Состояние и тенденции развития социально-культурной деятельности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы будет рассмотрение основных видов и субъектов социально-культурной деятельности, современное состояние и основные тенденции ее развития.
Объектом для исследования данной работы стала социально-культурная деятельность, существующая в современном российском обществе. Анализу подверглись составляющие ее субъекты как отражающие современные ценности общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности…….5
1.1. Сферы реализации социально-культурной деятельности……………….5
1.2. Понятие и сущность социально-культурной деятельности………..........7
Глава 2. Социально-культурная деятельность в современной России…......13
2.1. Понятие и типология социально-культурных институтов………….......13
2.2. Современное состояние социально-культурной деятельности,
тенденции развития……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 47.13 Кб (Скачать)

Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.

Обращение к организованному досугу современного типа. В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:

- обращение к  продукции экранной культуры - телевидению, кино;

- компьютерные развлечения;

- зарубежный и  внутренний туризм;

- оздоровительные  занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;

- игровая деятельность (многообразные виды игр, включая  азартные);

- посещение ресторанов, развлекательных центров;

- посещение обучающих  центров.

Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п.

Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия – более многообразными.

Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации. Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа.

Процессы межкультурного взаимодействия важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия – это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически – они всегда обретали в российской культуре собственную форму.

Российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением.

Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:

- невысоким уровнем  доходов основной части населения  и относительно высокой стоимостью  досуговых услуг современного  типа;

- многообразием  досуговых потребностей основной  части населения и стремительным  развитием в общественной практике  преимущественно развлекательно-игровых  форм организованного досуга;

- национальными, а  также духовными традициями в  культурно-досуговой сфере и насаждением  чисто потребительских вкусов, стандартов  поведения, распространяемых массовой  культурой постмодерна.

В отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.

 

 

Современной тенденцией в деятельности культурно-досуговых учреждений является и стремление каждого вида учреждений к многофункциональности, к совмещению различных функций, присущих ранее узкопрофильным учреждениям. 
За годы перехода к рыночной экономике в России почти полностью разрушена существовавшая ранее система кинообслуживания населения. В 1991 г. число киноустановок в нашей стране составляло 68,2 тыс. В 2000 г. в России функционировало всего 1320 постоянно действующих кинотеатров. Из них только 170 залов отвечало современным требованиям. 60 из этих залов находятся в Москве. 
Для сравнения проведем такие данные: в США существует около 30 тыс. кинозалов, в Европе - 20 тыс. 
В настоящее время требуется не только модернизация кино оборудования в наших кинотеатрах, но и реорганизация всей системы кинопроката. Необходимо возродить и отечественный кинематограф. 
Появляются в России и культурно-досуговые учреждения нового типа. Так, например, в крупных городах получили развитие национально-культурные досуговые центры. Связано это с большими миграционными процессами, происходящими в нашей стране, и образованием национальных диаспор в местах компактного проживания выходцев из различных регионов. 
Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения. 
Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Можно отметить тот факт, что за последние 20 лет в России резко возросло число театров (1980 г. - 324, 2000 г. - 723). Рост сети происходит в основном «снизу», по инициативе местных органов власти. Как будет развиваться этот процесс дальше, сказать трудно. Многое зависит от наличия материальной и финансовой базы для театрального дела. 
Появились и новые типы учреждений (информационные центры, медиатеки и др.). 
Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). И здесь следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе. И ее внедрение в российскую действительность следует приветствовать. Однако нельзя умолчать о другом. Беря на вооружение зарубежный опыт, мы подчас неоправданно отказываемся от собственных достижений. Так, например, вряд ли оправдан в деятельности сегодняшних российских учреждений культуры перекос в сторону развлекательности. Снижение внимания к просветительской функции приводит к снижению роли культурно-досуговых учреждений в духовном развитии личности. 
Но процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности. 
Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества. 
Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др. 
Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры и др. 
В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений. 
Существуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства. Например, матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ). 
Развивающаяся часть сетей клубных заведений подчинены не государству, а частным лицам. Например, Клуб деловых людей, ночной клуб, казино. 
Одними из самых популярных учреждений досугового типа являются Парки культуры и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п. 

Заключение

 

     Организация деятельность культуры в настоящее время обретает особую актуальность и выходит на первый план, так как одним из важнейших направлений его работы является создание условий для удовлетворения растущих духовно-нравственных потребностей людей, сохранение и передача культурного наследия страны и отдельно взятого района, а также формирование мотивов поведения и содействия становлению и социализации личности человека.

Кроме того, помимо удовлетворения культурных и информационных потребностей населения, учреждение культуры выполняют и ещё одну немаловажную функцию – создают комфортное пространство для проведения досуга людей. А досуг, как известно, важен дл стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления взаимосвязи поколений, удовлетворения потребности личности в удовольствиях, развлечении и отдыхе. И все эти функции вмещает в себя социально-культурная деятельность.

Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях, основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этнических обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, - национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.

 

 

Список литературы

Список используемой литературы:

1. Первушина

2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2004.

3. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социол. исслед. - 2002. - № 7. - С.82-89.

5. Гликман, И.З. Свободное  время и развитие личности / И.З. Гликман // Наука и шк. - 2004.- №5.- С.31-35.

6. Доронкина, Е.Г. Проблема осознания сущности досуга / Е.Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. - М.: МГУК, 1996. - С.5-14.

7. Дуликов, В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. - М.: МГУК, 2003.

8. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 2006.- 110 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной  деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2000.- 164 с.

10. Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др.; Ред. В.И. Григорьев. - Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 2000.- 237 с.

12. Культура и  социум: Матер. Всерос. науч.-практ. конфер. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. - 232 с.

13. Культура на  перепутье: Сборник / Сост.: Б.Ю. Сорочкин, Л.М. Зайцева; Под. общ. ред. Б.Ю. Сорочкина. - М., 1994.- 248 с.

14. Культурно-досуговая  деятельность: Учебник / Под науч. ред. академ. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова - М.: МГУК, 2004. - 461 с.

15. Культурно-досуговая  деятельность и народное творчество: Сб. аналит. и информ. материалов / Отв. за вып. А.В. Каменецкий. - М., 2003.- 63 с.

16. Культурно-досуговая  деятельность: перспективы развития  и проблемы регулирования: Сб. науч. тр. - Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 108 с.

17. Литовкин, Е.В. Социально-культурная  деятельность в контексте современного  исторического знания / Е.В. Литовкин // Вестн. МГУКИ. - 2003. - № 1. - С.86-94.

18. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб: СПб ГУП, 2003. - 204 с.

19. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст./ Ред.- сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 177 с.

20. Стрельцов, Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю.А. Стрельцов// Вестн. МГУКИ. - 2003, № 1. - С.76-85.

21. Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учеб. пособие / В.Я. Суртаев. - СПб., 1992.- 80 с.

22. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 1991.- 14 с.

23. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: Учеб пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. - М.: МГУКИ, 1999.-250 с.

.

                                                                                    

 


Информация о работе Состояние и тенденции развития социально-культурной деятельности в современной России