Социология марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:14, реферат

Краткое описание

Марксистская социология - подходы в академической социологии, использующие марксизм. Значение поддисциплины выросло особенно в 1960-е гг. в Европе и США, являясь реакцией на преобладание структурного функционализма и политического консерватизма в институционной социологии. В 20-м столетии интеллектуальное развитие марксизма продолжалось в основном за пределами академических учреждений и пользовалось ограниченным влиянием на социальные науки

Оглавление

Введение

1.Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм
2.Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба
3.Общественное развитие
4.Развитие марксистской теории в России
4.1Роль Г.В. Плеханова в развитии социологической мысли
4.2Социологическая мысль в трудах марксистов XX столетия: В.И.Ленин,Н.И. Бухарин, А.А. Богданов
4.3Критика марксистской социологии представителями других направлений

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология Марксизма.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию российской Федерации

Самарский государственный экономический университет

Кафедра «Социологии и педагогики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Социология марксизма»

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

дневной формы обучения

факультета ИКМиС

специальности Логистика

Савченко Яна

Научный руководитель:

к.соц.н., доцент

Данченко-Морозова Людмила Вячеславовна

 

 

 

 

 

Самара 2013

Содержание

 

Введение

 

1.Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм

2.Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба

3.Общественное развитие

4.Развитие марксистской  теории в России

4.1Роль Г.В. Плеханова в  развитии  социологической мысли

4.2Социологическая мысль в трудах марксистов XX столетия: В.И.Ленин,Н.И. Бухарин, А.А. Богданов

4.3Критика  марксистской   социологии  представителями других направлений

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Марксистская социология - подходы в академической социологии, использующие марксизм.  Значение  поддисциплины выросло особенно в 1960-е гг. в Европе и США, являясь реакцией на преобладание  структурного функционализма  и политического консерватизма  в институционной социологии. В 20-м столетии интеллектуальное развитие  марксизма продолжалось в основном за пределами академических учреждений и пользовалось ограниченным влиянием  на социальные науки. В 60-е гг. возник более широкий спрос на консенсуссные модели общества и предполагаемого эволюционного характера социального изменения. Марксистская социология заинтересовалась не только конфликтными моделями общества и революционными моделями социального изменения, но также методологическими конфликтами. Принятая ортодоксальной социальной наукой ценностная нейтральность  оказалась подорванной привилегированным положением в обществе специалистов, представляющих собой советников крупных компаний и правительств. "Профессиональный взгляд социологов устремлен на людей внизу, а профессиональная корыстолюбивая ладонь протянута к людям наверху" (Николаус, 1972). Для некоторых критиков логика  этого аргумента означала, что марксистская социология  была противоречивой в понятиях: академическое стремление к абстрактному знанию, расходившееся с классовой борьбой, могло лишь препятствовать социалистическим политическим целям. Другие доказывали, что марксистские академики имели в качестве политической роли противодействие "буржуазной идеологии" в академических учреждениях и воздействие на поколения будущих студентов. Преобладающий подход,  однако, применял марксистскую теорию для развития более адекватной социальной науки и делал такое знание  доступным политическим группам.  В течение 1970—1980-х гг. марксистское творчество имело широкое влияние сначала в социологии и исторических исследованиях, затем в других социальных науках  и литературных исследованиях.  
Главный вклад Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы.  
Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства.

Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антогонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени.

 

1.Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм.

 

 

    Наряду  с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX вв. получила социология марксизма. Она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Развитие разработанного К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории было продолжено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма XX в. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относились, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.    

Марксистская  социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей, как А. Смит, Д. Риккардо, К. А. Сен-Симон и другие. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.     

Как отмечали Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, – это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.    

В таком подходе заключается «сведение индивидуального к социальному», что характеризовалось В. И. Лениным (1870 – 1924) как важнейший принцип марксистской социологии и явилось первым решающим шагом к определению и осмыслению объективной социальной основы деятельности и поведения людей и тем самым к материалистическому пониманию истории.    

Следующий шаг в этом направлении заключается  в обосновании роли материальных побудительных сил деятельности людей. Маркс и Энгельс никогда  не отрицали роли сознательных мотивов  производственной, политической и других видов деятельности. Напротив, они придавали большое значение содержанию и направленности этих мотивов. «В истории общества, – писал Энгельс, – действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели». Однако с точки зрения марксизма, намерения и цели людей, вся система их внутренней мотивации в области экономической, политической и иной деятельности обусловлена в конечном счете объективными факторами исторического процесса, находящими свое обобщенное  выражение в действии объективных социальных законов. Исходя из этого делается вывод, что «идеальные побудительные силы», то есть внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причинами исторических событий. В связи с этим Энгельс отмечал, что «непоследовательность (в том числе старого, домарксистского материализма) заключается не в том, что признается существование идеальных побудительных сил, а в том, что останавливаются на них, не идут дальше к их движущим причинам». К последним Маркс и Энгельс относили прежде всего материальные условия жизни общества и  вытекающие из них материальные потребности и интересы социальных субъектов.     

