Соціологічний аналіз діяльності сект у суспільстві

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Секты имеют так же свою специфику, квалификацию, способы «завлекаловки», а люди столкнувшиеся с ними, попадают туда по особым причинам. Таковыми могут быть моральная раздавленность, потребность в любви и заботе. А секта может дать, хоть и призрачную, но надежду. Но попаданню в секты наиболее подвержены подростки. Это легко объяснить в наше не стабильное время они всё больше не знают куда себя девать, им кажется, что все плохие и не любят их, не уважают, не ценят, наконец, вообще не принимают за людей. Поэтому они идут туда, где им обещают желанную свободу, власть. Но молодое поколение - это наше будущее. Хотя если наше будущее будет зависит от людей со сплошными проблемами, которые не хотят находить их решение и ищут поддержки в сомнительных предприятиях, то развитие остановится. Век прогресса закончится.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Социология религии, как специальная отрасль социологического знания. 5
1.1 Из истории развития и возникновения социологии религии, ведущие деятели данной отрасли науки. ………………………………………………….5
1.2 Основные направления исследований, предмет и место в обществе социологии религии………………………………………………………………7
2. Анализ деятельности сект……………………………………………………14
2.1 Секты, их классификация и деятельность…………………………………14
2.1 Эмпирические данные и их анализ…………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая делаю.docx

— 56.70 Кб (Скачать)

                                                      Міністерство освіти і науки України

                                                              Харьківський  національный університет

                    ім. В.Н.Каразіна

                                    Соціологічний факультет 
 

Курсова робота

З курсу Вступ до соціології

На  тему: «Соціологічний аналіз діяльності сект у суспільстві» 
 
 
 
 
 

                                                                           Виконала: студентка 1-го курсу

                                           Групи СЦ-11

                                                                   Прокоп’єва Анна Сергіївна 
 
 
 

Харків - 2008

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...31. Социология  религии, как специальная отрасль социологического знания. 5

1.1 Из  истории развития и возникновения  социологии религии, ведущие деятели  данной отрасли науки. ………………………………………………….5

1.2 Основные  направления исследований, предмет   и место  в обществе социологии  религии………………………………………………………………7

2. Анализ  деятельности сект……………………………………………………14

2.1 Секты,  их классификация и деятельность…………………………………14

2.1 Эмпирические  данные и их анализ…………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список  литературы………………………………………………………………27 

 

Введение

Мир стоит  на дороге прогресса. Но не успевает развиваться  за ним. Появляются недоработки, которые  некоторые без стыда  используют. Естественно в выгоду для  себя. Явным примером может послужить  секта. Неужели они являются недоработкой церкви?  Но хотелось бы познакомиться  с сектами поближе, разобрать  «по камушку».

     Попадая в секту, человек ей полностью  отдается, забывая обо всем в окружающем мире,  он перестает думать о своих  родных, друзьях. У него новые боги и друзья, новые цели жизни, отличны  от нормальной жизни.

       А секты были и есть, они  действуют в нашем мире, активно  завлекают людей. Их количество все растет, а разнообразие начинает ужасать. Ужасает так же то, что человек не чувствует стабильности, надежности по отношении к себе и идет туда, где его может хоть чуть-чуть поймут, где милые люди раскрадут все по полочкам. Идет, и больше не возвращается.

     А потом с ужасом осознаешь, что  он не первый, не десятый и не сотый, а если все так забудут об окружающих, о родных, если все скажут о том, что скоро прейдет Бог и  надо ждать конца света и можно  ничего не делать? Что будет с  миром? Именно поэтому я считаю эту  тему актуальной и важной и решила рассматривать ее проблемы.

     Взявшись  изучать эту тему, я взяла себе за цель рассмотреть деятельность сект, их классификацию и возможно ли влияние на людей с их стороны. Объектом моего исследования стали секты, предметом их деятельность. Задачей моего исследования – изучение деятельности сект, их взаимодействие с окружающим миром, цели которые преследуют секты, начиная их деятельность, влияют  ли они на человека и если да, то как и возможно ли «вылечить» человека от сект.

     Секты имеют так же свою специфику, квалификацию, способы «завлекаловки», а люди столкнувшиеся с ними, попадают туда по особым причинам. Таковыми могут быть моральная раздавленность, потребность в любви и заботе. А секта может дать, хоть и призрачную, но надежду. Но попаданню в секты наиболее подвержены подростки. Это легко объяснить в наше не стабильное время они всё больше не знают куда себя девать, им кажется, что все плохие и не любят их, не уважают, не ценят, наконец, вообще не принимают за людей. Поэтому они идут туда, где им обещают желанную свободу, власть.  Но молодое поколение - это наше будущее. Хотя если наше будущее будет зависит от людей со сплошными проблемами, которые не хотят находить их решение и ищут поддержки в сомнительных предприятиях, то развитие остановится. Век прогресса закончится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социология  религии, как специальная отрасль социологического знания.

1.1 Из истории развития и возникновения социологии религии, ведущие деятели данной отрасли науки.

  Разные  социологи занимались проблемой  изучение религии, но ведущее  место необходимо отдать самым  знаменитым социологам.

  Закон трех стадий истории О.Конта:

  Одна  из первых серьезных попыток  создания социологии религии  как самостоятельной научной  дисциплины принадлежала О.Конту  (1798-1857). В процессе его исследований  общественной жизни встал вопрос  о том, что лежит в основе  социального порядка и какова  в этом роль религии. Ответ  был выдвинут в «законе трех  стадий истории»

1-я стадия - религиозная, «теологическое состояние», когда в человеческом обществе и сознании господствуют не имеющие доказательств функции, выдумки, субъективный произвол;

2-я стадия  – философская, «метафизическое  состояние», когда господствуют  абстракции, чисто умозрительные,  спекулятивные построения принимаются  за реальность;

3-я  стадия – позитивная, когда с  помощью науки достигается точная  оценка существующего положения  вещей.

