Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:54, реферат
Выдающийся русский мыслитель, писатель, эстет, дипломат, православный монах –– Леонтьев Константин Николаевич связал свою жизнь со служением своей Родине, России, и в этом служении особое место занимала Греция, которую он безмерно любил и где в течение ряда лет находился на дипломатической службе. «Россия и Греция обвенчаны историей духовным союзом, и расторжение этого союза было бы губительно для обеих сторон если не сегодня, то в недалеком будущем»[1], –– писал он в статье «Враги ли мы с греками?». Больше того, Леонтьев считал, что на Востоке от союза России и Греции зависит во многом судьба Православия и, следовательно, благополучие православных народов: «главные два столпа Православия –– это Русское государство и греческая нация. Это две качественные силы –– все остальное лишь количественный контингент. Да здравствуют же критяне и греки...»[2].
Введение: 3
1.Взгляды Леонтьева на политику России.
1.Этнографические рассуждения Леонтьева. 4
2. Внутренняя и внешняя политика России. 7
3.Принципиальная позиция России в защите православия. 9
2.Проблема «византизма» в творчестве Леонтьева и опасность для России.
1.Понятие «византизм» с т.з. Леонтьева. 10
2.Опасность, грозящая России от её соседей. 13
3.Россия с исторической точки зрения Леонтьева.
1.Историческая концепция Леонтьева. 16
2.Леонтьев о будущем человечества и России. 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Но не все относились позитивно
и разделяли философию
3.2.К. Леонтьев о будущем человечества и России.
Часто на долю Леонтьевна доставались совершенно несправедливые упреки в национализме и чуть ли не шовинизме. Но сам Леонтьев имел совершенно иные взгляды, принципиально расходившиеся с позициями великорусского национализма Каткова или панславизма И. Аксакова и Данилевского. Его рассуждения по национальному вопросу были неразрывно связаны с размышлениями о будущем человечества и России.
Европейский национализм
в XIX в., по глубокому убеждению Леонтьева,
был не чем иным, как «орудием
всемирной революции», цель которой
— установление господства «среднего
человека», по сути своей враждебного
национальным культурам. В конечном
счете, она приведет к «мерзости»
европейской рабоче-мещанской
Россия, чтобы избежать участи
стать придатком Запада, должна сторониться
как «эгалитарно-либерального»
Привнесение демократии и
западных свобод, по мнению философа, погубит
Россию как в культурном, так и
в государственном отношении, ибо
единство и целостность страны цементируют
монархический «спасительный
Творчество Леонтьева, пронизанное
скептическими и
Присущая всем консервативным мыслителям склонность рассматривать природу человека как греховную, решительное отвержение эвдемонической веры в поступательное движение человечества к лучшему будущему, оправдание страдания и зла выражены у Леонтьева, как всегда, ярким и сочным языком: «Глупо и стыдно, даже людям, уважающим реализм, верить в такую нереализуемую вещь, как счастье человечества, даже и приблизительное... Смешно служить такому идеалу, не сообразному ни с опытом истории, ни даже со всеми законами и примерами естествознания. Органическая природа живет разнообразием, антагонизмом и борьбой; она в этом антагонизме обретает единство и гармонию, а не в плоском унисоне».
Леонтьевская позиция основывается на своеобразном толковании христианства как религии глубокого пессимизма и неверия в возможность достижения счастья на земле: «Пессимизм относительно всего человечества и личная вера в Божий Промысел и в наше бессилие, в наше неразумие — вот что мирит человека и с жизнью собственною, и с властью других, и с возмутительным, вечным трагизмом истории...». [5]
Радикальной реакцией Леонтьева на торжество ненавистных ему идей стало эсхатологическое видение истории. «Благоденствие земное — вздор и невозможность; царство равномерной и всеобщей человеческой правды на земле — вздор и даже обидная неправда, обида лучшим. Божественная истина Евангелия земной правды не обещала, свободы юридической не проповедовала, а только нравственную, духовную свободу, доступную и в цепях. Мученики за веру были при турках; при бельгийской конституции едва ли будут и преподобные, разве о „равенстве и свободе юродивые“, вроде наших подлых благотворителей, стреляющих из револьверов в генералов», — бросает Леонтьев страстное обвинение своим противникам...
Нужно сказать, что при
всей склонности к сомнению и разочарованию,
противореча собственной
Но вера Леонтьева-романтика
в старую Россию не могла вытеснить
мучительных сомнений Леонтьева-реалиста
в будущем державы и ее народа.
«Оригинален наш русский
К концу жизни в его творчестве усиливаются пессимистические и апокалиптические мотивы. Много говорят, особенно в последнее время, о Леонтьеве-прорицателе, Леонтьеве-пророке и т. п.
Вероятно, утонченная нервная организация мыслителя как бы чувствовала предгрозовые сгущения воздуха на горизонте безоблачных, на первый взгляд, перспектив будущего развития России и Европы. Социализм, по мнению Леонтьева, приведет к новым, еще большим страданиям, вопреки ожиданиям защитников «прогресса», новому деспотизму и злу. «На розовой воде и сахаре не приготовляются такие коренные перевороты: они предлагаются человечеству всегда путем железа, крови и страданий!..».
Заключение.
В заключение следует сказать о том, что наследие великого русского мыслителя –– Константина Николаевича Леонтьева имеет исключительно важное значение для понимания, истолкования и решения многих актуальных проблем, связанных с религией, политикой, дипломатией и культурой. Это наследие следует изучать и развивать.
В целом социально-политический
идеал Леонтьева можно
1) Государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно. Вообще сурово, иногда и до свирепости.
2) Церковь должна быть
независимее нынешней. Иерархия
должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее.
Церковь должна смягчать
3) Быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада, единстве...
4) Законы, принципы власти должны быть строже; люди должны стараться быть лично добрее; одно уравновесит другое.
5) Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе» .
Для претворения этого
идеала в жизнь допустимы любые,
в том числе насильственные, средства.
Леонтьев в духе макиавеллизма резко
отделяет политику от морали. Он прямо
заявляет о несовместимости политики
и этики, считая даже людей честных
в некоторых отношениях вредными
для государства, так как излишняя
честность и порядочность способны
подорвать государственную мощь
и авторитет (вспомним его похвалу
в адрес Каткова-политика, не стесняющегося
в выборе средств для обеспечения
государственных интересов). Этот «аморализм»
выступал как реакция на ту мораль,
которую принял на вооружение либерализм
XIX в. и которая оправдывала
Список используемой литературы