Становление и основные этапы исторического развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Оглавление

Введение 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии 4
Предмет и специфика социологии как науки 8
Структура социологии 17
Заключение 19

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

    Экономика

    Становление и основные этапы  исторического развития социологии

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    Введение    3

    Становление и основные этапы исторического  развития социологии      4

    Предмет и специфика социологии как науки     8

    Структура социологии   17

    Заключение  19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Любая сумма знаний  людей  об  окружающем  их  мире  может  называться наукой только в том случае,  когда  существует  четко  определенный  предмет исследования система  знаний,   касающихся   этого   предмета,   а   также категориальный аппарат, описывающий  сущностные  основы  данного  предмета. Большинство современных наук формировали свой предмет  и  систему  знаний  в результате длительного исторического периода. В самом начале этого  пути  мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими  предмет  науки  исключительно на уровне обыденного знания. Однако в  дальнейшем  эти  знания  выступают  в качестве  основ  науки,  ростков  новых  направлений  развития  человеческой мысли.

    «Социология  –  одна  из  самых  молодых  и  содержательных  наук  об обществе.»1 Стремление понять, осмыслить общество, выразить  свое  отношение к нему было свойственно человечеству на  всех  этапах  его  истории.  Обычно слово  «социология»   ассоциируется   с   проведением   опросов,   изучением общественного мнения. Опрос – важный инструмент исследования  в  социологии, но основной задачей ученых-социологов считался анализ и осмысление  проблем, связанных с функционированием и  развитием  как общества  в целом,  так и отдельных социальных групп и институтов.

    Говоря  о возникновении социологии  как  науки,  следует  помнить,  что социология  представляет   собой   систему   внутренне   организованного и проведенного  знания  о  фактах,  составляющих  жизнь  людей  в  современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом  феномене  должно быть  основано  на  проверенных  и  подтвержденных   сведениях   и   научных доказательствах. В отличие от таких наук как  физика,  химия  или  биология, социология оперирует ясными понятиями,  которые  постоянно  употребляются  в повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление и основные этапы исторического развития социологии.

      С древнейших времен человека интересовали не только загадки и  явления окружающей  его  природы,  но  и  проблемы,  связанные  с  его   собственным существованием среди других  людей.  Действительно,  почему  люди  стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить  между собой границы, разделяться на отдельные  государства  и  враждовать  друг  с другом? Почему одним позволено пользоваться многими  богатствами,  а  другим отказано во всем?

      Поиск ответов на эти и  иные  вопросы  заставил  ученых  и  мыслителей древности обратить свой взгляд на человека  и  на  общество,  в  котором  он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых  и  мудрецов. В  мудрых  советах по  различным житейским вопросам.  Примером   таких рассуждений  служат  книги  философов  даосской  школы  Мо-цзы,  в   которых делались  попытки  на  основе  наблюдений  и  размышлений  определить   пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для  деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты  «Махабхараты»  определяют  порядок общественной жизни,  необходимый  для  достижения  могущества  правителей  и счастья для всех живущих людей.

      Античная  мысль  дала  новый  толчок  исследованиям  социальной  сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или  «Законы»,  а  также  «Политика» Аристотеля положили начало изучению  отдельных  общественных  институтов,  в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились  к проблеме места человека в обществе. Авторы античных  произведений  поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

      Эпоху Возрождения можно считать новым  этапом  в  развитии  социальной мысли. В этот период появляются направленные на  изучение  различных  сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии.  Эразм Роттердамский, Томас Мор,  Никколо  Макиавелли,  Мишель  Монтень  –  великие средневековые ученые, которые  подняли  проблемы  человеческих  отношений  в обществе. В результате стала  складываться  модель  общества,  напоминавшего общину,  где  порядок  и  моральные  устои  регулировались  волей   Бога   и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

          Позднее деятели эпохи Просвещения  в корне изменили взгляд на  общество и на место в нем человека.  Клод  Адриан  Гельвецкий,  Дени  Дидро,  Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять  истоки развития  неравенства,  появление  неоднородности  общества,  выявлять  роль религии в социальных процессах. Создавая механическую,  рациональную  модель общества, они рассматривают отдельно  человека  как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

    В этот период итальянский  философ  Д.Вико  попытался  создать  основу новой науки об обществе. Но в основном все  исследования  в  данной  области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения  в  области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению  с  успехами в других областях научной деятельности. Отставание в  изучении  общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

          Во-первых,  долгое  время  считалось,  что  каждый  человек  обладает абсолютной свободой в  выборе  линии  поведения,  профессии,  общества.  Эта свобода  ограничивалась  лишь  Божественным  проведением.   Таким   образом, человек в любой момент по  собственной  прихоти  может  изменять  поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие  в  государстве, устанавливать существующий порядок.

