Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:11, реферат
Таким образом социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами. Понятие «российская социология» не совсем привычное понятие для нас, так как мы привыкли, что социология – это, конечно же, только в Европе и США. Интерес к учению Конта в России возник немного позже, российские социологи того времени дали свою оценку этой теории.
Введение ………………………………………………………………… 3 стр.
Общественная мысль в России середины XIX – начале XX в. ……... 4 стр.
Основные направления в развитии Российской Федерации ………….8 стр.
Основные идеи Российской Социологии ………………………………12 стр.
Заключение ……………………………………………………………….14 стр.
Список литературы ………………………………………………………15 стр.
б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты считали, что важной предпосылкой революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьян.
Лавров считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его движущие силы и критерии.
Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.
Ткачев – виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва является идея о соотношении постепенности и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает потребность преобразований.
Народники-анархисты считали государство главным врагом народа и призывали его разрушить. Они говорили, что народ давно готов к революции, его надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.
Бакунин,
в отличие от Лаврова, считал, что
народ надо не учить, а побуждать
к бунту. Какого бы философского вопроса
не касался Бакунин, каждый раз он
стремится повернуть его лицом
к общественной жизни. Он считал, что
если философия занимается общими проблемами
бытия и познания, то её продолжение
– социология. Социология – это
наука «об общих законах», управляющих
развитием человеческого
Либеральное
Это направление появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского режима и ускорили процесс осознания дворянством и буржуазией катастрофического положения страны.
Представителем либерального направления был Чичерин Б. Н. Свой вклад он внёс в такие науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.
Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется автором как «экономический материализм». В общем, социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией. Своё мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество – это совокупность частных отношений между лицами» По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.
Марксистское
Во второй
половине XIX века значительное влияние
в Европе приобрела социально-
Плеханов
– один из авторитетов марксистской
социологии, он опубликовал много
работ, посвящённых марксистской критике
народничества, пропаганде марксизма.
Социологическая концепция
В основе экономического материализма лежат следующие положения:
1) фундаментом
и причиной всей социально-
2) исторический
процесс должен объясняться из
борьбы классов, происходящей
на почве экономических
3) социальная
эволюция совершается на
4) капитализм саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.
Наряду с экономическим материализмов в 90-е годы возникает и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.
Работы Бердяева носят ярко выраженный социально-философский характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.
Анархическое
Анархизм, как течение общественной мысли зародилось на Западе, однако большой вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.
П. А. Кропоткин
занимался теоретической
Учёный
считал, что ключевая роль в обосновании
современной философии и
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи - в трудах Б. А. Кистяковского, В.М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве. Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом социологического анализа считал факт, неопозитивизм начала XX в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой - теоретических обоснований, так как самовычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано. Один из виднейших представителей неопозитивизма, П. А. Сорокин, (1889-1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение социокультурной суперсистемы.
Сорокин выделяет
три стадии - чувственную, умозрительную
и идеалистическую - выступающие
одновременно как своеобразные парадигмы
социокультурного существования, воспроизводящиеся
в циклической эволюции суперсистемы.
В поздних работах Сорокина возрождаются
на новом уровне в социологическом контексте
идеи альтруистической любви, нравственного
возрождения, этической ответственности
и солидарности, т. е. те идеи, которые
определяют этическую направленность
всей российской социологии. Становление
социологической мысли в России проходило
в обстановке острой конфронтации немарксистской
и марксистской социологии. Она охватывала
как идейные, теоретические, так и политические
проблемы, поскольку большинство русских
социологов активно занимались политической
деятельностью или были с ней связаны
(народники П. Л. Лавров и Н. К.Михайловский,
«легальный марксист» П. Б. Струве, эсер
П. А. Сорокин и др.).Видными учеными и политиками
была представлена марксистская социология.
Среди них назовем Г. В. Плеханова, В. И.
Ленина, А. А. Богданова. С начала XX в. России
интенсивно осуществлялась институционализация
социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским
была основана русская Высшая школа социальных
наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте
была создана первая кафедра по социологии,
где работали М. М. Ковалевский,Е. В. Де
Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в
1912 г. в Петербургском университете при
Историческом обществе - секция по социологии.
После Февральской революции в России
вводятся ученые степени по социологии,
в университетах создаются кафедры, секции,
ассоциации, появляются первые учебники
по социологии. После Октябрьской революции
в развитии отечественной социологической
школы еще некоторое время действовала
инерция мощного подъема, характерного
для предшествующего периода. Однако к
концу 20-х годов доминирование в обществознании
марксизма вылилось в его узаконение в
качестве единственно верной теории, что
наряду с тотальными гонениями социологов
сделало окончательно невозможным существование
социологии в России как официально изучаемой
и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство,
разумеется, не могло привести к полному
прекращению развития социологической
мысли, однако существенно исказило процесс
изучения социальных теорий. Официальный
статус не утратила лишь статистика, но
и она попала под жесточайший административный
контроль. К концу 20-х годов XX в. заканчивается
классический этап в развитии социологии.
Социальная жизнь обретает новые черты,
определяемые в западном мире развитием
общества массового потребления как способа
не допускать разрушительных экономических
кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий
кризис 1929 г. - великую экономическую депрессию,
Запад и принял новую модель.) На Востоке
же, прежде всего в СССР, 1929-1930 годы также
стали переломными - годами утверждения
культа личности, что исключало возможность
ведения официальных научных разработок
в области социологии.
Заключение:
Необходимость появления предмета требовала данная ситуация в стране. Интерес к социологии появился немного позже, чем она возникла на Западе. Социология в своём развитии с 60-х гг. XIX века до 20-х гг. XX века прошла 3 тапа: первый с 1860 по 1890 гг. – это стадия возникновения новой науки, основоположником социологии в России считается П. Л. Лавров, второй этап – с 1890 по 1900 гг.- это период теоретико-методологической критики. В это время утверждается мнение, сто социология одна из многих наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. Начинается преподавание науки в учебных заведениях. Третий этап – до 10-20-х гг. XX века.
Развитие науки шло до тех пор, пока она не достигла когнитивной зрелости. Временем появления новой науки считается период реформ. Для каждого периода развития социологии характерны свои черты, свои представители.
Необходимо ещё сделать вывод, что отличием русской социологии от было следующее: