Социология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации; социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………….3
I. Сущность, структура и функции семьи………………………………..….…..4
II. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи………….…………7
III. Роль отца и матери в семье……………………………………………..…….9
IV. Социальная поддержка семей………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..…….21

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 48.06 Кб (Скачать)

Некоторые отцы вообще всё  сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять  воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое  значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру  и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к  людям, ибо мать обладает особым эмоциональным  влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое  смотрится ребёнок. Может ли она  воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в  грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в  доме. Она моет, стирает, готовит  еду и многое другое. Социологами  подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий  день-на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что в семье  нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

 

IV. Социальная  поддержка семей

Семейная политика имеет  свою цель укрепление семьи как социального института. Эта цель носит фундаментальный, долговременный характер.

Однако возродить и  укрепить семью как социальный институт возможно, лишь помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, оказывая им поддержку в их усилиях  справиться с неизбежно возникающими в их жизни проблемными ситуациями.

Эта сторона деятельности общества, государства описывается  понятиями «социальная поддержка семей», «социальная работа с семьями».

Социальная поддержка  семей - это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.

Социальная же работа с  семьями - это деятельность, которая реализует эту социальную поддержку.

На всем протяжении своей  жизни семья может столкнуться  и неизбежно сталкивается с самыми разнообразными проблемами, может оказаться  и неизбежно оказывается в  тех или иных ситуациях, порождающих  напряжения, стрессы и оказывающих  то или иное, положительное или  отрицательное воздействие на семью  и на ее судьбу.

Эти проблемы и кризисы  имеют различную природу и  происхождение.

Часть из них связана с  прохождением семьи через различные  стадии жизненного цикла, с теми обычными, естественными событиями, которые  происходят в семьях и которые  отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «нормальное», «естественное» событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменения в семье или ее структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что эти нормативные кризисы  жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры - как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти, структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой (родственниками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и т.д.). В эти моменты семья как бы утрачивает адекватность и оказывается перед необходимостью новой самоидентификации себя как целостности, смены старой модели семейной организации на новую. Причем «новое равновесие должно установиться в семье в пределах ее возможностей».

Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье, порождаются не ее собственным  развитием, а или случайными по отношению  к нему семейными событиями типа болезни, преждевременной смерти, длительной разлуки, развода, потери работы, тюремного  заключения, которые могут произойти  в семье, или «внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать» (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, безработица, военные действия и т.д. и т.п.).

Однако многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей  целостности.

С точки зрения способности  семьи решить возникающие перед  ней нормативные и ненормативные  кризисы все семьи могут быть разделены на три группы:

 - семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

- семьи, в которых основная  масса усилий направлена на  поддержание согласия и единства  перед внешним миром и в  которых поэтому исключены любые  индивидуальные разногласия, а  упомянутое единство достигается  как подчинение воли и желаний  всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.);

- семьи, в которых взаимодействия  хаотичны и основаны на беспрерывных  спорах и конфликтах, ведущих  к кризису, и в которых прошлый  опыт не служит ориентиром  для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами  социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень  нуждаемости их в социальной поддержке  различна, как различно и конкретное содержание ее, те виды помощи, в которых  нуждаются или могут нуждаться  семьи, относящиеся к каждому  из указанных типов. Семьи пер-вого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных (хотя и не вытекающих из внутреннего саморазвития семьи) ситуаций, таких, как «несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами». Более того, внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступать даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.

Семьи второго типа, может  быть, в большей степени нуждаются  в социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.д.

Семьи третьего типа, имеющие  хаотическую структуру внутреннего  и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени  обладают собственным потенциалом  разрешения кризисных ситуаций. Поэтому  они в наибольшей степени нуждаются  в социальной поддержке.

В целом можно утверждать, что объектами социальной поддержки  должны являться отнюдь не все и  не любые семьи, а лишь те, которые  действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии  самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными  ситуациями, или справляются с  ними лишь с большим и чрезмерным напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается  как на семье, так и на отдельных ее членах.

Социальная поддержка  должна быть направлена не на некую  реально не существующую «среднюю семью», относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределенные предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определенной стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы.

Следовательно, социальная поддержка - это всегда работа с раз-личными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности.

Отсюда вытекает важнейшая  задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии семей, или, проще говоря, четкого определения  того, какие именно семьи и с  какими именно конкретными потребностями  и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и  государства.

Надо также иметь в  виду, что любые проблемы, с которыми может столкнуться семья, как  нормативные, так и ненормативные, могут совершенно по-разному осознаваться семьей и отдельными ее членами. Семья  может иметь четкое представление  о своих потребностях и даже «озвучивать» их. Но эти потребности могут существовать и в латентной, скрытой форме как некое недифференцированное состояние общей тревоги и напряженности, источник которых не вполне ясен. Итак, семья может иметь выявленную и сформировавшуюся потребность в обращении к внешней поддержке для разрешения как нормативных, так и ненормативных кризисов, но эта потребность может быть и не выявлена и даже не сформирована.

В нашей стране традиционно  сложилось так, что основным видом  экономической поддержки семей  были разного рода денежные выплаты  и льготы, с помощью которых  государство пыталось помочь семье  решить ее проблемы.

В такой ситуации трудно рассчитывать на то, что цели социальной поддержки будут достигнуты, ибо, как справедливо говорится в  одной работе, посвященной молодой  семье и ее проблемам, «нуждающихся много - денег же мало, более того, материальная помощь не может решить все проблемы».

Однако финансовая или  любая иная материальная помощь мало-имущим семьям - это не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) поддержки семей.

Главное - это меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, на расширение ее собственных, внутренних возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода.

Важной составной частью социальной поддержки является и  работа с семьями, имеющими специфические  проблемы, такими, как семьи, имеющие  детей-инвалидов, неполные семьи, девиантные семьи и пр. В настоящее время в мире существует огромное количество литературы по теории и практике работы с такого рода семьями.

Деятельность, которая реализует  социальную поддержку семей, называется социальной работой с семьями, или  семейной социальной работой.

Традиционная концепция  социальной работы определяет ее цель как «регуляцию правовых, экономических, социальных отношений человека с обществом, в оказании ему помощи в определении личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем». Хотя в этом определении явно просматривается индивидуальный, личностный крен, оно может быть применено и к традиционному пониманию социальной работы с семьями. С этой точки зрения основными функциями социальных работников являются определение проблемы, оказание помощи, поддержки, осуществление коррекции, реабилитации для всех, кто в этом нуждается, или, иными словами, индивидуальная работа с отдельным человеком или отдельной семьей. Это - функция семейной терапии и отчасти семейной профилактики.

Практика подобного рода деятельности в нашей стране практически  отсутствует, как отсутствует и  детально разработанная ее теоретическая  концепция, А между тем актуальность и практической деятельности по налаживанию социальной работы с семьями в описанном выше смысле и научных разработок ее теоретических проблем постоянно возрастает. Особенно в свете новой Конституции Российской Федерации, которая усиливает роль региональных и муниципальных органов власти и местного самоуправления в проведении социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В этой связи очень важны  роли отца и матери в семье, а в  частности воспитательная функция  семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким  будет общество, в котором будут  жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра  и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение  в семье. Ведь общение является одним  из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому  в семейном общении очень важны  нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

Информация о работе Социология семьи