    Во-вторых,  французские  просветители  Вольтер,  Гольбах,  Дидро  были убеждены в том, что  человек  обладает  не  только  свободной  волей,  но  и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое  главное  – научить  людей   воспринимать   милосердие,   культуру,   справедливость   и добродетель, а также дать им наилучшую модель  устройства  общества  и  люди смогут устроить свою жизнь в  соответствии  с  ней  и  установить  наилучший социальный порядок и благоденствие.

    Такие наивные взгляды на общество и  человека господствовали в  научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих  отношений,  создание  сложных организаций,  развитие  различных  сфер  человеческой  жизни  не  привели необходимости практического решения проблем взаимоотношений между  людьми  и социальными   общностями,   создания   действующих   организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так  далее.  Жизнь  потребовала  научной разработки этих насущных проблем.

    Понимание  необходимости  изучения  социальных  общностей   людей   и процессов их развития и  функционирования  появилось  сравнительно  недавно. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие  производства, когда  люди  столкнулись  с  ограниченностью  ресурсов,  в  результате  чего единственным  способом  увеличения  производительности  стало   рациональное использование рабочей силы. Стало  очевидным,  что  сложной  техникой  могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди.  Кроме того,  усложнение  всех  сфер  жизнедеятельности  людей  поставило  проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления  этими  взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были  осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки,  изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях,  а  также  взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

    Слово социология, обозначающее область научного знания,  было  введено в научный оборот французским  мыслителем  О.Контом  в  30-х  годах  прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт  в  своих  работах проводил аналогию между социальными явлениями и  явлениями,  наблюдаемыми  в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже  при его жизни. «В его  понимании  социология  была  равнозначна  обществознанию, включающему  в  себя  все,  что  относится  к  обществу.  Философия  О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная  им  «позитивная  философия» сводилась к задаче простого суммирования  общих  выводов  отдельных  частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию,  роль  которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной  жизни,  их описания и систематизации.»1

    Историческая  и научная роль О.Конта состоит  прежде всего  в  том,  что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он  поставил  в  рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не  смог  определить достаточно четко предмет новой науки  и  найти  научный  метод,  позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

    Настоящее развитие  и  признание  социология  получила  только  тогда, когда  были  разработаны  и  сформулированы  основные  научные  концепции  и появилась  возможность  создания  теоретических  основ  изучения  социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь  можно  отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до  начала  XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер,  а  также  француз  Эмиль Дюркгейм.

          К.Маркс  впервые  представил  общество  как   продукт   исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал  возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как  явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

    М.Вебер  разработал  общественную  социологическую  теорию.  Одним  из центральных  пунктов  теории  явилось  выделение  им  элементарной   частицы поведения индивида в  обществе  –  социального  действия,  которое  является причиной и следствием системы  сложных  взаимоотношений  между  людьми.  При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов,  каждый из  которых  стремится  к  достижению  своих  собственных  целей.   Действия отдельных индивидов кооперируются,  на  основе  этой  кооперации  образуются ассоциации (группы или общества).

    Э.Дюркгейм  –  основатель  французской  социологической   школы.   Он стремился прежде всего к автономии  социологии,  отделению  ее  предмета  от предмета других наук об  обществе,  а  также  к  объяснению  всех  феноменов общественной  жизни  исключительно  с  социологических  позиций.  Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят  от  действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу  начинают  подчиняться правилам и  нормам,  которые  он  назвал  «коллективным  сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную  функцию,  необходимую  для существования  общества  как  целого.  Таким  образом,  «Первым  социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С  его  именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию,  к  науке, связанной  с   изучением   социальных   явлений   и   социальных   отношений общественной  жизни,  то  есть  самостоятельной,  стоящей в   ряду   других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

    Учение  об обществе Э.Дюркгейма   легло  в  основу  многих  современных социологических  теорий  и  современные  ученые  справедливо  называют   его классиком в области социологии.

    Таким образом, название науки «социология», столь  удачно  примененное О.Контом, впоследствии  было  насыщено  научным,  теоретическим  содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В  результате  их  усилий социология превратилась  в  науку,  имеющую  свой  предмет,  свою  теорию  и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории. 

Информация о работе Становление и основные этапы исторического развития социологии