Суицид в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью темы исследования является изучение суицида в молодежной среде.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие суицида и его изучения в различных науках;
2) определить причины суицидального поведения и изучить статистику суицидов;
3) рассмотреть роль профилактики по предотвращению суицидального поведения;
4) выявить основные направления профилактики суицидального поведения молодежи.

Файлы: 1 файл

kursovaya_tsr.docx

— 83.36 Кб (Скачать)

1. Организация социальной  среды. Воздействуя на социальные  факторы, можно предотвратить  нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено  на общество в целом, например, через создание негативного общественного  мнения по отношению к отклоняющемуся  поведению. Объектом работы также  может быть семья, социальная  группа или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения  у подростков включает прежде  всего социальную рекламу по  формированию установок на здоровый  образ жизни.

2. Информирование. Это наиболее  привычное направление психопрофилактической  работы в форме лекций, бесед,  распространения специальной литературы  или видео- и телефильмов. Суть  подхода заключается в попытке  воздействия на когнитивные процессы  личности с целью повышения  её способности к принятию  конструктивных решений. Перспективному  развитию данного подхода может  способствовать отказ от преобладания  запугивающей информации, а также  дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

3. Активное социальное  обучение социально-важным навыкам.  Данная модель преимущественно  реализуется в форме групповых  тренингов. В настоящее время  распространены следующие формы:

1. Тренинг устойчивости  к негативному социальному влиянию  (развивает способность сказать  «нет» в случае негативного  давления сверстников).

2. Тренинг аффективно-ценностного  обучения (формируются навыки принятия  решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения  и развития позитивных ценностей).

3. Тренинг формирования  жизненных навыков (формируются  умения общаться, поддерживать дружеские  связи и конструктивно разрешать  конфликты).

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.  Альтернативными формами активности  признаны: познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность.

5. Организация здорового  образа жизни. Она исходит из  представлений о личной ответственности  за здоровье, гармонию с окружающим  миром и своим организмом. Здоровый  стиль жизни предполагает здоровое  питание, регулярные физические  нагрузки, соблюдение режима труда  и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

6. Активизация личностных  ресурсов. Активные занятия подростков  спортом, их творческое самовыражение,  участие в группах общения  и личностного роста - всё это  активизирует личностные ресурсы,  в свою очередь обеспечивающие  активность личности, её здоровье  и устойчивость к негативному  внешнему воздействию.

7. Минимизация негативных  последствий суицидального поведения.  Данное направление работы используется  в случаях уже сформированного  суицида. Она направлена на  профилактику рецидивов или их  негативных последствий. 

 В различных видах  психопрофилактической работы могут  использоваться схожие формы  и методы. По способу организации  работы выделяют следующие формы  психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях  предупреждения суицидального поведения  используются различные социально-психологические  методы. Среди ведущих методов  психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые  упражнения, ролевые игры, моделирование  эффективного социального поведения,  психотерапевтические методики47.

Итак, профилактика, как один из способов предотвращения самоубийств  среди молодежи играет весьма важную роль. Существующие на данный момент формы  и направления профилактики осуществляются во многих сферах общества. С помощью  различных профилактических методов  можно повлиять на сознание молодежи. Но несмотря на их многочисленность и  особенности, главным способом профилактики суицида является возможность дать каждому человеку ощутить свою нужность и принадлежность обществу. Если человек  чувствует себя нужным - уже поэтому  жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Загадка смерти всегда будет  волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной  черте.

По данным Всемирной организации  здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь  самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах  примерно в три раза превышает  число убийств.

Рассматривая суицидальное поведение, можно сделать вывод, что оно имеет сложный комплексный  характер: проявляется в разных формах, включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого  возраста характерны разные причины  возникновения суицидов. Выделяя  психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты  проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается  в учете разных сторон жизнедеятельности  человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных  ситуаций в жизни человека, следует  знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная  психологическая помощь человеку, склоняющемуся  к попытке самоубийства. Психологическая  помощь должна быть направлена на выяснение  причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению  кризисной ситуации.

Общая задача государства  и общества заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение  самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта  чрезвычайно сложная, так как  для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в  общественных отношениях как на макро- так и на микросоциальном уровнях.

 Наверное, можно утверждать, что в определенном смысле  распространение самоубийств, их  частота отражают моральное здоровье  общества, уровень социальной напряженности,  наконец, просто благополучие  людей. Однако, можно убедиться,  что на протяжении человеческой  истории у разных народов, в  рамках различных субкультур, при  различных социально-экономических  формациях самоубийства в том  или ином виде всегда имели  место.

 Самоубийство - чисто  человеческий, сознательный поведенческий  акт. Тем не менее, это не  значит, что общество не должно  стремиться максимально снизить  число самоубийств, а для этого  необходимо углубленное изучение  феномена самоубийства во всех  его аспектах.

