Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:14, реферат
Марксистская социология - подходы в академической социологии, использующие марксизм. Значение поддисциплины выросло особенно в 1960-е гг. в Европе и США, являясь реакцией на преобладание структурного функционализма и политического консерватизма в институционной социологии. В 20-м столетии интеллектуальное развитие марксизма продолжалось в основном за пределами академических учреждений и пользовалось ограниченным влиянием на социальные науки
Введение
1.Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм
2.Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба
3.Общественное развитие
4.Развитие марксистской теории в России
4.1Роль Г.В. Плеханова в развитии социологической мысли
4.2Социологическая мысль в трудах марксистов XX столетия: В.И.Ленин,Н.И. Бухарин, А.А. Богданов
4.3Критика марксистской социологии представителями других направлений
Заключение
Список использованной литературы
Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе – процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп.
Понимание движущих сил развития общества и основных форм социальных изменений нельзя отделить от понимания общественно-экономической формации, согласно которому признается, что все конкретные общества в отдельные исторические периоды – эпохи производства – имеют общие основные характеристики. Основу для понятийного определения общественно-экономической формации в своих трудах К.Маркс указывал в предисловии к "Критике политической экономии", что азиатский, античный, феодальный и современный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.
Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших в сравнении с прежними состояний общества и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени.
Революция происходит тогда, когда развитие производительных сил общества достигнет такой ступени, на которой они происходят в противоречии с отношениями, сложившимися между людьми в общественном производстве. Эпоха социальной революции наступает тогда, когда на известной ступени развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями.
4. Развитие марксистской теории в России.
Довольно раннюю и также весьма глубокую
и оригинальную разработку получила в
России маркситская социология, которая,
как и позитивизм, зародилась в западной
Европе. Она представлена трудами первого
русского теоретика марксизма Н.И. Зибера,
затем Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А Богданова
(Малиновского) и многих другихб включая
таких учёных послеоктябрьского периода
Н.И. Бухарин и другие, кто развивал это
направление в социологии вплоть до 30-х
годов.
4.1 Роль Г.В. Плеханова в развитии социологической мысли.
Параллельно с субъективной социологией
и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе
с ними в России развивалась социология
марксизма, представленная, как мы уже
сказали, двумя основными теориями: ортодоксальным
и легальным марксизмом. Заметной фигурой
социальной мысли 1-го периода
является Г.В. Плеханов (вместе с В. И. Лениным),
который представлял в тот период ортодоксальный
марксизм.
С точки зрения марксизма Плеханов излагает
в своих работах важные философские и
социологические вопросы - о роли личности
в истории, о диалектике свободы и необходимости,
и другие проблемы, ставшие предметом
идейной борьбы марксизма. Большой вклад
Плеханова в развитие социологической
мысли выражается, в частности, в критике
субъективной социологии народничества,
которая исходила из того, что главным
двигателем истории являются не народные
массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты,
"критически мыслящие личности".
Плеханов, в свою очередь, являясь противником
субъективизма, утверждал, что ценен не
отдельный индивид, а объективная общность
людей в целом, которая «двигает историческим
прогрессом в обществе ».
Исходя из этого, свобода, является познанной
необходимостью, она - осознание объективных
закономерностей общественного развития.
"Мы убеждены, - писал Плеханов, - что,
когда общество ступило на след естественного
закона своего движения, оно не может ни
перескочить естественные фазы своего
развития, ни устранить их декретами. Но
оно может сократить и облегчить мучения
родов". Социалисты, ставшие на позиции
научной теории марксизма и овладевшие
их философским методом - диалектикой,
убедились в "исторической закономерности"
капитализма в России, в том, что "никакие
исторические особенности данной страны
не избавляют ее от действия общих социологических
законов". Таким образом, Плеханов отрицал
возможность индивидуального развития общ
4.2 Социологическая мысль в трудах
марксистов XX столетия: В.И. Ленин, Н.И.
Бухарин, А.А. Богданов.
В марксизме предметом социологического
исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих
его структурных элементов — личностей,
социальных общностей, социальных институтов.
