Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:17, контрольная работа
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежь, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
Введение. 3
1. Тема: Профилактики наркотизации среди молодёжи 4
Заключение 11
Список литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольная работа
Предмет: Валеология
Курс: 1
Группа: МУбз(т)-123
Шифр: № 312380
Ф.И.О. студента Савинцев Е.А.
Ф.И.О. преподавателя Мещеряков Ю.Н.
г.Белово 2012
Содержание.
Введение.
1. Тема: Профилактики наркотизации
среди молодёжи
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежь, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
Полная, с точки зрения наркологов,
картина распространения злоупотребления,
включающая формы токсикоманий, еще более
трагична.
Вещества и препараты, не включенные в
список наркотиков, как правило, еще более
злокачественны, приводят к еще большему
ущербу для индивидуума.
В последнее время увеличилось употребление наркотических и психотропных веществ. Это явление приобретает характер эпидемии, его нужно изучить и выяснить, что требуется сделать для снижения этой эпидемии. Основными потребителями является молодёжь, которая сама находится в весьма сложном положении в результате различных явлений нашей жизни.
Это прежде всего, социально-экономический кризис, который очень влияет на уровень жизни. В условиях социально-экономической нестабильности, несформированные системы ценностных ориентацией, девальвации ценностей семьи и школы, риск приобщения к наркотикам особенно велик у тех подростков, которые имеют негативный жизненный опыт, живут в неполных семьях, попали в компанию пьющих или курящих сверстников, тех, кто уже пробовал или эпизодически употреблял наркотики.
Профилактика наркотизации среди молодёжи
Молодежь – это социальная группа, обладающая возрастными особенностями и свойственными ей нормами, ценностями и стереотипами поведения. В отечественной традиции молодое поколение долгие годы не было выделено в самостоятельную социальную группу. Критерием определения статуса молодежи в нашей стране являлся хронологический возраст: с 15 до 29 лет, что было формальным признаком.
Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан.
Давно известно, что лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.
Родителям, педагогам, и чиновникам следует
помнить, что наркотизация – одна из многих
форм девиантного поведения; будучи основной
в конкретном случае, она всегда сочетается
с рядом других форм отклоняющего поведения.
Так, практически обязательно прием наркотиков
влечет за собой отчуждение от здоровой
среды, остановку в развитии и приобретении
профессиональных навыков, паразитизм
и преступность. Поэтому воздействие на
девиантную часть молодежи требует участия
многих служб общества: социологов, педагогов
(дефектологов), правовых учреждений, медиков
(наркологов и психоневрологов).
Человечество борется с распространением
наркотизма в двух направлениях – с предложением
и со спросом на наркотики. Но есть еще
третье важнейшее направление – профилактика,
лечение и реабилитация наркозависимых.
И для реализации этого направления необходимы
умные, аргументированные образовательные
программы, информирующие детей и подростков,
юношей и девушек об опасностях, которые
ожидают потребителей наркотиков. Общеизвестно,
что предупреждение любых недугов, в том
числе и социальных, гораздо эффективнее,
нежели лечение запущенной болезни. Важно
объяснить, что наркотики делают человека
«счастливым и беззаботным» на короткое
время, но одновременно он превращается
в безвольное существо, заботящееся лишь
о том, где и как добыть очередную дозу.
Профилактика наркомании – комплекс
социальных, образовательных и медико-психологических
мероприятий, направленных на выявление
и устранение причин и условий, способствующих
распространению и употреблению ПАВ, на
предупреждение развития и ликвидацию
негативных личностных, социальных и медицинских
последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность,
беспризорность, преступность, рост случаев
заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями,
распространяемыми половым путем, и т.д.).
В зависимости от контингента,
с которым проводится профилактическая
работа, различают первичную, вторичную
и третичную профилактику.
Первичная профилактика – это комплекс превентивных
мероприятий, направленных на предотвращение
употребления психоактивных веществ.
Эта форма профилактики предусматривает
работу с контингентом, не знакомым с действием
психоактивных веществ.
Она рассчитана на все слои и демографические
группы населения, но, прежде всего на
детей и подростков. Программы первичной
профилактики включают антинаркотическую
пропаганду, приобщение к посильному труду,
организацию здорового досуга, вовлечение
молодежи в общественно полезную творческую
деятельность, занятия спортом, искусством,
туризмом и т.д.
Наиболее целесообразно проводить
первичную антинаркотическую профилактику
в школах в соответствии с утвержденными
программами. Но в силу специфичности
предмета многие педагоги испытывают
затруднения в выборе тактики проведения
профилактических занятий. Основные опасения:
возможность спровоцировать повышенный
интерес школьников к различным аспектам
наркотизации и боязнь подтолкнуть их
к употреблению наркотических веществ.
Поэтому занятия по профилактике всех
форм наркомании должны проводить специально
подготовленные педагоги.
