Современная семья, ее функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:46, реферат

Краткое описание

Для женщины, на мой взгляд, семья, ребенок – самое главное, смысл жизни и, конечно же, каждая мать хочет дать ребенку все что может и в материальном, и в духовном плане, при этом, не вырастив из него эгоиста. Именно поэтому я, как будущая мама, взяла эту тему. Хочу понимать своего малыша, быть готовой к его правильному воспитанию, знать хоть немного о его духовных потребностях, а не только инстинктивно направлять его по жизни. Таким образом, я извлеку полезные сведения на будущее.

Оглавление

Введение 3
1.Современная семья, ее функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка 4
2.Школа и ее влияние на формирование личности ребенка 8
3.Подросток в семье и школе 12
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

сервисология семья школа.docx

— 40.15 Кб (Скачать)

-ответственность и чувство  внутренней свободы, чувство собственного  достоинства (самоуважение) и уважение  к другим;

-честность и совестливость; готовность к социально необходимому  труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

-наличие твердых, не подлежащих  пересмотру идеалов; доброта и  строгость;

-инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других  людей и требовательность к  себе и другим;

-способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, содействует освоению подрастающим поколением самого сложного – искусства жизненной самоорганизации, которое в свою очередь предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов, выработку оптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Такая школа становится не только образовательным учреждением, но и особым институтом организованной социализации. Такая школа начинает выступать в роли активного субъекта молодежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подросток в  семье и школе

Важным и самым, пожалуй, сложным этапом развития ребенка является подростковый период. В соответствии с современной международной классификацией под термином «подросток» понимается возраст от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья—подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего, самих родителей как субъектов воспитания именно в этот период у человека складывается свой собственный сценарий взаимодействия с собой, с противоположным полом, с близкими людьми, коллективом и, в целом, с окружающим миром. Приобретенные в подростковом возрасте сценарии отвечают за адаптацию взрослого человека в обществе, в жизненных ситуациях и определяют его успешность в личной жизни. Если эти сценарии оказываются неэффективными, то человек «обрастает» комплексами, часто испытывает психологический дискомфорт, стрессы, и на решение жизненных задач ему приходиться тратить намного больше сил, чем человеку, владеющему более эффективными адаптационными сценариями.

Потребность – нужда в чем-либо, возникающая в результате расхождения между существующими запросами и возможностями их удовлетворить. Многие потребности в период взросления возникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат биологические и когнитивные перемены. Так, например, потребность в сексуальном удовлетворении появляется только после развития соответствующих биологических механизмов, а потребность в самореализации и признании в качестве взрослого – только вместе с определенными когнитивными, мотивационными и экономическими.

Проанализируем потребности подростка по иерархической классификации потребностей А. Маслоу, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней.

Эта иерархия выглядит следующим образом:

физиологические потребности

потребность в безопасности

потребность в любви и привязанности

потребность в общественном статусе (уважении)

потребность в самореализации и индивидуальном развитии

Хотя можно использовать и другие категории, предложенная модель позволяет достаточно хорошо классифицировать значительное количество потребностей, характерных для периода взросления. К перечисленным также можно добавить потребность в независимости. В связи с этим описывают потребностную сферу подростков следующим образом:

1.                Физиологические потребности. Среди  них особо выделяются стремления  к физической и сексуальной  активности, а также к высокой  оценке своего физического развития. Они основаны на биологических  механизмах и индуцируются окружающей  средой.

2.                Потребность в безопасности. Многочисленные  биологические и психологические  изменения, последствия которых  с трудом поддаются оценке  в юношеском возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой сильнее, чем у группы взрослых в семье и за ее пределами.

3.                Потребность в независимости. Наступление  зрелости требования со стороны  общества вызывают у молодых  людей сильное стремление к  независимости. Оно еще более  усиливаются благодаря росту  когнитивных способностей, и приходит  в столкновении с родительскими  ограничениями и ожиданиями. На  этом фоне возникает много  семейных конфликтов. Стремление  к независимости обусловливает  противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение  в общественных нормах, правилах  и обычаях

4.                Потребность в привязанности (любви). Отделение от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости, а также новые когнитивные способности часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его – потребность в сексуальной активности, а наряду с этим – в нежности и взаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окружающими широко распространено у подрастающего поколения.

5.                Потребность в успехе (мотивация  достижения). У стремления к успеху  могут быть разные истоки: желание  проверить новые когнитивные  способности, добиться уважения  и высокой социальной оценнки. Попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяется опытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольном возрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе не испытывал жестокого внешнего контроля, место которого заняло собственное стремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достижения может существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.

6.                Потребность в самореализации  и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношеский  период собственной личности  свойственно всем культурам. Оно  часто связано с мотивацией  достижения и перекликается с  потребностью в признании и  принятии как члена общества. В западной культуре здесь  ярко выражен когнитивный акцент. Самореализация и развитие собственного  «Я» означают проявление своих  способностей и их дальнейшее  совершенствование. Эта потребность  в значительной мере коррелирует  с формированием благоприятного  представления о самом себе.

 Значение упомянутых  потребностей и мотивов неодинаково  в разные периоды взросления. В то время как у подростков  сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном  конформизме, это влияние ослабевает  в юности, сменяясь повышенным  стремлением к самореализации  и индивидуальности.

Проявление указанных потребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность в безопасности. Проявляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей, групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевыми стереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются в зависимости от эпохи.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность — умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость — способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Процесс отделения от семьи не у всех происходит одинаково. У девушек он начинается раньше, чем у юношей, но не заходит так далеко, как у последних. Отделение девушек от своих матерей, по-видимому, - особая проблема, остающаяся пока практически неизученной. В различных социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. В рабочих семьях психосоциальная и экономическая самостоятельность тесно взаимосвязаны; в группах с более высоким достатком материальная эмансипация обычно наступает значительно позже психосоциальной и во многом независимо от нее. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей.

Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом.

-созревание когнитивных  и эмоциональных функций может  привести к тому, что молодые  люди используют свои новые  способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий  взрослых. Часто это ведет к  конфликту с родителями, особенно  если в семье господствует  нетерпимый и ограничительный  стиль воспитания.

-в процессе социализации  группа ровесников в значительной  степени замещает родителей. Такое  «обесценивание» последних –  проблема, самостоятельно решаемая  каждой из сторон.

- перенос центра социализации  из семьи в группу ровесников  приводит к ослаблению эмоциональных  связей с родителями и замене  их взаимоотношениями со многими  людьми, меньше влияющими на личность  как целое, но формирующими определенные  формы ее поведения. Особую роль  играют здесь особенности, связанные  с внешним видом и производимым  впечатлением.

-отход от родительского  дома отражается не на всех  формах поведения, взглядах и  установках. Мнение об абсолютном  отрицании в этот период всех  родительских ценностей не соответствует  действительности. Хотя примерно  у половины молодых людей происходят  такие столкновения и родители  как центр ориентации и идентификации  отступают у них на задний  план, это относится лишь к  определенным областям жизни.

- несмотря на уменьшение  влияния семьи в период взросления  она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.

Хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. В разных странах в подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитают обращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу. Старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней.

Отцы имеют преимущество в «информационной сфере», обсуждении политики, спорта. Психологические причины такого предпочтения у подростков — в жесткости и инструментальности мужского характера, затрудняющих взаимопонимание и компромиссы, а также в том, что отцы проводят с подростками значительно меньше времени.

В познавательной сфере младшего подростка происходят следующие изменения: замедляется темп их деятельности, и на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.

Информация о работе Современная семья, ее функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка