Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – углубиться в суть социального контроля и девиантного повеления, определить их роль в обществе и взаимосвязь. Выявить влияние на развитие личности человека в современном мире.
Поставленная цель определила следующие задачи:
Рассмотреть сущность социального контроля, его определение как важнейшего средства для обеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов сложившейся в данном обществе культуры;
Познакомиться с различными функциями, формами и механизмами социального контроля, которые он выполняет в обществе;
Исследовать пути влияния общества на формирование личности в рамках общественных норм и установок;
Введение
Глава 1. Понятие социального контроля
1.2 Функции Социального контроля
1.3 Методы социального контроля
1.4 Формы социального контроля
1.5 Социальные нормы
1.6 Санкции
Глава 2. Девиантное поведение
2.1 Теория аномии
2.2 Теория культурного переноса
2.3 Теория конфликта
2.4 Теория стигматизации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Реабилитация
Процесс,
в ходе которого девианты могут подготовиться
к возвращению к нормальной жизни
и правильному исполнению своих
социальных ролей в обществе
1.4 Формы социального контроля.
В социологической
науке известно 4 принципиальные формы
социального контроля:
• внешний контроль;
• внутренний контроль;
• контроль через отождествление с
референтной группой;
• контроль через создание возможностей
добиться социально значимых целей средствами,
наиболее подходящими для данного человека
и одобряемыми обществом (так называемое
"множество возможностей").
Первая форма
контроля - внешний социальный контроль
- это совокупность социальных механизмов,
которые регулируют деятельность индивида.
Внешний контроль может быть формальным
и неформальным. Формальный контроль основан
на инструкциях, предписаниях, нормах
и нормативных актах, а неформальный базируется
на реакциях окружения.
Эта форма наиболее известна и понятна,
но в современных условиях представляется
неэффективной, так как предполагает постоянное
отслеживание действий отдельного человека
или социальной общности, следовательно,
требуется целая армия контролеров, за
которыми тоже кто-то должен следить.
Вторая форма контроля - внутренний
социальный контроль - это осуществляемый
человеком самоконтроль, направленный
на согласование собственного поведения
с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется
не в рамках взаимодействия, а в результате
чувства вины или стыда, которые возникают
при нарушении усвоенных норм. Для успешного
функционирования такой формы контроля
в обществе должна быть устоявшаяся система
норм и ценностей.
Третья форма - контроль через отождествление
с референтной группой - позволяет показать
деятелю возможные и желательные для общества
модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая
свободу выбора деятеля;
Четвертая форма - так называемая "множество
возможностей" - предполагает, что, показав
деятелю разнообразные возможные варианты
достижения цели, общество тем самым оградит
себя от выбора деятелем тех форм, которые
нежелательны для общества.
Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.
Социальные нормы – это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.
Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.
Социальные
нормы – продукт духовной деятельности
общества. Они находятся в постоянном
развитии. Так, многие современные правила
поведения кардинально
Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер.
Можно выделить несколько видов социальных норм:
. Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.
Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.
Например,
обычай требует уважать почтенных
людей, уступать место старым и беспомощным
людям, относиться к людям, занимающим
высокую должность в группе, согласно
этикету и т.д. Таким образом, обычай
— это система признанных группой
ценностей, определенные ситуации, в
которых эти ценности могут иметь
место, и эталоны поведения, соответствующие
этим ценностям. Неуважение обычаев, их
невыполнение подрывают внутреннюю
сплоченность группы, так как данные
ценности имеют для группы определенную
важность. Группа, используя принуждение,
побуждает отдельных своих
В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.
К
обычаям относятся и
Классификация социальных норм
Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.
1.6 Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Существует следующая классификация санкций.
Виды санкций
• Формальные:
- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
Он осуществляется специально созданными для этого субъектами власти или институтами общества. С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуждения и права, формальный контроль оттеснил неформальный на задний план. Для осуществления формального контроля разрабатываются особые своды правил и законов, которые действуют на всей территории страны. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку. Он глобален. Его осуществляют специально обученные люди, так называемые агенты формального контроля. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальные работники, специальные должностные лица церкви и т.д.
Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря милиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Само функционирование государства возможно лишь благодаря наличию формального социального контроля. Наличие формального контроля обеспечивает безопасность граждан государства, гарантирует соблюдение законов, способствует его развитию и процветанию.
Исторически
формальный контроль возник позже неформального
— в период зарождения сложных
обществ и государств, в частности,
древневосточных империй. Сама необходимость
в применении формального социального
контроля возникает только тогда, когда
общество становится очень большим
и начинает включать в себя различные
социальные слои населения. Если в небольшой
общине для контроля над всеми
её членами можно обойтись и осуждением,
то в большом и обширном государстве
практически невозможно уследить за
каждым. Поэтому формальный социальный
контроль и возникает.
• Неформальные:
- негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
- позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
Неформальный
контроль основан на одобрении или
осуждении со стороны группы родственников,
друзей, коллег, знакомых, а также
со стороны общественного мнения,
которое выражается через традиции
и обычаи либо средства массовой информации.
Неформальный контроль над человеком
очень сильно влияет на его характер,
мировоззрение, вкусы и привычки.
Неформальный социальный контроль многие
социологи также называют локальным:
он не может распространиться сразу
на большую группу людей, однако при
этом отлично влияет на каждого отдельного
человека на протяжении всей жизни. В
современном обществе неформальный
контроль действует преимущественно
на уровне первичных групп.
Его инструментами в
основном являются сплетня, насмешка,
бойкот, совет, комплимент и многое другое.
На уровне больших групп сила общественного
мнения слабеет, и неформальный контроль
становится малоэффективным. Существование
неформального социального контроля в
традиционных обществах было возможным
лишь благодаря тому, что социальная регламентация
была неписаной и состояла в представлениях
о должном, передававшихся из уст в уста.
Небольшая сельская община могла контролировать
все аспекты жизни своих членов: выбор
невесты или жениха, методы разрешения
спора и конфликтов, способы ухаживания,
выбор имени новорожденного и многое другое.
Никаких писаных норм не существовало.
В качестве контролера выступало общественное
мнение, чаще всего выражаемое старейшими
членами общины. В единую систему социального
контроля органично вплеталась религия.
Строгое соблюдение ритуалов
и церемоний, связанных с традиционными
праздниками и обрядами (например, бракосочетание,
рождение ребенка, достижение зрелости,
обручение, урожай), воспитывало чувство
уважения к социальным нормам, прививало
глубокое понимание их необходимости.
Сейчас неформальный
контроль могут выполнять также семья,
круг родственников, друзей и знакомые.
Их называют агентами неформального контроля.
Если рассматривать семью как социальный
институт, то следует говорить о важнейшем
институте социального контроля.
Трудно переоценить влияние
неформального социального контроля на
отдельно взятого члена общества. С детства
на нас влияют родители и друзья, формируют
наши представления о добре и зле, о правильном
и неправильном. Пожалуй, неформальный
социальный контроль всё же несколько
важнее формального, потому что как бы
ни изменились законы государства, то,
что вложила в человека семья, останется
в нем на всю его оставшуюся жизнь. Да и
к мнению окружающих человек склонен прислушиваться
чаще, чем к своему собственному.
Информация о работе Современные механизмы социального контроля