Субъекты социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:23, контрольная работа

Краткое описание

Субъект — это носитель предметно-практической деятельности
и познания (индивид, социальная группа), источник активности,
направленный на объект.
Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 24.64 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Филиал г.Люберцы

 

 

 

Факультет «Социальная работа»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету «Введение  в социальную работу»

 

Тема «Субъекты социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студет 1 курса

Заочного отделения

Факультета «Социальная  работа»

Ноженко А.А.

 

Проверил: Бадя Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Люберцы 2011

 

Субъектами социальной работы являются:

Субъект — это носитель предметно-практической деятельности

и познания (индивид, социальная группа), источник активности,

направленный на объект.

Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и  субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и  предмет. Объектно-субъектные отношения  характеризуют главным образом  социальную работу как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем  социальную работу как науку, то имеем  дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом  является либо сторона (стороны) этого  объекта (социальная-ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом  — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев  и групп населения зависит  от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями  ее реализации.

Надо также иметь в  виду, что каждый человек в любое  время, в любой период своей жизни  нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано  на различной основе, и в нем  выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной  жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить  свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных  представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований  для этой классификации:

состояние здоровья, которое  не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и  дети), лица, подвергшиеся радиационному  воздействию» семьи, в которых имеются  дети-инвалиды, взрослые и дети, Имеющие  психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в экстремальных  социальных условиях.

К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время Великой  Отечественной войны (чья жизненная  ситуация усугубляется преклонным возрастом  и состоянием здоровья), вдовы и  матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной t войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст  людей, в силу чего они оказались  в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и  семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся  дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное  положение различных категорий  семей.

К этой группе населения  можно отнести семьи, имеющие  на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным  психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно  выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских  домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости  и социальной зрелости); осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся  лица без определенного места  жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком;

правовое (и в связи  с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные  группы людей более конкретно  или, наоборот, выделяя более широкие  категории — это зависит от целей и задач исследования, решения  практических задач.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами  социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе  учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку  и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).Субъект — это носитель предметно-практической деятельности

и познания (индивид, социальная группа), источник активности,

направленный на объект.

Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и  субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и  предмет. Объектно-субъектные отношения  характеризуют главным образом  социальную работу как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем  социальную работу как науку, то имеем  дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом  является либо сторона (стороны) этого  объекта (социальная-ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом  — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев  и групп населения зависит  от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями  ее реализации.

Надо также иметь в  виду, что каждый человек в любое  время, в любой период своей жизни  нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности  они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в  сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать  свои разнообразные установки; в  любой семье могут обостриться  отношения между супругами или  между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени  нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано  на различной основе, и в нем  выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной  жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить  свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных  представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований  для этой классификации:

состояние здоровья, которое  не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и  дети), лица, подвергшиеся радиационному  воздействию» семьи, в которых имеются  дети-инвалиды, взрослые и дети, Имеющие  психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в экстремальных  социальных условиях.

К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время Великой  Отечественной войны (чья жизненная  ситуация усугубляется преклонным возрастом  и состоянием здоровья), вдовы и  матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст  людей, в силу чего они оказались  в сложной жизненной ситуации, — это одинокие пожилые люди и  семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся  дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное  положение различных категорий  семей.

К этой группе населения  можно отнести семьи, имеющие  на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании целесообразно  выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских  домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости  и социальной зрелости); осиротевшие  или оставшиеся без попечения  родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся  лица без определенного места  жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком;

правовое (и в связи  с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные  группы людей более конкретно  или, наоборот, выделяя более широкие  категории — это зависит от целей и задач исследования, решения  практических задач.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами  социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе  учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку  и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

• государство со .своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

Информация о работе Субъекты социальной работы