Суицид в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью темы исследования является изучение суицида в молодежной среде.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие суицида и его изучения в различных науках;
2) определить причины суицидального поведения и изучить статистику суицидов;
3) рассмотреть роль профилактики по предотвращению суицидального поведения;
4) выявить основные направления профилактики суицидального поведения молодежи.

Файлы: 1 файл

kursovaya_tsr.docx

— 83.36 Кб (Скачать)

С начала ХIХ века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира35

Рассматривая статистику самоубийств среди молодежи, можно  сказать, что их число растет с пугающей скоростью. В 2008 г. - 572 случая, в 2010 г. - 798, в 2011 г. - 896, а в первой половине 2012 г. - уже 53236.

По уровню самоубийств среди молодежи Россия находится на одном из первых мест в мире - средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.

С начала 1990-х годов коэффициент  самоубийств среди подростков почти  удвоился. Достигнув самого высокого показателя в 2002 году, он несколько  снизился в 2004 году до 20,4 на 100 тысяч  человек. Юноши гораздо чаще совершают  самоубийства, чем девушки (32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 - в 2004 году).

Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч  человек в 2005 году, 19,3 случая - в 2006-м, 20,1 - в 2007-м, 19,4 - в 2008-м, 19,8 - в 2009 году37.

По данным официальной  статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти  страшные цифры не учитывают случаев  попыток к самоубийству38.

Таким образом, можно заключить, что самоубийства совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может  разрешить такой конфликт иным, более  позитивным путем. На уровень самоубийств  влияют как объективные, так и  чисто субъективные факторы.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  социальной работы по профилактике суицидального  поведения современной молодежи

1.1. Роль профилактики  по предотвращению суицидального  поведения

Почти каждый, кто всерьез  думает о самоубийстве, так или  иначе, дает понять окружающим о своем  намерении. Самоубийства, часто, не возникают  внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней  каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился  совершить суицид, от 70 до 75 % тем  или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого  по какому-либо поводу в течение  ближайших недель и месяцев. Они  ищут возможности высказаться и  быть выслушанными. Однако очень часто  врачи, соцработники и семья не слушают  их39.

Для того чтобы предотвратить  дальнейший рост количества суицидов, необходимо оказывать людям своевременную  помощь и поддержку, хотя бы на уровне консультаций. А для большей эффективности  применения методов реабилитации необходимо выявление причин, подталкивающих людей  к суициду, дабы в последствии, по мере возможностей, их устранять40.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба, которая  была основана в 1953 г. в Лондоне священником  Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы - стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной  ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как  друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой  он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать  вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать  и даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному  решению. Население широко информируется  о наличии “телефонов доверия”, но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается  “помощь в беде, безнадежности  и депрессии”41.

Также большое значение в  теории и практике современной суицидологии придается проблеме психологической  профилактики суицидальных проявлений. В структуре профилактики суицидального  поведения отмечаются два основных этапа: первичная и вторичная  профилактика.

К первичной профилактике суицидального поведения относят:

- совершенствование социальной  жизни людей;

- устранение социальных  факторов, способствующих формированию  и проявлению суицидального поведения;

- воспитание социально  позитивно ориентированной личности.

К вторичной же профилактике относят:

- определение факторов  риска и выделение так называемых  групп «профилактического учета»  по различным формам девиантного  поведения;

- раннее и активное  выявление лиц с нервно-психическими  нарушениями;

- медицинская коррекция  выявленных заболеваний и психических  нарушений.

По мнению большинства  современных суицидологов, комплексная  программа профилактики суицидального  поведения должна быть направлена на решение следующих основных задач:

1) Своевременное распознавание  и ликвидация состояний, несущих  потенциальную угрозу самоубийства;

2) Раннее выявление суицидальных  тенденций среди определенного  контингента населения;

3) Решение диагностических  вопросов и применение необходимых  профилактических мер;

4) Лечение постсуицидальных  состояний, социально-трудовая реадаптация;

5) Регистрация и учет  самоубийств и покушений;

6) Проведение широкой  психогигиенической работы среди  населения.

Кроме того, предупреждение суицидального поведения должно решаться путем создания системы, объединяющей меры психологического, медицинского, социального, правового и педагогического  характера.

Если рассматривать психологическое  направление, то выходит что, психолог в суицидологической службе должен: проводить экспериментально-психологические  исследования, организовывать проведение психотерапевтических курсов, проводить  психологическую экспертизу по делам, связанным с самоубийствами.

А в задачи социального  педагога и социального работника  входит изучение социальных условий, в  которых формируется суицидальное поведение, и разработка на основе полученных знаний эффективных психопрофилактических  мероприятий42.

На сегодняшний день существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой  во многих городах мира и в России были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма  организации медицинской и социально-психологической  помощи людям, нуждающимся в квалифицированном  совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие  круги населения в первую очередь  на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию  стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним  из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает  установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый  международными суицидологическими организациями, - подразделение службы не должно располагаться  на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх  прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет43.

Помимо этого, начиная с 2003 года 10 сентября Всемирная организация здравоохранения, при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Суицидальное поведение  наиболее часто имеет место при  определенных обстоятельствах под  влиянием культурных, генетических, психосоциальных  факторов, а также факторов окружающей среды.

ВОЗ призывает предотвращать  самоубийства, основываясь на универсальном  подходе, который охватывает не только здравоохранение, но и образование, правоохранительные органы, юстицию, религию, политику, СМИ. Имеется ряд мер, которые  могут быть приняты на государственном  уровне:

- уменьшение доступа к  средствам самоубийства (таким, как  пестициды, лекарственные препараты,  оружие);

- лечение людей с психическими  расстройствами (особенно тех, кто  страдает депрессиями, алкоголизмом  и шизофренией);

- последующее наблюдение  за людьми, совершившими попытку  самоубийства;

- ответственный подход  СМИ к представлению информации;

- подготовка работников  по оказанию первичной медико-санитарной  помощи.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств  является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди  населения во всех странах посредством  реализации мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения  населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений44.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в России начинают приниматься  общегосударственные меры по предотвращению суицидов, но недостаточная изученность  данной проблемы не позволяет выработать наиболее эффективные профилактические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные направления  профилактики суицидального поведения  молодежи

В настоящее время во многих странах создаются различные  программы профилактического характера  по отношению к суицидам. Нельзя сказать, насколько они эффективны, потому как статистика самоубийств, особенно среди молодежи, по-прежнему продолжает пугать своими цифрами.

Наиболее  актуальным   направлением   является   организация   социально-психологической работы по профилактике самоубийств,  так  как  это  сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким  и окружающим и,  наконец, сэкономит  средства, “высвободив”  их   на  другие  нужды.  Любовь  к  жизни, умение преодолевать  возникающие  трудности  необходимо  нормировать  уже  с детских лет. Специфика  организации  социально-психологической  работы  с лицами,  склонными  к  суициду,  заключается   в   проведении   мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции  и  уменьшению  суицидальных тенденций.

   Во-первых,   это   устранение   отрицательных   факторов   внутрисемейных отношений.  Во-вторых, это оптимизация межличностных   отношений,  подключение к оказанию  помощи суицидентам различных  учреждений, “обществ по  интересам”, соседей. Но главные усилия  должны быть направлены на  выяснение и  ликвидацию конфликтной  ситуации, которая привела к   суициду.  Кроме  этих  мероприятий,  необходимо оказать суициденту  необходимой социальной помощи.  Также  необходимо   оказать

социально-психологическую  помощь близким и родственникам  суицидента.

   Таким образом,  организация социально-психологической  работы по борьбе  с самоубийством  идет по двум основным направлениям:

- профилактика самоубийств;

- реабилитация и адаптация  суицидентов и их окружения45.

Помимо этого в современном  обществе созданы определенные формы  и направления профилактики суицидального  поведения.

Существуют следующие  формы профилактики молодежной суицидальности:

1) Соблюдение педагогической  тактики, требований педагогической  культуры в повседневной работе  каждого педагога;

2) Освоение знаний возрастной  психопатологии, а также соответствующих  приемов индивидуально-психологического  подхода, лечебной педагогики  и психотерапии;

3) Раннее выявление контингента  риска на основе знания его  характеристики в целях динамического  наблюдения и своевременной психолого-педагогической  коррекционной работы;

4)  Неразглашение факторов  суицидальных случаев в школьных  и студенческих коллективах;

5) Рассмотрение угрозы  самоубийства в качестве признака  повышенного суицидального риска;

6) Проведение при необходимости  тактичной консультации подростка  с психологом, психотерапевтом, психиатром;

7) Формирование у молодых  людей таких понятий, как «ценность  человеческой жизни», «цели и  смысл жизни», а также приемов  психологической защиты в сложных  жизненных ситуациях;

8) Повышение стрессоустойчивости  путем психологической подготовки  подростка к сложным и противоречивым  реалиям современной жизни, формирование  готовности к преодолению ожидаемых  трудностей46.

Помимо перечисленных  форм различают также направления  психопрофилактической работы.

Информация о работе Суицид в молодежной среде