Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 11:57, курсовая работа
Целью данной работы будет рассмотрение основных видов и субъектов социально-культурной деятельности, современное состояние и основные тенденции ее развития.
Объектом для исследования данной работы стала социально-культурная деятельность, существующая в современном российском обществе. Анализу подверглись составляющие ее субъекты как отражающие современные ценности общества.
Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности…….5
1.1. Сферы реализации социально-культурной деятельности……………….5
1.2. Понятие и сущность социально-культурной деятельности………..........7
Глава 2. Социально-культурная деятельность в современной России…......13
2.1. Понятие и типология социально-культурных институтов………….......13
2.2. Современное состояние социально-культурной деятельности,
тенденции развития……………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………
Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
Обращение к организованному досугу современного типа. В России интенсивно развиваются такие распространенные в развитых странах виды досуга, как:
- обращение к продукции экранной культуры - телевидению, кино;
- компьютерные развлечения;
- зарубежный и внутренний туризм;
- оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;
- игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азартные);
- посещение ресторанов, развлекательных центров;
- посещение обучающих центров.
Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создавались на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и формы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразовывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов, дискотек. Дети и родители в парках получали расширенные возможности отдыха: они могут не только воспользоваться аттракционами или игровыми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, поучаствовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными персонажами и т.п.
Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреждений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия – более многообразными.
Социальные издержки и ценностные противоречия в коммерческих сегментах организации досуга. В обществе создаются условия для свободы художественного творчества, снимаются многие неоправданные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с многообразными увлечениями и интересами людей, искусственные препятствия в процессе получения новой информации. Но доминирование в общественно значимом свободном времени облегченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что население не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многообразный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа.
Процессы межкультурного взаимодействия важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интенсивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваивающего все, что идет к нам с Запада. Россия – это масштабный и исторически сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и собственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически – они всегда обретали в российской культуре собственную форму.
Российская молодежь в наибольшей степени идентифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением.
Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:
- невысоким уровнем
доходов основной части
- многообразием
досуговых потребностей
- национальными, а
также духовными традициями в
культурно-досуговой сфере и
В отечественном пространстве досуговой сферы складываются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населения. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в постоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.
Современной тенденцией
в деятельности культурно-досуговых учреждений
является и стремление каждого вида учреждений
к многофункциональности, к совмещению
различных функций, присущих ранее узкопрофильным
учреждениям.
За годы перехода к рыночной экономике
в России почти полностью разрушена существовавшая
ранее система кинообслуживания населения.
В 1991 г. число киноустановок в нашей стране
составляло 68,2 тыс. В 2000 г. в России функционировало
всего 1320 постоянно действующих кинотеатров.
Из них только 170 залов отвечало современным
требованиям. 60 из этих залов находятся
в Москве.
Для сравнения проведем такие данные:
в США существует около 30 тыс. кинозалов,
в Европе - 20 тыс.
В настоящее время требуется не только
модернизация кино оборудования в наших
кинотеатрах, но и реорганизация всей
системы кинопроката. Необходимо возродить
и отечественный кинематограф.
Появляются в России и культурно-досуговые
учреждения нового типа. Так, например,
в крупных городах получили развитие национально-культурные
досуговые центры. Связано это с большими
миграционными процессами, происходящими
в нашей стране, и образованием национальных
диаспор в местах компактного проживания
выходцев из различных регионов.
Учреждения культурно-досуговой сферы
являются традиционными для российской
действительности. К 1985 году в стране была
создана достаточно развитая сеть учреждений
культурно-просветительного профиля.
За годы перестройки и перехода к рыночным
отношениям эта сеть претерпела серьезные
изменения. Сократилась численность основных
типов учреждений (клубов, библиотек, парков
культуры и отдыха). Изменилась ведомственная
принадлежность значительного числа учреждении.
Так, например, почти полностью сменили
своего владельца бывшие профсоюзные
клубы и библиотеки. Часть этих учреждений
либо прекратила свою существование, либо
перешла в ведение Министерства культуры
Российской Федерации. За этот период
почти полностью разрушена сеть киноустановок
и кинотеатров. Идет медленный и трудный
процесс строительства новой системы
кинообслуживания населения.
Но есть и позитивные тенденции. За эти
годы возросло число музеев и театров
в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения
стали более чутко реагировать на запросы
населения и в меру своих возможностей
удовлетворять их. Можно отметить тот
факт, что за последние 20 лет в России резко
возросло число театров (1980 г. - 324, 2000 г.
- 723). Рост сети происходит в основном «снизу»,
по инициативе местных органов власти.
Как будет развиваться этот процесс дальше,
сказать трудно. Многое зависит от наличия
материальной и финансовой базы для театрального
дела.
Появились и новые типы учреждений (информационные
центры, медиатеки и др.).
Однопрофильные учреждения взяли курс
на многопрофильность и многофункциональность
(наряду с просветительными задачами стало
больше внимания уделяться решению рекреационных
проблем). И здесь следует отметить, что
полифункциональность как тенденция зародилась
на Западе. И ее внедрение в российскую
действительность следует приветствовать.
