Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:00, лекция
Социология, так же как и другие общественные науки, изучает общество. Однако при этом она выделяет собственный предмет исследования и применяет особый понятийный аппарат.
В результате возник
разрыв между фундаментальной
Таким образом,
социология как одна из форм самосознания
общества, изменяется вместе с обществом,
вместе с изменением социальной структуры
и связей между общественными группами,
перераспределением власти и влияния
и усложнением системы социального управления.
Методологические различия между предлагаемыми
социологией подходами иногда огромны.
Но все они выявляют реальные стороны
общества, реальные факторы его динамики,
позволяя социологии занимать важное
место в системе современного научного
знания.
1 ОГЮСТ КОНТ
Конт Огюст (Comte
Auguste) (19 января 1798 – 5 сентября 1857, Франция,
XIX в. - французский философ, социолог, основатель
школы позитивизма (рис. 1). Социология
как высшая ступень венчала иерархию основных
наук: математика — астрономия — физика
— химия — биология. Социология призвана
изучать законы наблюдаемых социальных
явлений, как и любая другая наука, не прибегая
к помощи трансцендентных начал. С точки
зрения Конта, общественные явления образуют
социальный организм и могут быть объяснены
как звенья, включенные в его функционирование.
Рис. 1.1 - Огюст
Конт
Конт в так
называемом “законе трех стадий” (фетишизм,
политеизм, монотеизм) исторического
развития предложил тот подход к
объяснению религии как социального
явления, который был развит позже
в социологии религии в качестве
научной дисциплины. На первой стадии
человек объясняет явления природы как
порождение особых сил, сверхъестественных
сущностей. Теологическая стадия — особый,
отличный от двух последних строй мышления,
“синтез”, гармонизация противоречивых
устремлений, необходимая для того, чтобы
социальная система не развалилась. Теологический
синтез, последней исторической формой
которого был христианский монотеизм,
образует основу всей социальной организации
и пронизывает все стороны общественной
жизни на первой стадии ее развития. Для
этой стадии характерны господство духовенства
и военно-авторитарные режимы.
Теологический
порядок вещей расшатывает
Сначала Конт полагал, что основу нового социального порядка сможет составить наука, позитивное знание, точнее, социология: новое общество будет промышленно развитым и мирным обществом. Позднее, разочаровавшись в возможности науки осуществить социальное переустройство, Конт пришел к идее о необходимости “второго теологического синтеза” и предложил своего рода теократическую утопию, основанную на культе человечества как единого “Великого существа”.