В учебном пособии « Социология » (М.: Мысль,
1990.- С. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских методологичес
Предметом социологии в марксизме является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Перечислим наиболее важные принципы материалистического учения об обществе:
1.Одним из важнейших
принципов исторического
2.Признание закономерности в
материалистической концепции
3.Третьим важным принципам
материалистического учения об
обществе является утверждение
об его поступательном
В. И. Ленин, оценивая значение
этого учения для обществоведения, писал:
«Хаос и произвол, царившие до сих пор
во взглядах на историю и политику,
сменились поразительно цельной и стройной
научной теорией, показывающей, как из
одного уклада жизни развивается вследствие
роста производительных сил другой, более
высокий» (Ленин В. И. ПСС. Т. 9.- С. 55).
4.Применение к анализу общества общенаучного
критерия. Закономерности и причинной
обусловленности в развитии увязывается
в марксизме с признанием своеобразия
развития общественных процессов. Эта
увязка нашла свое яркое выражение в концепции
развития общества как естественноисторического
процесса. Естественноисторический процесс
столь же закономерен, необходим и объективен,
как и природные процессы. Он не только
зависит от воли и сознания людей, но и
определяет их волю и сознание. Но в то
же время, в отличие от процессов природы,
где действуют слепые и стихийные силы,
естественноисторический процесс представляет
собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе,
как проходя через сознание людей. В связи
с этим в марксистской социологии б
5)Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология
4.3 Критика марксистской социол
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общес
Поскольку ученые-обществоведы, стоявшие
на марксистских позициях, заявили о том, что
они отражают интересы пролетариата, рабочего
класса, то, естественно, возникал вопрос,
не противоречит ли их такая «ангажированность»
провозглашаемому ими же принципу объективности.
В работах марксистов это противоречие
разрешалось по такой схеме: поскольку
пролетариат является самым передовым,
прогрессивным классом, то он выражает
запросы и интересы всего человечества
(пролетарское совпадает с общечеловеческим),
а, следовательно, он заинтересован в объективном
анализе общественных процессов. А это
означает, что в учении марксизма об обществе
партийность совпадает с объективностью.
Однако исследователи отмечают, что в
результате реализации принципа партийности
научные исследования об обществе были
крайне идеологизированы. Они носили односторонний,
необъективный характер. Результаты и
выводы этих исследований попадали в зависимость
от интересов правящей в странах «реального
социализма» политической элиты, «партийной
верхушки».
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно,
на наш взгляд, дать следующее определение
науки социологии: социология - это наука,
изучающая общество через призму человеческого
поведения, интересов и потребностей тех
социальных групп, которые это общество
составляют.
Некоторые социологи считают, что общество
является не только объектом, но и предметом
социологии, определяя её по-прежнему как науку об
обществе.
Объектом социологии является общество
и все его элементы, связи, отношения, а
также та часть природы, которая преобразована
в результате взаимодействия с обществом.
К объекту социологии относятся и человек,
и экономика, и политический строй, и духовная
жизнь общества.
Исходя из этого определения, предметом
изучения социологии является не все общество,
а та его сторона, которая определяет интересы
и потребности различных социальных групп,
социальных общностей, а также взаимоотношение
человека и общества. Важным для социологии
понятием является "социальное".
Понятие "социальное" как характеристика
одной из сторон общественной жизни было
введено К. Марксом. При анализе общества,
его процессов и отношений Маркс и Энгельс
использовали два термина - общественный
и социальный. Они употребляли понятие
"общественный", "общественные отношения", когда речь шла об обществе в
целом, о взаимодействии его сторон - экономической, пол
Будучи наукой об обществе, социология
в то же время включает в себя как общую
теорию процессов общественной жизни,
которая является объектом изучения общественных
и гуманитарных наук, так и социальные
теории различных сторон общественной
жизни, т.е. социальные теории труда, образования,
здравоохранения и т.д. и в то же время
социология опирается на достижения статистики,
демографии, психологии и других дисциплин,
которые изучают общество и человека.
Список использованной литературы:
1. Андреев, И.Л. Происхождение человека
и общества / И.Л. Андреев. – М.: Наука, 1988.
– 421 с.
2. Кахарчук, Д.В. Социология / Д.В.
Кахарчук. – М.: Юрайт, 2002.
3. Маркович, Д. Общая социология / Д. Маркович.
– М.: Владос, 1998.
4. Социология. Основы общей теории / ред.
А.Ю.Мягкова. – М.: Флинта, 2003.
5. Социология. Основы общей теории. М.: Аспект пресс, 1998.
6. Общая социология: учебное пособие
/ Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики,
2005. – 474 с.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. – с. 442
2 О диалектическом и историческом материализме / Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. – М.: Политиздат, 1984. – 636 с.