Современная российская семья (социологический анализ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи. Соответственно цели определены и задачи:
 рассмотреть понятие семьи в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;
 рассмотреть развитие института семьи на современном этапе;
 проанализировать политику государства в отношении семьи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2
Глава I……………………………………………………………….....5
1) Понятие семьи……………………………………………………..5
2) Функции семьи…………………………………………………......8
3) Структура семьи…………………………………………………11
4) Тип семьи……………………………………………………….....16
Глава II………………………………………………………………..18
5) Положение семьи в современном российском обществе ……18
6) Государственная политика в отношении семьи и брака на современном этапе…………………………………………...……..26
Заключение…………………………………………………………...38
Список использованных источников……………………………...41

Файлы: 1 файл

Современная российская семья социологический анализ2(2).doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Все большее значение социологи придавали и придают  коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи  в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так  как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция  предполагает получение эмоциональной  поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения  предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

 
3) Структура  семьи

Структура семьи включает число, состав, совокупность взаимоотношений между ее членами и социальным окружением. Структурный подход к анализу семьи основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют единое целое - структуру семьи. Реальность структуры семьи другого порядка, чем реальность каждого из ее членов.

Анализировать структуру  семьи необходимо по основным ее параметрам - сплоченности, иерархии, гибкости, внешним и внутренним границам, ролевой функции каждого из ее членов, характеру структурных проблем.

Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Понятие иерархии используют в изучении структуры ролей, правил внутри семьи, а также в определении степени влияния каждого члена семьи на других. Термин «граница» применяют в описании взаимоотношений между семьей и ее социальным окружением (внешняя граница), а также между различными членами семьи (внутренняя граница). Если внешняя граница слишком жесткая, то ограничен обмен информацией между семьей и окружением, наступает застой в системе, если слабая - члены семьи больше связаны с внешней средой, чем между собой. Если внутренние границы между родителями и детьми жесткие, то родители заняты только собой; если слабые, то происходит перераспределение ролей в семье и вмешательство в интимную сферу друг друга. Во внутренних границах существует также понятие «границы поколений», которое раскрывает сущность отношений внутри каждого из поколений семьи. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями между родителями и между детьми, отличаются от правил родительско-детских отношений. Родительские диады показывают более высокую степень сплоченности.

В структуре семьи  можно выделить взаимоотношения: супружеские, родительско-детские, между братьями и сестрами (сибсами), и между родственниками.

Супружеские взаимоотношения - это система чувств, установок, особенностей восприятия партнеров по браку, понимание и принятие ими друг друга.

По мнению Т.М. Мишиной, стиль супружеских взаимоотношений - наиболее содержательная и существенная характеристика совместной жизни супругов. Под стилем она понимает «устойчивую совокупность свойств, присущих данному взаимодействию на протяжении длительного времени, определенную в главных тенденциях и характеристиках деятельности пары как целого».

Характер семейных взаимоотношений  можно определить с помощью циркулярной  модели Олсона, включающей две оси: сплоченность - эмоциональное принятие членами семьи друг друга и гибкость - возможность изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.

Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий. Из них низкий к умеренному и умеренный к высокому - центральные, а очень низкий и чрезмерно высокий - крайние. Каждому уровню сплоченности и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.

Родительско-детские  отношения - это система разнообразных  чувств родителей и детей по отношению  друг к другу, особенностей восприятия, понимания характера личности и  поступков друг друга.

На наш взгляд, динамичность родительско-детских отношений зависит  от возрастных изменений, как ребенка, так и родителей. Возраст - это  фактор, который обусловливает все  отношения личности, в том числе  и отношения к детям.

В соответствии с теорией привязанности, сформулированной Д. Боулби и М. Эйнсворт, важнейшие параметры родительского отношения - это нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Родительско-детские отношения, которые в данной теории называются привязанностью, включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - к защите и безопасности. Первая побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, вторая возвращает его обратно в семью. Умение родителей адекватно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

В структуре родительско-детских  отношений необходимо выделить установку родителей, т.е. систему или совокупность эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятия ими ребенка родителем и способов поведения с ним.

