Социология СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:57, реферат

Краткое описание

В работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.
Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.

Файлы: 1 файл

социология СМИ-РЕФЕРАТ.docx

— 46.05 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономической теории и  регионального развития

 

 

 

Реферат по социологии

на тему: «Социология СМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

Введение

 

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия  необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, интернет, пейджеры, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; “производители” и «потребители» информации постоянно меняются местами — монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом... Современные исследователи, классифицируя прессу, предлагают в том числе альтернативные, контраверсийные пары социо-культурных моделей журналистики нашего времени, соответствующие основным культурным общностям и позволяющие рассмотреть сложные проявления этого вида деятельности в их органической целостности: глобальная — региональная, официальная — неформальная, континентальная — островная, качественная — бульварная, демократическая — тоталитарная, печатная — аудиовизуальная. Думается, это продуктивный путь описания новых тенденций в журналистике, позволяющий представить современную типологическую систему прессы.

   Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

       Не раз приходилось слышать мнение, что   оформление  издания – дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. Опасность эта реальна: аудитория обладает известной консервативностью. И между тем аргументы в пользу постоянного обновления, на мой взгляд, неоспоримы.

В первую очередь обновляться  надо потому, что жизнь не стоит  на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а  значит содержательное наполнение газет  подвержено динамике.

   Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

   Отечественная теория газетного оформления сложилась, по сути, лишь в семидесятых годах XX в., и ее становление во многом обязано “московской школе”, представленной прежде всего такими именами, как С. Гуревич, А. Киселев, О. Цыганов, С. Галкин, Е. Фастовец, И. Табашников, В. Бакшин. Именно они в статьях, монографиях, диссертациях, опираясь на работы российских и зарубежных исследователей газетного дизайна — С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, М. Щелкунова, В, Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цып-ленкова, А. Хатта, Д. Георгиева, пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий

Таким образом, теоретическую  и методологическую базу исследования составили труды отечественных  и зарубежных исследователей теории массовой коммуникации, теории и практики журналистики, рекламы, маркетинга; автор  основывался на общенаучных принципах  объективности, системности, историзма  и соответствующих им методах  анализа.

  

 

 

Понятие СМИ

 

 Для того чтобы приступить  к рассмотрению роли СМИ в  общественной жизни, влияния СМИ  на общественную жизнь, стоит  ознакомиться непосредственно с  самим понятием СМИ. Что это  за явление, с которым сталкивается  каждый день каждый человек…

 

 История и понятие СМИ

 Сегодня человечество  живет в век высоких информационных  технологий, благодаря чему информационная  образованность и осведомленность  общества становится повседневной, почти обыденной.

 Человек каждый день  получает массу новой информации, порой даже не задумываясь  о ее источнике - телевидение,  радио, печатная продукция, реклама,  интернет - все это источник той  или иной информации, которая  ежедневно оказывает влияние  на выбор человека - начиная от  того, какой йогурт он съест  на завтрак, заканчивая выбором  главы государства.

 Согласно Федеральному  закону "О средствах массовой информации", массовая информация - это "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы". Другими словами - это любая информация, к которой можно свободно получить доступ на территории государства, установившего этот закон. Но, к примеру, книга, разговор на кухне, или запись детского утренника не являются таковой. В чем же разница? Согласно этому же закону, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что Средcтва массовой информации (сокращённо СМИ, также могут быть определены как Масс-медиа) - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:

 -Массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);

 -Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

 -Принудительность: один источник сигнала предполагает наличие большой аудитории.

 Естественно, законодательно  существуют различные формы ограничения  в использовании СМИ, недопустимости  злоупотребления в использовании  СМИ, например, не допускается  использование средств массовой  информации в целях совершения  уголовно наказуемых деяний, для  разглашения сведений, составляющих  государственную или иную специально  охраняемую законом тайну, для  распространения материалов, содержащих  публичные призывы к осуществлению  террористической деятельности  или публично оправдывающих терроризм,  других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих  порнографию, культ насилия и  жестокости.

 Все это оговаривается  в законе и соответствующих  подзаконных актах.

 Другими словами, в  вещании СМИ разрешено все,  что не запрещено. Но для  того чтобы получить статус  СМИ, информационное издательство  проходит проверку, получает лицензию  и т.п. Стать источником массовой  информации не так просто. За  относительно еще недолгой историей  телевидения, долгое время основным  СМИ была печатная продукция.  Можно сказать, что история  СМИ началась с первого печатного  информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг  запустил свой печатный станок. Первым изданием были религиозные  и церковные книги. Но одновременно  с ними стали появляться рукописные  торговые листки, а затем печатные  бюллетени, содержавшие вначале  коммерческую информацию или  объявления. Довольно быстро в  Европе появились прообразы бюро  новостей. Эти бюро поставили  на поток распространение печатной  продукции рекламного характера.  Владельцами таких бюро становятся  хозяева типографий, предприимчивые  почтмейстеры крупных конно-почтовых  станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверную, но самую разнообразную информацию: об урожае, о ценах на товары, о погоде, о моде, о безопасности на дорогах, о ходе военных действий и много другой разнообразной информации. В торговых портах, на рынках, почтовых станциях аккумулировалась информация, там был источник новостей, там была жизнь.

