Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи. Соответственно цели определены и задачи:
рассмотреть понятие семьи в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;
рассмотреть развитие института семьи на современном этапе;
проанализировать политику государства в отношении семьи.
Введение………………………………………………………………..2
Глава I……………………………………………………………….....5
1) Понятие семьи……………………………………………………..5
2) Функции семьи…………………………………………………......8
3) Структура семьи…………………………………………………11
4) Тип семьи……………………………………………………….....16
Глава II………………………………………………………………..18
5) Положение семьи в современном российском обществе ……18
6) Государственная политика в отношении семьи и брака на современном этапе…………………………………………...……..26
Заключение…………………………………………………………...38
Список использованных источников……………………………...41
Все большее значение
социологи придавали и придают
коммуникативной функции семьи.
Можно назвать следующие
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная
функция связана с
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
3) Структура
семьи
Структура семьи включает число, состав, совокупность взаимоотношений между ее членами и социальным окружением. Структурный подход к анализу семьи основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют единое целое - структуру семьи. Реальность структуры семьи другого порядка, чем реальность каждого из ее членов.
Анализировать структуру семьи необходимо по основным ее параметрам - сплоченности, иерархии, гибкости, внешним и внутренним границам, ролевой функции каждого из ее членов, характеру структурных проблем.
Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Понятие иерархии используют в изучении структуры ролей, правил внутри семьи, а также в определении степени влияния каждого члена семьи на других. Термин «граница» применяют в описании взаимоотношений между семьей и ее социальным окружением (внешняя граница), а также между различными членами семьи (внутренняя граница). Если внешняя граница слишком жесткая, то ограничен обмен информацией между семьей и окружением, наступает застой в системе, если слабая - члены семьи больше связаны с внешней средой, чем между собой. Если внутренние границы между родителями и детьми жесткие, то родители заняты только собой; если слабые, то происходит перераспределение ролей в семье и вмешательство в интимную сферу друг друга. Во внутренних границах существует также понятие «границы поколений», которое раскрывает сущность отношений внутри каждого из поколений семьи. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями между родителями и между детьми, отличаются от правил родительско-детских отношений. Родительские диады показывают более высокую степень сплоченности.
В структуре семьи можно выделить взаимоотношения: супружеские, родительско-детские, между братьями и сестрами (сибсами), и между родственниками.
Супружеские взаимоотношения - это система чувств, установок, особенностей восприятия партнеров по браку, понимание и принятие ими друг друга.
По мнению Т.М. Мишиной,
стиль супружеских
Характер семейных взаимоотношений можно определить с помощью циркулярной модели Олсона, включающей две оси: сплоченность - эмоциональное принятие членами семьи друг друга и гибкость - возможность изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.
Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий. Из них низкий к умеренному и умеренный к высокому - центральные, а очень низкий и чрезмерно высокий - крайние. Каждому уровню сплоченности и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.
Родительско-детские отношения - это система разнообразных чувств родителей и детей по отношению друг к другу, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.
На наш взгляд, динамичность
родительско-детских отношений
В соответствии с теорией привязанности, сформулированной Д. Боулби и М. Эйнсворт, важнейшие параметры родительского отношения - это нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Родительско-детские отношения, которые в данной теории называются привязанностью, включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - к защите и безопасности. Первая побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, вторая возвращает его обратно в семью. Умение родителей адекватно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.
В структуре родительско-детских отношений необходимо выделить установку родителей, т.е. систему или совокупность эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятия ими ребенка родителем и способов поведения с ним.
В литературе понятия «родительские стили» и «стили воспитания» употребляются синонимично понятию «позиции», хотя для обозначения установок, которые не связаны с конкретным ребенком, а характеризуют отношения к детям вообще, целесообразнее сохранить термин «стили воспитания».
Важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.
Многие социологи подчеркивают важность эмоциональных отношений в семье, отмечая, что в психодинамическом направлении психологии основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на родительско-детские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и т.п.)
Х. Шульц-Хенке выделяет те виды влияния родителей на ребенка, которые могут привести к невротическим нарушениям его развития. Травматические виды он характеризует как «тормозящие», вызывающие «заторможенность» высшей степени - синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и чрезмерную мягкость по отношению к детям.
Х.Е. Рихтер в качестве главных объяснительных категорий при исследовании аффективных взаимоотношений родителей с детьми использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарциссические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые они приписывают ребенку. С этой точки зрения семейные причины наркотизации связаны преимущественно с нарушением детских ролей.
Конкретной социально-
Выработка социально-ролевой структуры имеет две основные цели:
Воспитание качеств, необходимых для жизни в семье, то есть усвоение форм внутрисемейных отношений, норм поведения, значимых для семьи ценностных ориентаций и мотивов деятельности.
Воспитание качеств, необходимых для социализации вне семьи, ориентации индивида на существующие в данном обществе стандарты профессиональной деятельности, нравы и традиции.
Многие исследователи, в частности, представители бихевиорального направления, оценивают родительское отношение с позиций успешности - неуспешности для развития ребенка.
На наш взгляд, такой
подход акцентирует внешнюю
К.Г. Юнг говорит о том, что, как правило, жизнь, которую не удалось прожить родителям, они стараются передать «по наследству» детям и вынуждают детей вступить на путь, который должен компенсировать неисполненные желания родителей, т.е. родители в какой-то степени ищут идеального ребенка для себя. У детей это часто вызывает обратную реакцию
В здоровой семейной структуре
устанавливается подвижное
4) Тип семьи
Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.
Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскую
семью, или семью происхождения,
и прокреационную, или новообразованную
(она создается взрослыми
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.
Тип семьи определяется по следующим признакам:
- социально-классовый признак (например: семья рабочего, семья представителя бизнеса);
- по типу населения (городская, сельская);
- по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);
- по времени существования;
- по количеству членов семьи;
Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья артистов и т.д.
Глава 2
5) Положение
семьи в современном
За последние десять лет и в научной социологической литературе, и в массовой популярной печати термин "кризис семьи" буквально прорвался в употребление и образует своеобразный стереотип восприятия современных семейных проблем. Порой этот термин используется в качестве некоторой аксиомы, используемой для обозначения исходного пункта понимания общей ситуации в данной сфере, и трактуется как кризис социального института, системы ценностей фамилизма (семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие их вступать в брак и заводить детей).8 Сюда добавляются такие негативные явления как подъем уровня разводимости, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В этом кризисе, в частности, видится первопричина российской депопуляции.9
Между тем, заслуживает рассмотрения вопрос о том, какие представления скрываются за этой аксиоматикой. Этот вопрос отнюдь не праздный, он связан с формированием социологического подхода к изучению семьи, выработкой соответствующих исследовательских программ. Современная семья - наиболее приватная сфера социокультурной реальности и здесь, как нигде, проявляются последствия так называемой индивидуализации жизненных стилей, увеличивающейся вариативности ее модели. Все это вряд ли можно оценить с точки зрения какого-то нормативистского масштаба. Наличие же указанных кризисных атрибутов в реальности нуждается в социологическом доказательстве. Существуют исследования, результаты которых делают подобные диагнозы проблематичными.10
Наиболее подробно понимание
кризиса современной семьи
Информация о работе Современная российская семья (социологический анализ)