Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи. Соответственно цели определены и задачи:
рассмотреть понятие семьи в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;
рассмотреть развитие института семьи на современном этапе;
проанализировать политику государства в отношении семьи.
Введение………………………………………………………………..2
Глава I……………………………………………………………….....5
1) Понятие семьи……………………………………………………..5
2) Функции семьи…………………………………………………......8
3) Структура семьи…………………………………………………11
4) Тип семьи……………………………………………………….....16
Глава II………………………………………………………………..18
5) Положение семьи в современном российском обществе ……18
6) Государственная политика в отношении семьи и брака на современном этапе…………………………………………...……..26
Заключение…………………………………………………………...38
Список использованных источников……………………………...41
Помощь родителям. Дальнейшее развитие должна получить система пособий гражданам, имеющим детей.
Основные направления государственной семейной политики утвержденные недавно Указом Президента России, содержат следующие меры: распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время по месту работы матери; усиление государственного контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случаях безработицы, приема на работу женщин и несовершеннолетних, прекращения трудового договора (контракта), за обеспечением гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего дня, по гибкому графику или на дому;
Государственные гарантии в области социальных выплат, складывающиеся на федеральном уровне, должны подкрепляться и на региональном уровне.
Система денежной и натуральной помощи применительно к местным условиям будет увязана с уровнем рождаемости, размером регионального прожиточного минимума, экономическими возможностями и демографической ситуацией в регионе.
Мы все должны сделать главным критерием нашего развития уровень жизни и защищенность прав детей. Как сегодня живут наши дети, так завтра будем жить мы сами.
Выполнение этой программы – забота не только Президента и
Правительства, – каждого из нас. Только при объединении всех социально–политических сил можно достичь поэтапного выполнения данной программы. В этом мне видится залог развития и процветания российского общества в целом и каждой семьи в отдельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим основные моменты. рассмотренные в работе и сделаем выводы.
Мысли и интересы детей отнюдь не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир - это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросы и интересы детские, их суждения - детские, но они существуют, и рядом с индивидуальными чертами здесь, как увидим, можно подметить и нечто общее. Наблюдения детей касаются не только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, но захватывают область гораздо шире. Им есть дело до того, как живут между собой отец с матерью, какое занимает общественное положение, отец, любимы ли и уважаемы ли родители и прочее. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание...
Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.
Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.
Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.
Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.
Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.
Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 65.
2 Маркс К. Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. \. С. 161-164.
3 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 75.
4 Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976; Ружже Л., Елисеева И.И., Кадибур Т.С. Структура и функции семейных групп. М., 1983.
5 Handbook of Marriage and the Family / Ed. M.Sussman & S.Ste-inmetz. New York, 1987.
6 Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. — 1981. — № 3. — С. 58—68.
7 Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.
8 Медкова М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1. - С. 131.
9 Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2003. - С. 14
10 Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3;
Груко ТА. Родительство
в изменяющихся
11 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. С. 105-108.
12 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. С. 94.
13 Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.
14 Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000. С. 74.
15 Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социол. исслед. 1992. № 2. - С. 135.
16 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 148-149.
17 Лежнина Ю. Семья в ценностных ориентациях //Социс, 2009г. №12
18 В 1996 году президентом России была утверждена программа социального развития «РОССИЯ: Человек, Семья, Общество, Государство».
Информация о работе Современная российская семья (социологический анализ)