Соціологічний аналіз діяльності сект у суспільстві

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Секты имеют так же свою специфику, квалификацию, способы «завлекаловки», а люди столкнувшиеся с ними, попадают туда по особым причинам. Таковыми могут быть моральная раздавленность, потребность в любви и заботе. А секта может дать, хоть и призрачную, но надежду. Но попаданню в секты наиболее подвержены подростки. Это легко объяснить в наше не стабильное время они всё больше не знают куда себя девать, им кажется, что все плохие и не любят их, не уважают, не ценят, наконец, вообще не принимают за людей. Поэтому они идут туда, где им обещают желанную свободу, власть. Но молодое поколение - это наше будущее. Хотя если наше будущее будет зависит от людей со сплошными проблемами, которые не хотят находить их решение и ищут поддержки в сомнительных предприятиях, то развитие остановится. Век прогресса закончится.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Социология религии, как специальная отрасль социологического знания. 5
1.1 Из истории развития и возникновения социологии религии, ведущие деятели данной отрасли науки. ………………………………………………….5
1.2 Основные направления исследований, предмет и место в обществе социологии религии………………………………………………………………7
2. Анализ деятельности сект……………………………………………………14
2.1 Секты, их классификация и деятельность…………………………………14
2.1 Эмпирические данные и их анализ…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая делаю.docx

— 56.70 Кб (Скачать)

Динамику  влияния религии на социальную жизнь  принято описывать, используя два  основных понятия – сакрализация и секуляризация.

  Сакрализация  - процесс широкого вовлечения  в сферу религиозного влияния  и санкционирования различных  социальных институтов, отношений  и форм общественного и индивидуального  сознания.   Сакрализация осуществлялась в рамках непосредственной деятельности и общения на основе введения в социальное взаимодействие обрядов, символов,  определенного типа верований, связанных с признанием священного.

  Секуляризация,  противоположный процесс. Секуляризация  – это процесс, при котором  подвергаются сомнению верования  в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы и институт религии утрачивает свое социальное влияние. Основными социальными факторами секуляризации называют:

  • Развитие науки
  • Развитие государства
  • Развитие капитализма
  • Компромиссы по спорным вопросам религии
  • Утрата общности
  • Другие институты.[1]

Таким образом, можно сказать, что нашему обществу свойствен процесс секуляризации. Религия существует в обществе не просто так, она несет определенные функции, в марксистской литературе выделяют такой ряд функций религии:

  1. Мировоззренческая функция: -миропонимание;

                                                        -мирочувствование

                                                        -оценка мира

                                                        -мироотношения

2) компенсаторная  функция: религия выполняет функцию  компенсатора. Бессилие человека  компенсируется всесилием Бога, неравенство в мире – равенством в «царстве небесном»

3) Коммуникативная:  религия осуществляет общение  людей. Общение происходит в  культовой деятельности

4) Регулятивная  функция: религиозные ценности, идеи, установки, культовая деятельность  выступают в качестве регуляторов  поведения людей.

5) Интегративная  функция: религия выступает как  фактор интеграции общества, группы.

  Функции  религии действуют в комплексе.  Выполняются на уровне общества  и во внерелигиозной сфере.[10]

   Рассмотрение роли и места  религии в обществе неразрывно  связано с ее структурой.     

  Религиозное сознание. Система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержаться в священных текстах и писаниях.

  Религиозная деятельность. Практическая религиозная деятельность включает в себя производственную, социально-политическую, медицинскую, воспитательно-педагогическую, управленческо-административную деятельность. Духовная религиозная деятельность – познавательная, прогностическая,  ценностно-ориентировочная.

  Также  религиозная деятельность делится на культовую и внекультовую. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат.) – система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному. Разновидность культа: религиозные богослужения, обряды, праздники, паломничества, религиозные пляски и др.

  Внекультовая  деятельность включает:

  • Интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений
  • Преподавание
  • Распространение религиозных представлений
  • Организационно-управленческую деятельность.

Религиозные организации упорядочивают религиозную  деятельность и отношения. Различают  четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация и культ.

  Вебер  и Трельч проводили различие  между церквями и сектами. По  их мнению, это два различных  социологических типа, причем совершенно  безразлично, что в реальности  они иногда могут переходить  один в другой.

   Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившеюся религиозную организацию значительных размеров. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей. Родители большинства их приверженцев исповедуют ту же веру.

    Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как , например, поступили кальвинисты. Они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему. Большинство сект почти ил совсем не имеют священнослужителей и подчеркивают равенство своих членов. Большинство людей находящихся в сектах примыкают к ним в зрелом возрасте, стремясь упрочнить свою веру.

  Деноминация промежуточное звено между церковью и сектой. Можно сказать, что это секта, которая уже «утихомирилась».  Секты, если они сохраняют свою целостность по течению некоторого периода времени, неминуемо становятся деноминациями. Деноминации, признаваемые церковью как более или менее законные, существуют рядом с церквями и довольно часто мирно с ними сотрудничают.