Материальные  потребности и интересы обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории. Маркс писал, что он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов. При этом имеются в виду как их личные, так и общие материальные интересы. Последние, будучи интересами больших и малых социальных групп, выражают, по словам Маркса, «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд». Другими словами, различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы, которые выступают в качестве побудительных сил их производственной и иной деятельности.     

Преодолевая «иллюзии больших и малых робинзонад», марксизм сосредотачивает свое внимание на общественном бытии людей и их общественном сознании. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории. Общественное сознание истолковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективное социальное основание, каковым выступает общественное бытие людей. Указывая на это и одновременно характеризуя суть общественного бытия, Маркс и Энгельс писали: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Развивая эти взгляды, они подчеркивали, что материалистическое понимание истории «остается все время на почве действительной истории, объясняя не практику из идей, а идейные образования из материальной практики».    

Надо  сказать, что как классический, так  и современный марксизм не отрицают ни самого факта существования индивидуального  сознания, ни его роли и значения в жизни и деятельности людей. В то же время марксизм по-своему раскрывает диалектику взаимодействия общественного и индивидуального сознания, отдавая определенный приоритет первому. Показывается не только социальная природа индивидуального сознания, но и существенное влияние на его формирование общественного сознания, проявляющегося в соответствующих взглядах тех или иных социальных групп, общественной психологии и идеологии, духовной культуре общества.    

С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи производным  от общественного бытия людей, имеет  также свою логику развития, вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и так далее. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания. Трудно переоценить значение науки и искусства, передовых идей в области морали, политики и права в развитии современного общественного сознания и общества в целом. И это их значение постоянно повышается.     

Марксистская  социология дает всестороннее обоснование  раскрытого ею диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Несмотря на то, что в производственные отношения вступают люди, наделенные сознанием и ставящие перед собой вполне определенные цели, эти отношения формируются под решающим воздействием объективных условий производственной деятельности, к которым относятся объективные потребности людей и самого производства, а также уровень развития и характер производительных сил. Именно производительные силы общества непосредственно определяют содержание производственных отношений. Они объективно требуют установления таких производственных отношений, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию производительных сил, их оптимальному использованию и тем самым содействовали бы повышению экономической эффективности производства, наиболее полному удовлетворению потребностей людей.    

Этим  требованиям и должны соответствовать  складывающиеся производственные отношения. Если последние не способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил, то в обществе возникают тупиковые, кризисные экономические ситуации, происходит спад производства. Все это ставит общество перед необходимостью замены изживших себя производственных отношений новыми, более прогрессивными, которые отвечали бы современным потребностям развития производительных сил. Эта объективная необходимость рано или поздно осознается людьми и реализуется на практике. Чем раньше это происходит, тем лучше. В противном случае, когда процесс обновления производственных отношений затягивается или, что еще хуже, осуществляется неумело, общество несет большие экономические и социальные издержки, а большинство его граждан вынуждено переживать трагедию обездоленности и нищеты.    

Необходимо  способствовать внедрению таких  форм производственных отношений, которые реально способствуют росту производства и тем самым повышению жизненного уровня народа. Разумеется, для социологии остается важной задача выявления наиболее сильных мотивов производственной деятельности людей, а также формирования у всех работников соответствующей системы ценностных ориентаций.     

Показав роль и значение материального производства в жизни общества, марксистская социология в немалой степени способствовала научному анализу исторического  процесса, его объективных законов. Речь идет об объективных законах развития самого материального производства и его воздействии на другие стороны общественной жизни, общества в целом. Открытие и анализ данных законов существенно ускорили переход от идеалистического понимания истории к ее материалистическому пониманию.     

С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено социальное содержание. Если же исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами, в том числе классовые и национальные отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения.    

Все общественные отношения органически  связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей. Так или иначе, но в марксизме за исходный пункт в исследовании общества берутся не просто индивиды, а их социальные связи и отношения, опосредующие различные виды деятельности. Общество, по словам Маркса «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу». Структура общества предстает как структура (взаимосвязь) присущих ему общественных отношений.    

Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические.     

Материальные  отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения(этот термин ввел в социологию В. И. Ленин) «прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей», то есть складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Разумеется, и данные отношения имеют объективную основу и возникают из объективных потребностей людей. Однако с самого начала они строятся людьми сознательно на основе политических программ, правовых и нравственных норм, религиозных идей, сознательно формулируемых теми или иными идеологами, политическими или же религиозными деятелями и так далее.     

Информация о работе Социология марксизма