Однако нельзя умолчать о другом. Беря
на вооружение зарубежный опыт, мы подчас
неоправданно отказываемся от собственных
достижений. Так, например, вряд ли оправдан
в деятельности сегодняшних российских
учреждений культуры перекос в сторону
развлекательности. Снижение внимания
к просветительской функции приводит
к снижению роли культурно-досуговых учреждений
в духовном развитии личности.
Но процесс реорганизации сети учреждений
культурно-досуговой сферы еще не закончился.
Продолжается и поиск ими своей специфики
и своего места в новых условиях российской
действительности.
Одними из самых массовых учреждений культуры
в настоящее время остаются учреждения
клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры).
По своему характеру клубные учреждения
являются многофункциональными комплексными
учреждениями культуры. Их назначение
- предоставлять максимум услуг для различных
категорий населения в сфере досуга и
рекреации, образования и творчества.
Основными направлениями в деятельности
клубных учреждений являются: информационно-просветительная;
художественно-
Наблюдается и другая тенденция. В стране
возникают клубные учреждения нового
типа: центры досуга и творчества, дома
ремесел, национально-культурные центры
и др.
В крупных городах возникают досуговые
центры, организуемые на коммерческой
основе. Речь идет, прежде всего, об элитных
ночных клубах. По характеру своей деятельности
(уклон в развлекательность и недоступность
широким слоям населения из-за дороговизны
оказываемых услуг) досуговые заведения
данного типа пока еще плохо вписываются
в традиционную сеть культурно-досуговых
учреждений.
Существуют ведомственные клубные учреждения,
которые находятся в подчинении различных
ведомств, а не государства. Например,
матросские клубы (Министерство обороны
РФ), Дом учителя (Министерство образования
РФ).
Развивающаяся часть сетей клубных заведений
подчинены не государству, а частным лицам.
Например, Клуб деловых людей, ночной клуб,
казино.
Одними из самых популярных учреждений
досугового типа являются Парки культуры
и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными
многофункциональными учреждениями культуры.
Но, в отличие от клубов, свою деятельность
парки организуют в условиях живой природы
под открытым небом. Специфика парков
позволяет им проводить самые разнообразные
формы работы, удовлетворять потребности
самой разнообразной аудитории: от площадок
для детей и тихих уголков для людей старшего
возраста, до танцевальных залов и самых
разнообразных аттракционов для молодежи
и т.п.
Заключение
Организация деятельность культуры в настоящее время обретает особую актуальность и выходит на первый план, так как одним из важнейших направлений его работы является создание условий для удовлетворения растущих духовно-нравственных потребностей людей, сохранение и передача культурного наследия страны и отдельно взятого района, а также формирование мотивов поведения и содействия становлению и социализации личности человека.
Кроме того, помимо удовлетворения культурных и информационных потребностей населения, учреждение культуры выполняют и ещё одну немаловажную функцию – создают комфортное пространство для проведения досуга людей. А досуг, как известно, важен дл стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления взаимосвязи поколений, удовлетворения потребности личности в удовольствиях, развлечении и отдыхе. И все эти функции вмещает в себя социально-культурная деятельность.
Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях, основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этнических обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, - национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций. В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.
Список литературы
Список используемой литературы:
1. Первушина
2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 2004.
3. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социол. исслед. - 2002. - № 7. - С.82-89.
5. Гликман, И.З. Свободное время и развитие личности / И.З. Гликман // Наука и шк. - 2004.- №5.- С.31-35.
6. Доронкина, Е.Г. Проблема осознания сущности досуга / Е.Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. - М.: МГУК, 1996. - С.5-14.
7. Дуликов, В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. - М.: МГУК, 2003.
8. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 2006.- 110 с.
9. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2000.- 164 с.
10. Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др.; Ред. В.И. Григорьев. - Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 2000.- 237 с.
12. Культура и социум: Матер. Всерос. науч.-практ. конфер. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. - 232 с.
13. Культура на перепутье: Сборник / Сост.: Б.Ю. Сорочкин, Л.М. Зайцева; Под. общ. ред. Б.Ю. Сорочкина. - М., 1994.- 248 с.
14. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академ. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова - М.: МГУК, 2004. - 461 с.
15. Культурно-досуговая
деятельность и народное
16. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. тр. - Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 108 с.
17. Литовкин, Е.В. Социально-культурная
деятельность в контексте
18. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб: СПб ГУП, 2003. - 204 с.
19. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст./ Ред.- сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - 177 с.
20. Стрельцов, Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю.А. Стрельцов// Вестн. МГУКИ. - 2003, № 1. - С.76-85.
21. Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учеб. пособие / В.Я. Суртаев. - СПб., 1992.- 80 с.
22. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 1991.- 14 с.
23. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: Учеб пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. - М.: МГУКИ, 1999.-250 с.
.