все в большей
степени проникает в сознание людей. По
мере усвоения членами социальных групп
поведения, содержащего новые нормы, оно
перестает быть отклоняющимся.
Делинквентное
поведение.
Деликвентное
поведение (лат. delictum
— проступок, англ. delinquency
— правонарушение, провинность) — антиобщественное
противоправное поведение индивида, воплощённое
в его поступках (действиях или бездействии),
наносящих вред как отдельным гражданам,
так и обществу в целом. Понятием «Деликвентное
поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики
и других отраслей знания.
Девиантное
поведение подразделяется
на две большие
категории:
1)
поведение, отклоняющееся от норм
психического здоровья, подразумевающее
наличие явной или скрытой
психопатологии;
2)
асоциальное поведение, нарушающее какие-то
социальные и культурные нормы, особенно
правовые. Когда такие поступки сравнительно
незначительны, их называют правонарушениями,
а когда они серьезны и подлежат наказанию
в уголовном порядке - преступлениями.
Соответственно говорят о делинквентном
(противоправном) и криминальном (преступном)
поведении.
Исследователи
в различных отраслях психологической
науки дают достаточно широкое толкование
понятия "делинквентное поведение".
Е.П.
Ильин в работе "Мотивация и
мотив" под делинквентным поведением
понимает систему асоциальных, противоправных
поступков, в некоторых случаях приводящих
к уголовной ответственности.
Отличия
делинквентного поведения от криминального
поведения коренятся в тяжести
правонарушений, выраженности антиобщественного
характера.
В
современной отечественной психологии
к делинквентным формам поведения
относят школьные прогулы, мелкое хулиганство,
приобщение к асоциальной группе
и т.д.
Причины
девиантного поведения.
Делинквентное
поведение несовершеннолетних
складывается из социально-деформированного
поведения: подростки нарушают требования
возрастных социальных ролей, что, как
правило, приводит к смещению ведущей
деятельности; социально-нравственной
деформации поведения (поведение подростков
противоречит не только ролевым требованиям,
но и связанно с крайне аморальным поведением:
употреблением алкоголя и наркотиков);
социально-нравственной правовой деформации
поведения (нарушение подростками требований
социальных ролей и норм морали, норм права).
Делинквентное
поведение связано с нарушениями соответствующих
возрасту социальных норм и правил поведения,
характерных для макросоциальных отношений
и малых половозрастных социальных групп.
Типичными
проявлениями делинквентного поведения
являются ситуационно-обусловленные детские
и подростковые поведенческие реакции,
связанные с семейной и школьной дезадаптацией,
трудностями общения.
Механизм
делинквентного поведения - это не что
иное, как процесс взаимодействия неблагоприятной
для субъекта социальной ситуации и комплекса
его психологических свойств, с ведущей
ролью дефекта правосознания и нарушений
целостно-нормативных ориентаций