Задачи первичной профилактики:
1. Внедрение позитивной профилактики
в школьные уроки, наличие пособий по профилактике
и включение уроков в школьное расписание;
создание групп самопомощи учеников.
2. Выявление группы риска (по специально
разработанным методическим рекомендациям).
3. Работа с родителями (дать родителям
необходимую информацию по проблеме, способствующую
эффективному социально-поддерживающему
и развивающему поведению; оказать помощь
в осознании собственных семейных и социальных
ресурсов, способствующих преодолению
внутрисемейных проблем; выявить родителей
нуждающихся в профессиональной медико-психологической
помощи).
4. Работа с педагогическим коллективом
(подготовка специалистов, способных проводить
уроки по позитивной профилактике в школах
и по выявлению группы риска).
Вторичная профилактика ориентированна на группу
риска. Объектом этой формы профилактики
являются молодые люди, подростки и дети,
начинающие употреблять табачные изделия,
алкоголь, наркотические и токсикоманические
средства, а также лица с высокой степенью
риска приобщения к употреблению любых
ПАВ (подростки с выявлениями социально-педагогической
запущенности, с пограничными нервно-психическими
расстройствами, с отягощающей наследственностью,
дети из неблагополучных семей и т.д.).
Цель вторичной профилактики – раннее
выявление начавших употреблять ПАВ и
помощь потенциальным алкоголикам, токсикоманам
и наркоманам во избежание возникновения
у них психической и физической зависимости
от интоксикантов. В этих случаях требуется
целенаправленная, чаще всего совместная
работа квалифицированных специалистов-врачей,
психологов, дефектологов, педагогов с
целью активизации волевых ресурсов подростков,
молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих
тем или иным видом ПАВ. Главная задача
вторичной профилактики – предупредить
формирование устойчивой зависимости
от принимаемого, интоксиканта
Задачи вторичной профилактики:
1. Работа с детьми групп риска (выявление
патологий, лечение и наблюдение у специалистов;
создание программ для работ с ними).
2. Создание центра реабилитации, где все
методы психотерапевтической работы направлены
на социализацию и адаптацию (тренинги
повышения самооценки, уверенности в себе
снятие напряжения, психотерапия творческим
самовыражением и т.д.).
3. Работа с родителями данной группы (лекционные
и практические занятия, оказывающие профессиональную
медико-психологическую и психотерапевтическую
помощь нуждающимся родителям; создание
групп взаимопомощи, обучение навыкам
социально-поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношениях
с детьми).
Третичная профилактика – это оказание помощи
людям, страдающим наркоманией. Она включает
в себя диагностические, лечебные и реабилитационные
мероприятия. Ее цель – предупреждение дальнейшего
распада личности и поддержание дееспособности
человека. В этом случае речь идет уже
о трудноизлечимой болезни, требующей
серьезного лечения, успех которого наиболее
вероятен лишь при твердом намерении больного,
побороть свой недуг.
Подросток попадает в поле зрения специалистов,
как правило, с уже сформировавшимся заболеванием,
когда появились все трагические последствия
потребления наркотических средств и
помощь малоэффективна.
Задачи третичной
профилактики:
1. Формирование реабилитационной среды
(реализация реабилитационных программ,
включающих психотерапевтические, психологические,
социальные и духовные методики).
2. Создание групп взаимопомощи.
3. Взаимодействия с группами «Анонимные
наркоманы».
Объектом работы учителей, воспитателей,
социальных работников и пропагандистов
здорового образа жизни являются первичная
и частично вторичная профилактика; при
хорошо продуманной методики их проведения
предотвращение ранней наркотизации детей
и подростков вполне реально. Третичная
профилактика – прерогатива медиков и
близких больному людей. В большинстве
случаев у сформировавшихся наркоманов
не хватает сил и мужества самостоятельно
преодолеть зависимость, бороться со своим
падением. Чтобы вернуться к жизни, от
которой они хотели убежать с помощью
наркотиков, им необходима помощь друзей
и родных, сознающих, что силу этой болезни
не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение,
сознание у больного ощущения безопасности
и самостоятельности, а также уверенности
в том, что его любят.
Однако все труды могут оказаться напрасными,
если у самого больного не будет страстного,
осознанного, непреодолимого желания
избавиться раз и навсегда от поработившего
его страшного недуга. Вот почему, по мнению
психологов, наиболее надежным барьером
на пути распространения наркотиков являются
первичные меры – своевременное предупреждение
потенциальных потребителей алкоголя,
табачных изделий, наркотических и токсикоманических
средств.
Цель профилактической
работы – создание в молодежной среде
ситуации, препятствующей росту спроса
и злоупотреблению, какими-то ни было интоксикантами.
Из числа учреждений, имеющих возможность
участвовать в антинаркотической профилактике,
образовательное учреждение как социальный
институт располагает уникальными возможностями
для успешной реализации ее задач, поскольку
просветительскую деятельность оно может
вести на протяжении всего периода обучения
детей и подростков.