  Теологическое  состояние, т.е. вера в Бога  или в богов, по мнению Конта,  обуславливает военно-авторитарные  режимы и таким образом обеспечивает  «гармонизацию» противоречивых  интересов, препятствуя распаду  социальной системы, поддерживает  порядок в обществе.

  О.Конт  признавал неизбежный конфликт  между религией и наукой и  предсказывал уже в недалеком  будущем победу науки над религией. [15]

  Принцип социальной непрерывности. Г.Спенсер:

Г.Спенсер (1820-1903) считал религию попыткой постижения непознанного. Спенсер выдвинул положение  о том, что возникновение религии  связано с чувством страха перед  умершими предками и что культ  предков лежит в основе всех религий.

  В  религии Спенсер видел принцип  социальной непрерывности. По  мнению Спенсера, религия

- усиливает  семейные связи;

- служит  основой управления поведения  людей;

- усиливает  национальное единство, которое  первоначально мыслится как религиозное;

- оправдывает  институт собственности.

  По  мнению Спенсера в обществе  всегда должно быть место для  «какой-нибудь религии». [15]

Религия как социальный феномен. К.Маркс.

К.Маркс  показал, по сути, впервые, что религия  есть социальный феномен по самой  своей природе. Она выполняет  реальные функции в жизни общества, отвечает вполне определенным потребностям. Религия по Марксу, есть идеология, ее самая ранняя, исторически первая форма. Ее социальная функция – идеологическая.

Религия как фактор интеграции общества. Э.Дюркгейм

С точки  зрения Э.Дюркгейма религия отвечает важной социальной потребности: обеспечивать солидарность в обществе, его целостность. Источник религии – само общество, сам социальный способ существования  людей.

Функции религии. Б.Малиновский

Б.Малиновский  выделил основные функции религии:

  • Восстановление единства группы в кризисных ситуациях
  • Смыслополагающая
  • Посвящение индивида в полноправные члены общества посредствам инициации
  • Создание чувства психологического комфорта и безопасности.

Религия и теория солидарности. П.А.Сорокин

П.А.Сорокин  относит религиозные группы к  одним из наиболее важных современных  социальных группировок. По его мнению, религиозная группа оказывала и  оказывает большое влияние на поведение верующего.[15]

1.2 Основные направления исследований, предмет и место в обществе социологии религии.

Социология  религии изучает  социальную детерминиванность религии; социологические закономерности возникновения, развития; социологическую структуру и взаимодействие; место и роль в общественной системе жизни. Социология определяет религию как мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые обусловлены верой в существование сверхъестественного.

  Марксистская социология раскрывает социологические закономерности генезиса религии. Социология религии изучает не только ее место и роль в обществе, но и возникновение самой религии.

Религия явление историческое. С переходом  от одной общественной формации к  другой меняется механизм воспроизводства  религии.

Уровни  знания в социологии религии:

1)Система  фундаментальных положений, раскрывающих  сущность религии, ее социальные  корни.

2) Структура  религии, функции религии, уровни  религиозного знания, культ, религиозные  объединения, религиозные группы, секты, церковь 

3) Совокупность  операционально интерпретируемых  понятий и эмпирических обобщений  (пример: религиозность)

Рассматривая  структурные элементы религии социология религии анализирует религиозное  сознание: массовое, групповое, индивидуальное.

 Место, функции и роль религии в обществе:

  1. Место религиозного сознания, религиозной идеологии о системе общественного сознания
  2. Место религиозной деятельности и религиозных отношений, прежде всего культовой деятельности и культовых отношений в системе социальной деятельности и отношений.
  3. Место религиозных групп, общностей, организаций среди других.

Научной типологией религии является марксистская типология разработанная Ф.Энгельсом. Он выделял родоплеменные религии, национальные и мировые. [10]

Так же существует типология религий:

  1. Родоплеменные религии (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия) Сложилась в условиях первобытнообщинного строя, для него характерен культ предков и кровнородственные связи.
  2. Народно-национальные религии (конфуцианство, индуизм, иудаизм, синтоизм и др.) Складывались и функционировали в период становления и развития классового общества. Носители такого типа религий – в основном представители данного этноса и им свойственна ритуализация обыденного поведения людей и специфическая обрядность.
  3. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) Эти религии появлялись в эпохи великих социально-исторических поворотов. Им свойственна сильная пропагандистская активность, проповедуют межэтнический характер и обращены к различным социально-демографическим группам. В мировых религиях провозглашается идея социального равенства людей, отброшена обрядность.[1]

Можно говорить о следующих  положениях религии  в обществе:

  1. Сакрализация общественных идей и норм, отношений групп, институтов. Религиозное сознание доминирует. Религиозные группы совпадают с этническими общностями. Религиозная деятельность непременное звено в общей социальной деятельности. Религиозные отношения «налагаются»  на другие социальные связи. Социальные институты соединяют в себе религиозную власть и светскую.
  2. Светское сознание существует на ряду с  религиозным. Может испытывать влияние религии, а может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хоть и считается обязанностью, но постепенно привязывается к определенным  условиям места и времени. Появляются тенденции снятия с социальных связей «печати» религиозных отношений. Идет процесс дифференциации религиозной общности и этнической.
  3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Религиозная деятельность и отношения становятся частными видами деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей  и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.
  4. Общество, в котором религия вообще не имеет места.[10]

Информация о работе Соціологічний аналіз діяльності сект у суспільстві