Средний класс – критерии принадлежности и проблемы становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

Цель работы – выделить критерии принадлежности и определить проблемы становления среднего класса.

Целевая установка конкретизировалась в следующих задачах:

структурировать многообразные подходы к определению среднего класса;

определить сущность понятия «средний класс» для российского общества;

рассмотреть критерии принадлежности среднего класса;

выявить проблемы становления среднего класса в России;

Оглавление

Введение 3

1. Определение понятия «средний класс» 5

2. Критерии принадлежности 9

2.1 Методология 9

2.2 Основные критерии 12

3. Проблемы становления среднего класса в России 15

3.1 Проблемы становления среднего класса в России 15

3.2 Перспективы развития 21

Заключение 23

Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

Центр ускоренного обучения

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

Средний класс – критерии принадлежности и проблемы становления

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

заочного отделения 310 группы

факультета «Финансы и кредит»

Рогожук Анастасии Александровны

 

 

Научный руководитель

Кандидат экономических наук, старший преподаватель

Усачева Екатерина Александровна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                                                                        3

1. Определение понятия «средний класс»                            5

2. Критерии принадлежности                                                                                                                              9

2.1 Методология                                                                                                                                                          9

2.2 Основные критерии                                                                                                                                      12

3. Проблемы становления среднего класса в России                                                                15

3.1 Проблемы становления среднего класса в России                                                                15

3.2 Перспективы развития                                                                                                                    21

Заключение                                                                                                                                                     23

Список используемой литературы                    25


Введение

Сегодня в обществе и общественных науках одновременно существуют представления о наличии и увеличении среднего класса, и о его сокращении или полном отсутствии.

Российский средний класс начал формироваться в 1990-х гг. из возникавшего слоя мелких и средних предпринимателей, а также менеджеров крупных компаний, пришедших в Россию в это время. Далее рост этой составляющей прекратился, но к этой группе в увеличивающемся количестве стали присоединяться государственные служащие, чьи заработки существенно возросли в 2000-е гг. и позволили им осуществлять потребление по тем же моделям и на том же уровне, что и удачливым предпринимателям и менеджерам крупных фирм. Вливание в средний класс этих бюрократических элементов повлияло и на его воззрения, которые в целом стали близки воззрениям государственных служащих.

Актуальность темы.

Высокий интерес к категории «средний класс» со стороны научных кругов и общественности на современном этапе не вызывает сомнений. Продолжающимся в России процессам социальной трансформации сопутствуют существенный уровень дифференциации доходов населения, политическая и социальная напряженность, социокультурный раскол в обществе. В этих условиях наиболее благоприятной перспективой развития социальной структуры российского социума считается стабильный средний класс: ему отводится роль двигателя экономического развития, гаранта социальной и политической стабильности, основного потребителя товаров и услуг.

В свете сказанного актуальность темы определяется, во-первых, крайней неустойчивостью социальной структуры российского общества в условиях социальной трансформации и соответствующей потребностью в формировании стабильного среднего класса; во-вторых, отсутствием единого теоретического подхода к определению самого понятия «средний класс» и его идентификации; в-третьих, существенной вариацией эмпирических оценок среднего класса, затрудняющей разработку и реализацию адекватных управленческих мер.

Объект данной работы – средний класс как совокупность социальных слоев населения занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми).

Предмет работы – критерии принадлежности и проблемы становления среднего класса.

Цель работы – выделить критерии принадлежности и определить проблемы становления среднего класса.

Целевая установка конкретизировалась в следующих задачах:

структурировать многообразные подходы к определению среднего класса;

определить сущность понятия «средний класс» для российского общества;

рассмотреть критерии принадлежности среднего класса;

выявить проблемы становления среднего класса в России;

определить возможность развития среднего класса в России, исходя из выявленных критериев принадлежности и проблем его становления.

В России ни одна социальная категория не привлекала к себе за последние десятилетия столько общественного внимания, сколько средний класс. К нему проявили интерес и социологи, и журналисты, и политики. Сам факт этого интереса, во-первых, несомненен, во-вторых, заслуживает внимания и интереса сам по себе, ведь по поводу самого существования среднего класса или применимости этого понятия к российским социальным реалиям ведутся дискуссии.


1.              Определение понятия «средний класс»

Чтобы раскрыть проблему среднего класса, прежде всего, необходимо внести ясность в его определение. Изрядная доля неразберихи вокруг «среднего класса», который то ли еще не родился, то ли уже погиб, связана с тем, что разные авторы исходят из совершенно различных подходов к определению среднего класса.

Сегодня в обществе и общественных науках одновременно существуют представления о наличии и увеличении среднего класса и о его сокращении или полном отсутствии. Приходится признать одновременно наличие категории населения, к которой извне применяют название «средний класс». Главными конститутивными признаками этой категории оказываются определенные тип и уровень потребления. [5, с.105]

Как определить, что такое «средний класс»? Если мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или, в лучшем случае, в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Первые назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию.