Именно учебные заведения располагают
возможностью привить детям навыки здорового
образа жизни, оказать влияние на уровень
притязаний и самооценку учащегося. У
педагога имеется свободный доступ к семье
подростка при необходимости анализа
и контроля беспокоящей его ситуации.
В ходе выполнения профилактических
программ учащимся должны предоставляться
точная и достаточная информация о наркотиках
и их влиянии на психическое, психологическое,
социальное и экономическое благополучие
человека. Информация должна быть уместной,
достоверной, особенно в части последствий
злоупотребления наркотическими средствами
и психотропными веществами, не только
для самого наркомана, но и для общества.
Необходима пропаганда здорового образа
жизни, позволяющего на основе формирования
жизненной оптимальной установки противостоять
желанию попробовать наркотик даже в стрессовой
ситуации. Информация должна быть направлена,
т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения,
присущие аудитории. Стратегия антинаркотического
просвещения предусматривает участие
в нем родителей и других взрослых людей,
мнение которых для ребенка очень важно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркотизм – термин,
обозначающий степень распространения
социального явления, болезни – наркомании
– в конкретном обществе. Наркотизм –
это в первую очередь социальная проблема,
имеющая множество аспектов (медицинский,
юридический, биофизиологический, политический,
экономический и т.д.). Но ключевая сторона
проблемы – социальная, возникающая как
болезненная реакция общества на проблемы
личности и окружающей социальной среды.
Особую озабоченность в современном
обществе вызывает распространение подросткового
наркотизма, т.е. распространение такой
ситуации, когда группа молодежи имеющая
хронологическую границу 13-17 лет, и находящиеся
в возрастной фазе кризиса идентичности,
при переходе из детства во взрослое состояние,
имеет опыт «первой пробы» наркосодержащих
веществ в немедицинских целях.
Наркотизм, как социальное явление
имеет глубокие исторические, а возможно,
и биологические корни. Наркотики выполняют
вполне определенные социальные функции.
С их помощью снимается или ослабляется
тревога, усталость, они облегчают общение
между людьми. Социологи объясняют потребление
наркотиков как форму «ухода» от житейских
трудностей и конфликтов. В приеме наркотиков
видят бегство не только от условий существования,
но и от всеобщей стандартизации, регламентации
жизни в современном обществе. Таким образом,
употребление наркотиков – это результат
прежде всего социальной неустроенности,
неблагополучия, отчуждения в обществе,
утраты или отсутствия смысла жизни.
В обобщенном виде можно выделить
два основных комплекса факторов наркотизации
российского общества. Во-первых, «предрасполагающие
факторы», к которым относятся: социально-экономический
кризис, кризис ценностей и идеалов, ослабление
жизненных перспектив, неуверенность
в настоящем и будущем, разрушение традиционных
институтов социализации и воспитания,
плохая организация досуга, бездуховность
социальных образований. Во-вторых, «производящие»
факторы, включающие господствующие идеи
и внешние события, подражание, моду, влияние
масс, а также потребность в общении, изменении
эмоционального состояния.
Серьезной проблемой является
адекватное поведение людей, определяемое
как стремление к уходу от реальности.
В связи с неуверенностью в завтрашнем
дне многие стремятся помочь себе, искусственно
изменяя свое психическое состояние. Поэтому,
так важна профилактическая работа, целью
которой должно стать создание социально-психологической
помощи всем возрастным группам подростков.
Для этого необходимо сделать следующее:
1. Разработать и реализовать региональные
профилактические программы двух типов:
по «группам риска» и охватывающие все
население детского, подросткового и юношеского
возраста, причем оба типа программ должны
быть комплексными.
2. Создать целостную государственную
программу в масштабах страны и каждого
региона в отдельности, которая должна
быть адресной.
3.Осуществляя профилактику наркомании,
основываться на достоверных и точных
сведениях о распространенности данного
явления, в том числе с использованием
приближенной к реальности картины латентной
наркомании, практиковать четко структурируемый
подход, ранжируемый по возрастным группам,
а также в зависимости от степени вовлеченности
в наркоманию, для постоянного мониторинга
динамики проблемы проводить регулярные
пилотажные исследования среди различных
групп подростков города.
4.В условиях постоянно растущего рынка
«предложения» наркотиков развивать у
населения навыки охранительного поведения,
укреплять социально-психологический,
анти наркотический иммунитет у детей
и подростков. В связи с этим разумно начинать
профилактическую работу уже с дошкольного
возраста.
5.Осуществлять тщательную оценку эффективности
превентивных мер и их более широкое внедрение
в практику предупредительной работы
с подростками города.
В заключение отметим, что ни один подход,
используемый в отдельности, не способен
решить такую сложную проблему, как наркотизм.
Только разумное сочетание различных
подходов и программ способно привести
к улучшению или хотя бы к стабилизации
ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Профилактики наркотизации среди молодёжи