 Россия тоже стремилась  не отставать, а в чем-то  даже и подражать западным  соседям. Первая российская газета "Куранты" (второе название "Вестовые  письма") появилась в 1621 году. Но  она была рукописной, а кроме  того, это была "газета наоборот", поскольку не предназначалась  для широкого читателя. Да образованный  круг читателей в России того  времени был очень узок. Источником  информации для "Курантов" служили  доклады послов, торговых и прочих  деловых людей, а также специально  направленных за границу "дозорных  людей" - своего рода спецкоров,  задачей которых было узнавать  о военных и мирных событиях  в Европе. Первыми специальными  корреспондентами в истории российских  СМИ были Кузьма Симонов, Василий  Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон. [2]

 Появившаяся в 2 января 1703 года газета "Ведомости" ("Ведомости  о военных и иных делах, достойных  знания и памяти, случившихся  в Московском государстве и  в иных окрестных странах") являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла  в свет согласно указу Петра  I, существенно отличал ее от  зарубежных СМИ, которые возникали  по частной инициативе и служили  не государственным, а в основном  торгово-коммерческим частным целям.  Первым русским репортером принято  считать Якова Синявина. Синявин начал работать в "Ведомостях" в 1719 году, и сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие репортажи из провинции. Также интересен тот факт, что первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор "Истории государства российского", исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.

 И все-таки журналистика, как и все западное в то  время в России, возникла не  естественным путем как осознанная  необходимость, а "сверху" как  элемент государственной политики. И предназначалась эта новая  отрасль поначалу лишь для  пропаганды и разъяснения реформ  государя. Государственные институты,  созданные Петром, и феодальное  общество России на тот момент  времени только-только созданные  еще не нуждались в регулярном  обмене информацией через газеты. Им вполне хватало деловой  переписки. Не было потребности  и в научных журналах, которые  к тому времени уже существовали  в Великобритании и Франции,  потому как образованность в  России среди основной части  населения была практически нулевой.  Можно сказать, что полноценные  средства массовой информации  начали появляться в России  только в начале 18 века. Первое  время они были малозаметны  и маловлиятельны, но постепенно  набрали силу и стали играть  заметную роль в жизни страны  и общества. Около полувека государство  при посредничестве Академии  Наук держало монополию на  газеты и лишь к концу 50-х  годов 18 века появилось первое  частное издание.

 Как результат, вследствие  создания газет появились информационные  агентства печати. Первые агентства  возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать  француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под "Телеграфное бюро Вольфа".

 Русское телеграфное  агентство, получившие название  из-за распространения телеграфа  (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило  разрешение иметь свои бюро  в разных городах, издавать  свои бюллетени телеграмм и  продавать их.

 Все российские агентства  были частными предприятиями  и принадлежали крупным издателям  - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Их телеграфные агентства снабжали полученной информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы.

 В 70-80-годы 19 века в  прессу приходят люди далекие  от журналистики в частности  и от литературы вообще - купцы,  банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты  пестрят сплетнями и пересудами, многие печатают частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую  рекламу. Большинство материалов  публиковалось без подписи, а  целый ряд новостей начинался  словами "по слухам".

 В конце 19 века в  России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные  и специализированные издания.  Большинство ежедневных газет  старались максимально возможно  достоверно информировать читателей  о событиях внутренней и международной  жизни.

"В то время частные  объявления, реклама и справки  становятся обычным делом в  газетах и приносят им значительные  доходы. Большинство коммерческих  изданий ведут активную конкурентную  борьбу за читателя, всячески  стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми  услугами подписчикам, премиями  в виде книг. Читатель, еще неискушенный, неопытный и наивный поглощал  все с необычайным интересом. "Российские издательства не  стояли на месте и заимствовали  приемы западных коллег. В частности,  популярны становится публикация  криминальных материалов и судебных  очерков, в газетах появляются  сенсации и необычные репортажи,  так называемые "материалы человеческого  интереса". Особое место занимают  фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными  жанрами газет и журналов.

 Постепенно изменилось  и содержание газетных полос,  более политизировалось, так как  внутренняя и внешняя политика  стали главным содержанием ежедневной  печати. Изменился стиль изложения  материала, верста газет, изменился формат газеты.

7 сентября 1918 года было  образовано Российское телеграфное  агентство (РОСТА), которое являлось  центральным информационным органом  Советского государства. РОСТА  было создано путем присоединения  Бюро печати при ВЦИК и Петроградского  телеграфного агентства. В РОСТА  влились все существующие на  тот момент советские информационные  агентства. Основной задачей РОСТА  было обеспечение партийных и  советских органов, а также  печати оперативной внутренней  информацией, прежде всего о  событиях на фронтах гражданской  войны.

Информация о работе Социология СМИ