Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:57, реферат
В работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.
Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономической теории и регионального развития
Реферат по социологии
на тему: «Социология СМИ»
Введение
Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, интернет, пейджеры, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; “производители” и «потребители» информации постоянно меняются местами — монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом... Современные исследователи, классифицируя прессу, предлагают в том числе альтернативные, контраверсийные пары социо-культурных моделей журналистики нашего времени, соответствующие основным культурным общностям и позволяющие рассмотреть сложные проявления этого вида деятельности в их органической целостности: глобальная — региональная, официальная — неформальная, континентальная — островная, качественная — бульварная, демократическая — тоталитарная, печатная — аудиовизуальная. Думается, это продуктивный путь описания новых тенденций в журналистике, позволяющий представить современную типологическую систему прессы.
Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.
Не раз приходилось слышать мнение, что оформление издания – дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. Опасность эта реальна: аудитория обладает известной консервативностью. И между тем аргументы в пользу постоянного обновления, на мой взгляд, неоспоримы.
В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике.
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.
Отечественная теория газетного оформления сложилась, по сути, лишь в семидесятых годах XX в., и ее становление во многом обязано “московской школе”, представленной прежде всего такими именами, как С. Гуревич, А. Киселев, О. Цыганов, С. Галкин, Е. Фастовец, И. Табашников, В. Бакшин. Именно они в статьях, монографиях, диссертациях, опираясь на работы российских и зарубежных исследователей газетного дизайна — С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, М. Щелкунова, В, Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цып-ленкова, А. Хатта, Д. Георгиева, пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий
Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей теории массовой коммуникации, теории и практики журналистики, рекламы, маркетинга; автор основывался на общенаучных принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа.
Понятие СМИ
Для того чтобы приступить
к рассмотрению роли СМИ в
общественной жизни, влияния
История и понятие СМИ
Сегодня человечество
живет в век высоких
Человек каждый день
получает массу новой
Согласно Федеральному закону "О средствах массовой информации", массовая информация - это "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы". Другими словами - это любая информация, к которой можно свободно получить доступ на территории государства, установившего этот закон. Но, к примеру, книга, разговор на кухне, или запись детского утренника не являются таковой. В чем же разница? Согласно этому же закону, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что Средcтва массовой информации (сокращённо СМИ, также могут быть определены как Масс-медиа) - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:
-Массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);
-Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
-Принудительность: один источник сигнала предполагает наличие большой аудитории.
Естественно, законодательно
существуют различные формы
Все это оговаривается в законе и соответствующих подзаконных актах.
Другими словами, в
вещании СМИ разрешено все,
что не запрещено. Но для
того чтобы получить статус
СМИ, информационное
Россия тоже стремилась
не отставать, а в чем-то
даже и подражать западным
соседям. Первая российская
Появившаяся в 2 января
1703 года газета "Ведомости" ("Ведомости
о военных и иных делах,
И все-таки журналистика,
как и все западное в то
время в России, возникла не
естественным путем как
Как результат, вследствие
создания газет появились
Русское телеграфное
агентство, получившие
Все российские агентства
были частными предприятиями
и принадлежали крупным
В 70-80-годы 19 века в
прессу приходят люди далекие
от журналистики в частности
и от литературы вообще - купцы,
банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты
пестрят сплетнями и
В конце 19 века в
России были уже и массовые,
и общественно-политические, информационные
и специализированные издания.
Большинство ежедневных газет
старались максимально
"В то время частные
объявления, реклама и справки
становятся обычным делом в
газетах и приносят им
Постепенно изменилось
и содержание газетных полос,
более политизировалось, так как
внутренняя и внешняя политика
стали главным содержанием
7 сентября 1918 года было
образовано Российское