  Культы. Одни исследователи относят культы к наиболее свободным и преходящим из всех типов религиозных организаций. По их мнению, главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, одинаковы теории и манеры поведения, не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями. Как и секты, культы часто образуются вокруг лидера-вдохновителя. Другие социологи утверждают, что культ – это крайняя форма секты. Что культ «отрывается» от господствующей Церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов. [1]  Социология религии – наука во многом эмпирическая, основывающаяся на фактах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ деятельности  сект.

2.1 Секты, их классификация  и деятельность.

Секты классифицируются по типам религиозного руководства. При классификации  такого рода можно будет выделить:

1) харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т. п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан; 

2) авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др.;

3) иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты и др.); 

4) теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести свидетелей Иеговы и др. 
 Для большинства сект характерна строгая структурно-организационная и должностная иерархия. Организационные и, естественно, должностные звенья секты обычно строго субординированы: указание вышестоящего лица или органа для нижестоящего является законом, выполнение которого строго обязательно. Рядовым верующим стремятся внушить мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном, например, И. Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим». 

  Секты или сектантские группы существовали еще в отдаленном античном прошлом. Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая. Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им. 
 Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти. Акцент иногда делается на необходимость поиска в себе некой силы и поиска нового смысла жизни. В процесс поиска в себе нового смысла, особенно по отношению к людям, не имеющим этого смысла, возникает заполнение имеющегося в их сознании вакуума информацией, отражающей точку зрения руководителя секты, последний выступает в качестве фальшивого бога. Полное подчинение такому лидеру характерно для тоталитарных сект. 
 На людей, участвующих в сектах, производит особое впечатление появление смысла в их жизни и приобретение ими чувства безопасности. Люди, находящиеся в состоянии кризиса после перенесенных ими психологических травм, пребывающие во власти травматических переживаний, легко вовлекаются членами секты в свои ряды. Ими овладевает желание преодолеть в рамках секты свою душевную боль. В секты также легко попадают недостаточно структурированные личности с лабильной психикой, непривыкшие задавать критических вопросов, легко индоктринирующиеся, зависимые. С этим связано то, что лица, участвующие в деятельности секты, рассматривают ее как средство спасения себя и своей души[11].

      Анализ  активных участников секты показывает, что они находят себя в новой  реальности и приобретают особое чувство безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в  общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

      Гуру  рассматривается членами секты  как божественная фигура сверх-отца или сверх-матери, обладающая непререкаемым  авторитетом. Гуру удовлетворяет различные  стремления членов секты и воспринимается ими как сверх-отец, обладающий сверх возможностями спасения, направления по правильному пути и т.д. Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер, воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели. Таким образом, секта для многих становится видом совершенной семьи. 
 Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению». В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы.

      Руководителей сект нельзя недооценивать в силу их способностей понимать глубинные  психологические механизмы, например, механизм возникновения тревоги, страха, с умением использовать это понимание  в своих целях.

      Термин  секта происходит от латинского secta, переводящегося как школа, учение, партия. В обиходном языке понятие секта со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare — отделять, отрезать. Таким образом, развивалось определение, понимающее под сектой особое религиозное общество, или группу, отделившуюся от традиционной церкви или традиционной религии.

      Исторически под сектой понимались разные движения, кружки и группы людей, догматически или фундаменталистически интерпретирующие определенные разделы Священного Писания, рассматривающие своих основателей как пророков. Например, секта мормонов, или отошедшие от традиционных религиозных обществ группы. В связи с этим современное определение сект расширилось. В секты входят группы, соблюдающие лишь в минимальной степени социальные нормы поведения, находящие убежище в особом мире. Например, психогруппы, различные тоталитарные движения, старающиеся сознательно изолироваться от общества.

      Для сект характерна фиксация на своем  руководителе. Члены секты признают его духовный или религиозный  авторитет. Основатель секты доминирует в superego членов секты и подавляет их идентичность.

      Современная тенденция заключается в образовании  психогрупп, использующих групповые  динамические процессы с применением  собственных коррекционных техник воздействия, изменяющих сознание. Члены  секты убеждены в необычных возможностях психотехник, что приводит к возникновению  у них иррациональных представлений, базирующихся на надежде с помощью  психотехник и психологических  методов расширить тесные границы  человеческих чувств и действий. Эта  уверенность становится для них  новым видом религии.

      Многие  руководители сект представляют свою деятельность как научную, маскируя имеющие место истинные религиозные  механизмы.

            В современной англоязычной литературе термин «секта» часто  заменяется на термин «деструктивный культ». Некоторые авторы, например, Штамм, считают, что более правильным является термин не «деструктивный культ», а «саморазрушающий культ» Встречается  также термин «неорелигиозный культ». Следует отметить, что далеко не все секты используют в работе религиозные представления и  религиозные идеи спасения. Существуют различные экстремистские группы, не преследующие религиозных целей, но пользующиеся близкими по механизму  системами индоктринации своих  членов.

Информация о работе Соціологічний аналіз діяльності сект у суспільстві