Поэтому на сегодняшний день важную роль играет профилактика суицидов. Среди профилактических мер, направленных на предупреждение самоубийства, важнейшее место занимают психотерапевтические воздействия, которые проводят не только в специальных кабинетах социально-психологической помощи, но и по телефонам доверия. Следует отметить, что помощь по телефону имеет ряд преимуществ: возможность общения на значительном расстоянии; оперативное общение с психотерапевтом в любое удобное для абонента время суток; максимальная анонимность пациента; возможность управлять контактом и даже прервать его в любой момент; исключение при разговоре постороннего отвлечения; глубоко личностный характер общения.

Таким образом, гипотеза курсовой работы подтвердилась. Рост числа самоубийств  отображается на жизни общества, поэтому  следует делать все возможное, если не для прекращения суицидов, то хотя бы их предотвращения.

 

Список использованной литературы

1) Алиев И.А. Актуальные  проблемы суицидологии. - М, 2010. - 289 с.

2) Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. - 2008. - №5. - 135 с.

3) Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.academic.ru/2511/суицид (дата обращения: 01.12.12.)

4) Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань, 2007. - 358 с.

5) Всемирный день предотвращения самоубийств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsk-smp.by/dnizd/DPU.htm (дата обращения: 10.12.12.)

6) Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008, №2. - 176 с.

7) Дюркгейм Э.  Самоубийства: социологический этюд. - М., 1994. - 399 с.

8) Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Изд-во «Диалент», 2009. - 480 с.

9) Змановская Е.В. Девиантология. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 145 с.

10)Криминологи РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.crimpravo.ru/blog/deviantnoe_povedenie/1225.html (дата обращения: 25.11.12.)

11) Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые феномены суицида // Социс. - 2007. - №8. - 139 с.

12) Марина И.Е. Психологическое сопровождение личности, склонной к суицидальным формам поведения. Автореферат. - М., 2006. - 35 с.

13) Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27481/Самоубийство (дата обращения: 25.11.12.)

14) О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html (дата обращения: 02.12.12.)

15) Парыгин С.А. Психология суицидального поведения. Автореферат. - Екатеринбург, 2011. - 21 с.

16) Погодин И.А. Суицидальное поведение: учебное пособие. - М.: Изд-во «Флинта», 2008. - 239 с.

17) Прокофьев В.С. Молодежное суицидальное поведение. Автореферат. - Пенза, 2007. - 25 с.

18) Проблемы молодежного суицида в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-161170.html (дата обращения: 02.12.12.)

19) Профилактика суицидального поведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.oksanochka.com/003/001/004_5.shtml (дата обращения: 05.12.12.)

20) Профилактика суицидального поведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/ (дата обращения: 11.12.12.)

21) Профилактика суицидального поведения детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: http://sch9.org/roditelyam/sovety-psikhologa/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-detei-i-podrostkov.html (дата обращения: 11.12.12.)

22) Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. - 2009. - №2. 115 с.

23) Социология в России / Под ред. Ядова В.А. - М., 1998. - 695 с.

24) Статистика самоубийств [Электронный ресурс]. URL: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (дата обращения: 03.12.12.)

25) Статистика самоубийств среди подростков в России. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.html#13558367729542&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration (дата обращения: 10.12.12.)

26) Суициды: мы потеряли несколько поколений [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/02-11-2012/1133215-russia-0/ (дата обращения: 10.12.12.)

27) Ушакова Е.С. Суицидальные риски // Социс. - 2008. - №2. - 157 с.

28) Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954

29) Фролов С.С. Социология. - М.: Изд-во «Логос», 1997. - 360 с.

30) Шиленков А.В. Психология суицида. Автореферат. - М., 2010. - 30 с.

31) Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005. - 150 с.

32) Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3574 (дата обращения: 20.11.12.)

1 Криминологи РФ. [Электронный ресурс].

URL: http://www.crimpravo.ru/blog/deviantnoe_povedenie/1225.html (дата обращения: 25.11.12.)

2 Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - М, 2010. - 289 с.

3 Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России [Электронный ресурс]. URL: http://katatonia.narod.ru/ssuicide.html#4 (дата обращения: 20.11.12.)

4 Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. - 2008. - №5. - 135 с.

5 Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань, 2007. - 358 с.

6 Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008, №2. - 176 с.

7 Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Изд-во «Диалент», 2009. - 480 с.

8 Погодин И.А. Суицидальное поведение: учебное пособие. - М.: Изд-во «Флинта», 2008. - 239 с.

9 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. - 2009. - №2. 115 с.

10 Ушакова Е.С. Суицидальные риски // Социс. - 2008. - №2. - 157 с.

11 Фролов С.С. Социология. - М.: Изд-во «Логос», 1996. - С.111.

12Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс].

URL: http://psychology.academic.ru/2511/суицид (дата обращения: 01.12.12.)

 

13 Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс].

URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/27481/Самоубийство (дата обращения: 25.11.12.)

Информация о работе Суицид в молодежной среде