Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:02, реферат
Разные социологи подходят к решению вопроса о стратификации общества с различных точек зрения. Каждый из них в чем-то прав, в чем-то не прав. Но одно неоспоримо. В обществе существует, и будет существовать два основных класса - высший и низший. Они составляют два противоположных полюса в обществе (хотя низший класс по численному составу будет, несомненно, больше). А как определить средний класс?
Цель исследования – изучить средний класс общества.
Введение 3
Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему 4
Средний класс в современной России и его основные признаки 9
Роль среднего класса в обществе 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Определение "среднего класса" в современной науке достаточно абстрактно и противоречиво, единых подходов к этому понятию в мировой исследовательской практике не существует. Массу вопросов вызывает также и адекватность применения западных определений и разработок, уже существующих в этой области, к российским реалиям.
Если обобщить
существующие определения, то средним
классом можно назвать
Существует
несколько критериев
Помимо всего прочего, средний класс можно подразделить на группы. И если зарубежные исследователи ведут речь о трех уровнях групп (высший, средний, низший), с различным соотношением уровня образования и дохода, то в отечественной науке пока не существует четких критериев подразделения на группы.
В западном обществе средний класс составляют в основном предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие. В России в связи с многочисленными изменениями, произошедшими в обществе за последнее десятилетие, такое относительно четкое отношение к среднему классу определенных групп людей не представляется возможным.
РОМИР, приступая к данному исследованию, изначально определил, что не станет вступать в научную полемику, предлагая свои собственные понятия, термины и критерии определения и стратификации среднего класса. Мы решили изучить облик среднего класса исходя из представлений самих жителей России. Для этого в восьми городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Воронеж, Ставрополь, Иркутск, Владивосток) были проведены тематические групповые дискуссии с представителями различных категорий населения.
Однозначного ответа на вопрос, "существует ли в России средний класс?", в ходе групповых дискуссий так и не удалось получить. Высказывались самые разные точки зрения: от того, что среднего класса нет совсем и есть только тенденция к его формированию, до того, что средний класса в настоящее время достаточно велик. Как вариант: раньше его было еще больше, но со временем становится все меньше и меньше. Многие, кто придерживается такой точки зрения, конкретизируют: численность среднего класса начала уменьшаться после распада Советского Союза. Интересно, что такое мнение фактически оказалась самым распространенным, хотя и не всегда точка отсчета именовалось именно в такой формулировке.
Противоположную точку зрения занимают те, кто считает, что среднего класса, наоборот, раньше не было и только сейчас он начинает формироваться. Более того, они уверены, что процесс идет очень медленно, болезненно, но, несмотря на ряд сдерживающих факторов, в России есть все условия для дальнейшего роста среднего класса.
К числу таких сдерживающих факторов обычно относят плохое состояние экономики, преступность и отсутствие личной безопасности. Представители бизнеса в первую очередь говорили о необходимости платить большие налоги и отсутствии защиты частной собственности со стороны государства. При этом ими говорилось, что государство в принципе заинтересовано в росте среднего класса, но сдерживает его развитие тем, что не в состоянии обеспечить соблюдение законов и защитить частную собственность. Также большое внимание уделялось традициям, точнее, отсутствию традиций частной собственности в России.
Что бы ни говорили о среднем классе, в любом случае его численность не определялась выше 50% всего населения России. Разница во мнениях объясняется в первую очередь тем, какими критериями пользоваться для определения среднего класса, какие из них считать наиболее важными и сравнивать ли с "западными".
Очевидно, что не существует какого-либо единого критерия, который бы определял принадлежность к среднему классу. Необходимо учитывать целый набор характеристик. Участники дискуссий называли в том числе "общий уровень культуры", включающий в себя умение общаться с людьми, стремление к самосовершенствованию, интерес к музыке, театру, искусству ("идентификация себя с какой-то культурной средой"), осведомленность об истории, память о предках, наличие стройной системы ценностей и целей в жизни.
Тем не мене,
главным критерием
И все же большинство респондентов высказали убеждение, что в России есть все предпосылки для развития среднего класса. Во-первых, сами люди заинтересованы в этом. У них есть все, чтобы стать средним классом: хорошее образование, высокий уровень культуры, разносторонние интересы. И самое главное — умение работать и выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Во-вторых, само государство заинтересовано в развитии среднего класса, так как это дает ему стабильность.
В целом
среди россиян в настоящее
время нет однозначного представления
о среднем классе. Подразделяются
два разных понятия: средний класс,
который существует на Западе, и
другой средний класс — тот, что
формируется в России. Первый воспринимается
идеальным эталоном среднего класса
— в первую очередь благодаря
высокому уровню дохода. Неким идеальным
средним классом воспринимается
и тот средний класс, который
был в России до революции, и даже
тот, который существовал в
Для понимания роли среднего класса важен вопрос о его социальных
функциях. В зависимости от целей анализа описывается достаточно много
функций; их можно
объединить в следующие категории.
Прежде всего средний класс - социальный
стабилизатор. Это одна из главных функций,
суть которой заключается в том, что средний
класс в силу своей массовости и срединного,
связующего полярные слои положения, а
также стремления сохранить устраивающие
его порядки способствует удержанию общества
в состоянии социального равновесия. Базовой
является и органически присущая среднему
классу функция административно-
В среднем
классе сосредоточены
3.
РОЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА В
Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Бедность — крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.
Любое общество (социальная общность) неизбежно воспроизводит социальное неравенство, которое является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы, так как те люди, которые находятся на нижних ступенях иерархической лестницы, стремятся достичь более высокого положения в обществе, тем самым развивая эту социальную систему и общество в целом.
Главная роль среднего класса в обществе – прогрессивная.
Во-первых, его представители определяют настоящий момент, поскольку “производят” духовные и материальные ценности сегодняшнего дня. Кроме того, у них есть пример и жизненный опыт предыдущего поколения. Сравнивая свой личный опыт с опытом родителей, представители среднего поколения могут в какой-то степени предвидеть судьбу будущего - поколения своих детей. А предвидение будущего дает возможность его формирования. Отсюда следует, что средний класс несет ответственность за будущее, в том числе и свое.
Во-вторых, средний класс определяет динамизм общества в целом. Его характерная черта - постоянное обновление и смешение. Выдвигая и выбирая руководство различных уровней, среднее поколение участвует в управлении обществом. Кроме того, расширение сферы занятости, введение новых технологий, улучшение качества труда зависит от способности представителей среднего класса принимать новые идеи и реализовывать их на практике, опираясь на полученные знания и опыт. Следовательно, средний класс отвечает за развитие общества, его поступательное движение и выступает основной силой, которая создает движение вперед.
И третье. Мы видим, что с одной стороны средний класс определяет динамизм общества и его будущее. С другой стороны, он выступает гарантом стабильности общества. Именно средний класс создает образцы и нормы социального поведения. На него смотрит подрастающее поколение, с него берет пример. Представители среднего класса сохраняют старые традиции и привносят новые. В любом обществе основная масса людей - это люди среднего возраста. Средний класс есть всегда и везде. И стабильность, уровень благосостояния общества зависит от стабильности и уровня благосостояния среднего поколения.
Подводя итог, можно сказать, что прогрессивная роль среднего класса в его динамизме и стабильности, в ответственности за настоящее и будущее, прогресс общества в целом. Средний класс можно сравнить с идущим человеком, который знает, куда идет и зачем идет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Средний
класс» - уникальное явление в мировой
истории. Можно сказать, его не было
на протяжении всей истории человечества.
Он появился лишь в XX веке. В обществе
он выполняет специфическую
Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том числе менеджеры, учёные, инженеры. Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
2. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
3. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардарики, 2005.
4. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. — М.: Дело, 2003. — С. 471–473.
5. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в диалектически меняющемся мире. — М.: МГИМО-Университет, 2007.
6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.
7. Луман М. Социальные системы. — М.: Наука, 2007.