Структура и содержание коллективного договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Общая стратегия социального партнерства в России в переходный период состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях

Оглавление

1. Понятие и стороны коллективного договора.
2. Принципы заключения коллективного договора.
3. Структура и содержание коллективного договора.
4. Действие коллективного договора.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

53 - структура и содержание коллективного договора.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Кафедра профсоюзного движения 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу: Социальное партнерство 
 

Нa тему: Структура и содержание коллективного договора 
 
 

                                                                    

                                                                    Выполнил: 

                                                                    Студент   Губанова А.О.

                     группы     ФЗ - 302

                                                                    Проверил:

                              
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Челябинск

2010 

Содержание:

Введение.

1. Понятие и  стороны коллективного договора.

2. Принципы заключения коллективного договора.

3. Структура и содержание коллективного договора.

4. Действие коллективного договора.

Заключение.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Общая стратегия социального партнерства  в России в переходный период состоит  в том, чтобы на основе уважения позиций  и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

    Нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. В период 1991-1999 гг. принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Вот лишь некоторые из них.

Это Указы президента РФ:

•     «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.);

•     «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1997 г.); 

Законы РФ:

•           «О коллективных договорах соглашениях» (1992г.);

•           «О  порядке разрешения  коллективных трудовых споров» (1995г.);

•           «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (199б  г.);

•           «Об особенностях положения работников акционерных обществ (народных предприятий)» (1998 г.) и т.д.

    Все эти и некоторые другие документы, содействуют плавному переходу от централизованного  административного руководства  и управления к договорному регулированию  социально-трудовых отношений. Всеми  перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений:

•           равноправие,

•           добровольность,

•           приоритетность,

•           социальная справедливость, 

•           согласование интересов.                                                                        

    Механизм  социального партнерства включает:

•           соглашения,

•           коллективные договоры и контракты,

•           партнерские переговоры.

    Именно  о коллективном договоре пойдет речь в моей контрольной работе. О структуре, понятии, принципах заключения и действии кол.договора. Значимость этого инструмента управления на предприятий достаточно велика. Ведь если не будет коллективного договора на частном или малом предприятии, то работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в которой определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и стороны  коллективного договора

    Коллективный  договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

    Его роль и значение в регулировании  трудовых отношений неоднократно менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

    Правовая сущность коллективного договора построена на двух началах: на идее автономии, управленческой суверенности организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

      Коллективный договор является  нормативным соглашением, т. е.  актом, заключающимся в договорном  порядке, но наряду с конкретными  обязательствами содержащим нормы  права. 

    Следовательно, коллективный договор — это не только правовой акт, но и акт сознательного партнерства работников и работодателя конкретной организации, а в нормативной его части и источник локальных норм трудового права. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.

    Согласно  Закону РФ “О коллективных договорах  и соглашениях” от 11 марта 1992 г. (ст. 11) сторонами коллективного договора выступают:

    1) работники в лице одного или  нескольких профсоюзов, иных уполномоченных  работниками представительных органов; 

    2) работодатель непосредственно или  уполномоченные им представители.

    Коллективный  договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной  принадлежности и численности работников.

    Будучи  стороной коллективного договора, работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива предприятия в целом или его отдельного структурного подразделения (с правами юридического лица).

    При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов.

    . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы заключения коллективного договора

    Все действия сторон при переговорах направлены на заключение коллективного договора – основного локального нормативного акта, регулирующего целый комплекс отношений (трудовых, социально-экономических, профессиональных), возникающих между работодателями и работниками.

    Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом РФ от 11 марта 1992г. “О коллективных договорах и соглашениях”.

    В законе закреплены принципы, на основании  которых должно происходить заключение коллективных договоров. Основными из них являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

    Запрещено всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

    Реализация  принципа полномочности представителей сторон и их равноправия способствует запрет на ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

    Коллективный  договор заключается, с одной  стороны, работниками в лице одного или нескольких профсоюзных, иных уполномоченных работниками представительных органов, с другой стороны, работодателем  непосредственно или уполномоченными им представителями.

    Коллективный  договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной  принадлежности и численности работников (это относится и к акционерным обществам).

    Единый  проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками  в подразделениях предприятия и  добавляется с учетом поступивших  замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа.

    При недостижении согласия в объединенном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры, и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

    Профсоюз, иной уполномоченный работниками представительный орган вправе самостоятельно вести  переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Таким образом, на одном предприятии (или в одном акционерном обществе) может быть заключено несколько коллективных договоров. Если же принимается лишь приложение, то оно является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

    На  Министерство труда РФ в лице его  соответствующего органа возложена  миссия уведомительной регистрации. Подписанный сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий представляются для этого в Министерство труда в 7-ми дневный срок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура и содержание коллективного договора

    Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами положения, которые призваны урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации.

    Структурно  указанные положения можно разделить на 3 вида: нормативные, обязательственные и информационные.

    Нормативные положения коллективного договора – локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данного предприятия либо его производственной единицы. По целевой направленности нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:

Информация о работе Структура и содержание коллективного договора