В литературе понятия  «родительские стили» и «стили воспитания»  употребляются синонимично понятию «позиции», хотя для обозначения установок, которые не связаны с конкретным ребенком, а характеризуют отношения к детям вообще, целесообразнее сохранить термин «стили воспитания».

Важно, чтобы в семье  стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

Многие социологи подчеркивают важность эмоциональных отношений  в семье, отмечая, что в психодинамическом  направлении психологии основным предметом  изучения являются аффективные связи  между членами семьи. Акцент при  этом делается либо на родительско-детские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и т.п.)

Х. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития. Травматические виды он характеризует как «тормозящие», вызывающие «заторможенность» высшей степени - синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и чрезмерную мягкость по отношению к детям.

Х.Е. Рихтер в качестве главных объяснительных категорий  при исследовании аффективных взаимоотношений  родителей с детьми использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарциссические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые они приписывают ребенку. С этой точки зрения семейные причины наркотизации связаны преимущественно с нарушением детских ролей.

Конкретной социально-психологической  формой организации жизнедеятельности  семьи является структура ролей  в ней. Под ролью в психологии чаще всего понимается «нормативно  одобренные формы поведения, ожидаемые  от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных межличностных отношений». Кроме поведения, в понятие «роль» включаются также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются от человека или приписываются ему.

Выработка социально-ролевой структуры имеет две основные цели:

Воспитание качеств, необходимых  для жизни в семье, то есть усвоение форм внутрисемейных отношений, норм поведения, значимых для семьи ценностных ориентаций и мотивов деятельности.

Воспитание качеств, необходимых для социализации вне семьи, ориентации индивида на существующие в данном обществе стандарты профессиональной деятельности, нравы и традиции.

Многие исследователи, в частности, представители бихевиорального  направления, оценивают родительское отношение с позиций успешности - неуспешности для развития ребенка.

На наш взгляд, такой  подход акцентирует внешнюю поведенческую  сторону отношений и стимулирует  односторонний взгляд на ответственность  в вопросах детского развития.

К.Г. Юнг говорит о  том, что, как правило, жизнь, которую не удалось прожить родителям, они стараются передать «по наследству» детям и вынуждают детей вступить на путь, который должен компенсировать неисполненные желания родителей, т.е. родители в какой-то степени ищут идеального ребенка для себя. У детей это часто вызывает обратную реакцию

В здоровой семейной структуре  устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических  ролей каждого ее члена, формировании семейного «Мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. Семейное воспитание детей - это результат совместной деятельности родителей и всех взрослых членов семьи. Разумеется, совместное воспитание предполагает различия в воздействии отца и матери.

4) Тип  семьи

Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром  семьи, отвечающим за воспроизводство  новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают  бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи  различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам  жилищных помещений, размеру жилой  площади, по типу поселения, по национальному  составу и т. д.

Тип семьи определяется по следующим признакам:

- социально-классовый  признак (например: семья рабочего, семья представителя бизнеса);

- по типу населения  (городская, сельская);

- по национальному  признаку (однонациональная, многонациональная);

- по времени существования;

- по количеству членов  семьи;

Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья  артистов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

5) Положение  семьи в современном российском  обществе

За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в качестве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей).8 Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской депопуляции.9

Между тем, заслуживает  рассмотрения вопрос о том, какие  представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных стилей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.10

Наиболее подробно понимание  кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И., Медкова В.М. и  др. Краеугольный камень этой позиции  составляет положение о существовании  двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл, - "либерально-прогрессистской", или эволюционной, и "консервативно-кризисной". Смысл первой парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй - в предупреждении возможности исчезновения семейного образа жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Информация о работе Современная российская семья (социологический анализ)