Америку называют обществом среднего класса. Действительно, когда ученые хотят привести пример общества, где наиболее полно реализовались принципы классовой стратификации, обычно вспоминают Соединенные Штаты. Если в Европе к началу ХХ в. еще сохранялись значительные пережитки сословной организации, в разных странах в разной степени, и формирование классов происходило там медленно и противоречиво, то в Америке становление классового общества начиналось как бы с чистого листа. Ведь ее создавали эмигранты из самых разных стран, они могли привезти с собой деньги, домашний скарб, умения и знания, наконец, культурные привычки и традиции, но они никак не могли захватить с собой систему стратификации. Она формировалась заново. [10]

Российский средний класс начал формироваться в 1990-х гг. из возникавшего слоя мелких и средних предпринимателей, а также менеджеров крупных компаний, пришедших в Россию в это время. . [5, с.105]

Под средним классом подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние» - между «верхами» и «низами» - статусные позиции. Как правило, эта часть общества составляет наибольшую по численности социальную группу и выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются функции «стабилизатора» общества и «поставщика» квалифицированной рабочей силы.

В зарубежной и отечественной литературе нет единой точки зрения на то, в каком числе - единственном или во множественном - следует употреблять термин «средний класс». Сторонники множественного числа, считающие более правильным выражение «средние классы» подчеркивают неоднородность его состава, а сторонники единственного числа - социальную и экономическую роль среднего класса как стабилизатора общества. Оба подхода верны, и в зависимости от контекста можно пользоваться обоими выражениями: средний класс и средние классы (средние слои, группы). [10]

Являясь аналитической категорией, средний класс не имеет четкого определения. Естественно, объединяющим фактором всех концепций служит то, что средний класс находится в середине социальной стратификационной лестницы, между богатыми и бедными.

Еще в древние времена такой великий философ как Аристотель в своих работах описывал проблематику среднего класса. При делении общества на богатых, средних и бедных, Аристотель считал, что государству следует опираться именно на средних, ибо они наиболее разумно устраивают свою жизнь, обладая достаточной собственностью. К тому же средний класс имеет более устойчивые моральные нормы, для него не характерны такие пороки, как зависть и алчность, подчас присущие другим стратам. Формирование более многочисленного, по сравнению, как с бедными, так и с богатыми, среднего класса удержит государство в устойчивом равновесии [4, с.77].

Карл Маркс, выделяя класс, прежде всего по отношению к собственности, полагал, что средний класс создаёт буфер между антагонистическими отношениями собственников капитала и пролетариатом. В конце 50-х гг. XIX века Маркс выдвинул гипотезу о постоянном нарастании неравенства между богатыми и бедными в мире. В условиях капитализма богатые становятся богаче, бедные – беднее, следовательно, постепенно исчезает, размывается средний класс, общество распадается на два класса: тонкий слой сверхбогатых и подавляющее большинство бедных и нищих.

Макс Вебер наряду с неравенством ввёл также власть и престиж. Совокупность лиц, сходных по этим параметрам, и составляют класс. Средние классы, по его мнению, находятся между двумя полюсами – «позитивно привилегированным» классом (собственники) и «негативно привилегированным» (без собственности и квалификации, которую можно предложить на рынке). Средние классы «включают все слои, получающие доход, обусловленный их собственностью или качествами, приобретёнными благодаря выучке» [3, с. 143].

Рассмотрим структуру среднего класса с учетом его положения в стратификационной иерархии.

Американским социологом Ллойдом Уорнером в 40-ых годах XX века была предложена следующая теория стратификации для развитых обществ, состоящая из 6 классов:

                  верхний-высший класс – богатейшие люди, большинство аристократического происхождения с соответствующим образом жизни;

                  нижний-высший класс – люди с достатком, возможно, не меньшим, чем у высшего-высшого класса, но не принадлежащие к аристократам, так называемые «новые богатые». Представлен главными управляющими транснациональных корпораций, высшими военными и государственными чинами, успешными поп-звёздами;

                  верхний-средний класс – интеллектуальная элита, мелкая буржуазия, близкая по образу жизни к первым двум стратам: престижные юристы, газетные издатели, врачи, преподаватели университетов;

                  нижний-средний класс – служащие низкого ранга и квалифицированные рабочие, занимающиеся в большей мере умственным трудом: полицейские, банковские кассиры;

                  верхний-низший класс – рабочие, занятые на массовом производстве, по преимуществу физическим трудом: водитель такси, среднеквалифицированный рабочий;

                  нижний-низший класс – лица, зачастую не имеющие никакого образования, занимающиеся неквалифицированным низкооплачиваемым трудом: садовники, домашняя прислуга, дворники.

У. Уотсон дополнил эту модель ещё одной стратой, а именно средним-средним классом, который и является опорой гражданского общества. Это среднеоплачиваемые профессионалы, менеджеры, бизнесмены, учителя (в основе этой типологии лежат критерии: образование, профессия, доход) [6, с. 149-150].

Кроме этой теории предлагались и другие схемы, например: верхний — высший, верхний — низший, верхний — средний, средний — средний, нижний — средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний — средний, средний и нижний — средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс.

Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:

• основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные;

• неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов [7, с. 10].

Таким образом,  определим социальный класс как совокупность людей, обладающих наиболее значительными общими признаками, границы между классами не являются жестко очерченными. Соответственно, средний класс занимает промежуточное положение между рабочим классом и владельцами крупного капитала, способен на достаточно высокий уровень потребления и также обладает достаточно высоким социальным статусом и доходом. Но средний класс гораздо более сложное образование, чем просто экономическая середина иерархической лестницы.

Информация о работе Средний класс – критерии принадлежности и проблемы становления