Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:04, контрольная работа
«Источником» называют место в земле, откуда берет начало река. В области права это слово тоже близко к понятию рождения, истоков, однако сегодня оно используется в двух различных смыслах, которые не следует смешивать. В первом значении слова, которое мы называем «историческим» или «документальным», под источником понимают любые данные, позволяющие нам ознакомиться с правом. Начиная с определенного уровня развития цивилизации, это чаще всего письменные документы. Так, можно сказать, что источниками римского права являются манускрипты, надписи, папирусы, ссылки на право, содержащиеся в римской литературе, и т.д
1. Источники и факторы эволюции права……………………………………2-10
2. Социология законодательства……………………………………………10-18
3. Социологический анализ правового поведения…………………………18-22
4. Дайте определение следующим понятиям и категориям: институциональная дискриминация, интеграция социальная, интеракция социальная, интерес социальный, инфантилизм социальный, исследование лонгитюдное………………………………………………………………….22-25
Список использованной литературы……………
4) признание или непризнание ценности права (представления о допустимости выхода за пределы правового поля).
Важная составляющая часть правовой культуры – правосознание. Каждая социальная группа, каждый индивид по-своему понимают сущность права, по-своему видят свои собственные права и обязанности, а также права и обязанности других людей. Совокупность таких представлений о праве образует правосознание. Это по существу оценка права, сумма знаний и представлений о праве, его применении и формах выражения, т.е. это те правовые убеждения, которые присущи населению. Правосознание представляет собой объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение индивида и социальных групп к праву. Формирование правосознания происходит под влиянием исторического опыта общества, а также собственного социального опыта различных индивидов и социальных групп. По уровню отражения социально-правовой действительности выделяют следующие виды правосознания: обыденный уровень, профессиональный уровень и теоретический уровень.
В центре нашего исследовательского интереса будет обыденное правосознание населения, в котором можно выделить следующие компоненты: знание о праве как регуляторе общественных отношений, представление о собственных правах и свободах, отношение к правовым явлениям и к праву в целом, оценка своего правового положения, действующего законодательства и возможности правовой активности. Существуют следующие типы правосознания населения (типология составлена на основе эмпирических социологических исследований особенностей правосознания, подробнее:
1. Активно-позитивный тип – четко выраженное, позитивно направленное
отношение к требованиям правовых норм. В реализации требований правовых предписаний превалируют гражданские мотивы: закон охраняет и защищает интересы личности, общества и государства.
2. Традиционно-позитивный тип – позитивное отношение к правовым нормам, но есть незначительные отклонения от однозначно занятой (нейтральной) позиции. При исполнении норм права существенное значение имеют привычка, личные интересы.
3. Неустойчивый тип – допускается возможность отклонения от требований
правовых предписаний. Главный мотив исполнения правовых предписаний –
личные интересы и боязнь наказания.
4. Пограничный тип – неодобрительное отношение к нормативным
предписаниям, но вместе с тем выполнение их требований из-за боязни наказания.
Правовая грамотность, а именно правовые знания составляют ядро правосознания. Роль правовых знаний в упорядочении сознательной деятельности личности в правовой сфере весьма значительна. Вся эта деятельность предполагает в качестве основы не только знание, но и понимание тех требований, которые государство предъявляет к гражданину. В эмпирических исследованиях определить уровень правовой грамотности населения можно, выяснив следующее: самооценку правовой информированности граждан; степень информированности по различным областям права; тематики, которые в первую очередь интересуют не интересуют население; потребности населения в правовых знаниях, в том числе по конкретным отраслям права.
Правовая культура находит свое воплощение как в правосознании, правовой грамотности, так и в правовых установках, и как их следствие, в правовом поведении. Правовая установка – это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права – правомерному или неправомерному – варианту поведения. Обычно в юридико-социологических исследованиях выделяют четыре вида правовых установок:
1) принципиальные – человек
соблюдает требования права
2) прагматические – человек считает, что ему выгодно соблюдать правовые
требования;
3) конформные – привычка следовать общепринятым требованиям;
4) вынужденные – основываются на страхе наказания.
Таким образом, типы правовых установок, правового поведения располагаются на оси «самоконтроль – санкции – девиация». Т.е. человекпринимает нормы и ценности права, действует в соответствии с ними, самостоятельно, на уровне самоконтроля поддерживает существующий порядок. Человек принимает нормы права, действует в соответствии с его требованиями под давлением социального контроля, где поведение регулируется при помощи санкций. И крайний случай - девиация - отторжение правовых норм и ценностей, поведение, противоречащее им. Отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскапизма или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.
Итак, социология права, как отрасль социологического знания в качестве основной задачи предполагает исследование правового сознания, правовой грамотности и информированности, правовых установок личности, социальных групп и их влияние на правовое поведение.
4. Дайте определение следующим понятиям и категориям: институциональная дискриминация, интеграция социальная, интеракция социальная, интерес социальный, инфантилизм социальный, исследование лонгитюдное.
Институциональная дискриминация – систематическая дискриминация членов некоторых групп, осуществляемая институтами общества в их повседневной деятельности.
Социальная интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, выработки обществом единой идеологии. Основой социальной интеграции служит общественная деятельность людей в рамках того или иного общественно-политического строя. При тоталитарном режиме социальная интеграция протекает чаще всего путем насилия, террора, лицемерной проповеди всеобщего согласия и примирения, насаждения в народе патриархальных и монархических иллюзий, ущемления прав и свобод граждан, национальных меньшинств и т.д. В демократическом обществе социальная интеграция осуществляется на основе свободного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества экономических регионов и государств. Она предполагает эффективное разделение труда, обмен научными достижениями и передовыми технологиями, координацию направлений и темпов экономического и социального развития, установление единой системы стандартов в производстве, создание различного рода консультативных и координационных центров и т.д. и имеет целью взаимопомощь, выравнивание показателей экономического и социального развития стран и регионов.
Интеракция социальная – (англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale).
1. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции.
2. Процесс взаимообусловленног
3. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, социальных групп и систем друг на друга.
Социальный интерес или Gemeinschaftsgefuhl, - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в социальном контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.
Социальный интерес проявляется в различных формах. Одной из них является готовность человека к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность человека давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного человека к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого человека быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, которые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с другими людьми и сотрудничать с ними.
Социальный инфантилизм - это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.
Лонгитюдное исследование - основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установленить родственные связи между его этапами. Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом за это время происходит некоторое событие, и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы.5
Списиок использованной литературы:
1. Бенедик И.В. Психология. – Севастополь – 2008.
2. Касьянов В.В, Нечипуренко. В.Н. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г.
3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
3. Кондаков И.М. «Социология права». Психологический словарь – 2012.
Другие издания
4. Булавкин A.A. Особенности присваивающего правового поведения в российском обществе // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое. Материалы IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (1-2 декабря 2008, Ростов-на-Дону). М.; Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008.
5. Лапаева В.В. Социология права: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. – 2012. Электронная версия.
1 Фролов С.С. Социология. М., 1999. С. 246.
2 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. С. 292.
3 Социология: Учебник для юридических вузов. СПб., 2000. С. 350-352.
4 Лапаева В.В. Социология права. С. 209.
5 В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г.